Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения
Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения
Problem-based learning of a competency-contextual learning model
Авторы:
Шамлова Ирина Александровна
ГБОУ "СОШ №1", с. Приволжье, Самарская область, Россия.
e-mail: irina24091994@mail.ru
Shamlova Irina Alexandrovna
Middle School № 1, Privolje, Samara region, Russia.
e-mail: irina24091994@mail.ru
Михеева Лариса Евгеньевна
ГБОУ "СОШ №1", с. Приволжье, Самарская область, Россия.
e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru
Larisa Mikheeva Evgenievna
Middle School № 1, Privolje, Samara region, Russia.
e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru
Аннотация: В этой статье авторы пишут о реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели обучения, раскрывает структуру проблемного обучения, описывает методические приемы по управлению процессом мышления в проблемном обучении.
Abstract: In this article, the authors writes about the implementation of the problem-based principle in the competence-contextual model of learning, reveals the structure of problem-based learning, and describes methodological techniques for managing the thinking process in problem-based learning.
Ключевые слова: компетентностно-контекстная модель обучения, цели проблемного обучения, логическая грамотность, логическое мышление.
Keywords: competence-contextual learning model, goals of problem-based learning, logical literacy, logical thinking
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Один из главных лозунгов проекта нового стандарта – переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности: на выходе из школы выпускник должен быть самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем. Принципиальная позиция определена. В центре должны быть не набор дидактических единиц, обязательных для изучения, а ребенок, формирование его личности, формирование универсальных учебных действий, призванных обеспечить способность ученика добывать знания самостоятельно.
Реализация принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели обучения помогает формировать универсальные учебные действия.
Организация проблемного обучения в рамках модели компетентностно-контекстного образовательного процесса предполагает реализацию принципа проблемности в содержании обучения и в процессе его развертывания в диалогическом общении обучающихся и обучаемого.
Цели проблемного обучения (достигаются совместными усилиями обучающего и обучающихся):
- овладение обучающимися знанием, как ориентировочной основой деятельности;
- развитие теоретического мышления;
- формирование познавательной мотивации;
- создание возможностей исследовательского отношения к научному знанию и способам использования его в контексте своего практического действия и поступка.
Школьный предмет математика призван развивать интеллект, логическое мышление. Еще Ломоносов говорил, что математику нужно изучать только потому, что она «ум в порядок приводит».
Основная особенность технологии проблемно-диалогического обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет их деятельность, и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На уроке ребята должны думать, говорить, мыслить, отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, и в результате вырабатывать характер.
Максимально ориентированные на развитие личности учащегося возможности уже заложены в самой системе общего математического образования, в самой природе математической науки, гармонически сочетающей в себе черты как естественно-научных, так и гуманитарных дисциплин, объединяющей в себе богатейшую совокупность теоретических и практических знаний (естественнонаучную составляющую) и огромный общекультурный потенциал (гуманитарную составляющую). Насколько полно используются эти возможности в реальной практике школы? Как они диагностируются, формируются, развиваются и оцениваются? Предметные знания по математике можно проверить с помощью экзамена, а как проверить умение человека выбрать логически обоснованное решение в конкретном случае, правильность выбранного пути решения задачи, рациональность произведенных действий? Ведь зачастую бывает важен не только результат решения задачи, но и ход рассуждений, свидетельствующий об уровне сформированности универсальных действий, развития логического мышления.
Поэтому сегодня развитое логическое мышление рассматривается не только как важнейшее условие учебной успешности школьника, но и как основа формирования его мотивированной деятельности, умений решать проблемы, возникающие в реальной жизни, способности оценивать свою деятельность, учиться самостоятельно.
Велика роль логического мышления и в формировании ценностных ориентаций личности, обеспечивающих ее устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности, регулирующих мотивацию личности и являющихся важнейшим элементом ее структуры.
Теоретическое мышление, формой которого является мышление логическое, формируется только при организации целенаправленной работы для развития соответствующих операций; если, в школе ребенок не научается теоретическому подходу к решению проблемных ситуаций, то качественного изменения в его развитии не происходит.
Для развития логического мышления средствами математики необходимо знание определенных понятий и законов логики, т.е. логическая грамотность.
Логическая грамотность - свободное владение комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития.
Логическое мышление - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
Руководить развитием логического мышления учащихся – это значит:
1) учить их умело производить умственные операции анализа, синтеза, сопоставления, абстрагирования, обобщения и др.;
2) помогать им овладевать простейшими понятиями, выражать суждения и делать выводы; делать их речь определенной, точной, последовательной и доказательной, т.е. учить мышлению правильному, соответствующему элементарным правилам логики.
Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (развивается логическое мышление, речь и творческие способности),а также воспитывается характер.
Изучение нового материала в технологии проблемного обучения имеет свою структуру.
1. Этап введения знаний.
Он содержит два самостоятельных звена: постановку проблемной ситуации и поиск решения. Постановка учебной проблемы - этап порождения вопроса или формулирование темы урока.
Проблемная ситуация – это состояние мыслительного взаимодействия человека с предметом познания, направленного на поиск, «открытие» и овладение новым знанием относительно научных фактов, принципов, закономерностей и условий собственного действия и поступка.
Субъективные признаки проблемной ситуации:
- переживание интеллектуального затруднения в условиях собственного действия и поступка;
- вопрос к себе о неизвестном знании, способе или условии действия или поступка.
Методические приемы по управлению процессом мышления в проблемном обучении:
- постановка проблемных и информационных вопросов;
- выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение;
- побуждение обучающихся к совместному размышлению;
- обращение к обучающимся за помощью;
- ведение минидискуссии с обучающимися.
Проблемные и информационные вопросы как средство управления мыслительной деятельностью обучающихся:
- информационные вопросы направлены в «прошлое», к усвоенному на предшествующих занятиях материалу;
- проблемные вопросы направлены в будущее, к тому неизвестному (обучающемуся), новому (для обучающегося) знанию, как средству собственного действия и поступка.
Основные функции проблемного вопроса:
- фиксирует результаты рефлексии, мысленного анализа проблемной ситуации, отделения понятного от непонятного, известного от неизвестного;
- формулирует неизвестное в речи;
- указывает на область поиска неизвестного;
- ставит неизвестное на место цели мыслительной активности;
- вовлекает обучающихся в диалог по совместному поиску ответа на проблемный вопрос, то есть выступает фактором порождения диалогического общения обучающихся.
Поиск решения - это процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием нового знания. В результате анализа условий проблемной ситуации она приобретает вид проблемы, которая фиксирует противоречивость теоретической или практической ситуации, ее компонентов и условий. Проблема и является основной единицей содержания компетентностно-контекстной модели обучения.
Форма активности обучающихся:
- активное слушание и понимание;
- ведение записей;
- постановка вопросов обучающему или другому обучающемуся, или самому себе для последующего поиска ответов.
Эффективность проблемного обучения определяется:
- педагогическим мастерством обучающего;
- методически грамотной реализацией принципа проблемности в содержании;
- личностным, пристрастным отношением обучающеего к содержанию;
- организацией продуктивного диалога с обучающимися;
- отражением в содержании предметного и инструментального контекста деятельности;
- обеспечением условий, порождающих личностно-смысловое отношение обучающихся к содержанию усваиваемого материала.
Открытый урок в 1 классе проводился по теме: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток".
По тематическому планированию на изучение этой темы отводится 10 уроков и планирование выглядит так:
Тема Кол-во часов (10) |
Результаты |
УУД |
Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения. «Приём разложения числа на части при сложении чисел с переходом через десяток» Семинар по теме: «Сложение чисел с переходом через десяток» Практикум по теме: «Сложение чисел с переходом через десяток» Самостоятельная работа. Обобщающие уроки Итоговая работа |
Знать приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Знать таблицу случаев сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Уметь представлять числа в пределах 20 в виде суммы однозначных чисел. Уметь применять полученные знания.Уметь решать задачи и примеры. |
Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;Ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности.Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Познавательные: Использовать модели и схемы для решения задач. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Обобщать, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Устанавливать аналогии. Коммуникативные: Учитывать разные мнения в сотрудничестве. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве. Осуществлять контроль по результату и по способу действия. |
По планированию 2 часа отводится на изучение нового материала, на которых реализуются: постановка проблемной ситуации, осуществляется процесс исследования вопроса. Следующие 4 часа отводятся второму этапу структуры технологии проблемного обучения.
2. Этап воспроизведения знаний.
Этап воспроизведения знаний (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл: углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу.
Открытый урок посвящён этапу воспроизведения знаний.
Структура урока:
1. Постановка цели (дети формулируют цели сами) Учиться решать примеры и задачи, развивать память, речь, логическое мышление, быть активными на уроке, совершенствовать УУД.
2. Воспроизведение изученного на более высоком уровне. (Алгоритм, схема-опора).
3. Работа в паре на компьютерах. ИКТ (повторение состава чисел 11, 12, 13), а также правила нахождения неизвестного слагаемого, суммы.
4. Решение задач в паре и самостоятельно.
Способы личностного, диалогического включения обучающего в общение с обучающимисяна данном этапе состоят в следующем:
- обучающий не «законодатель», а собеседник;
- делится своим личностным и интеллектуальным достоянием, а не «передает» информацию;
- заинтересован в суждениях обучающихся;
- истинность информации демонстрирует посредством доказательства;
- обсуждает разные точки зрения на проблему и ее разрешение;
- подводит обучающихся к самостоятельным выводам, делает их соучастниками поиска разрешения противоречий;
- использует информационные и проблемные вопросы;
- стимулирует поиск обучающимися собственных ответов;
- добивается совместного думания с обучающимися;
- задает проблемные вопросы для обсуждения на последующих занятиях и самостоятельной проработки.
В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения, они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.
Формирование общеучебных умений и навыков работы является одной из основных задач, заявленных в образовательных стандартах как одна из важнейших целей современного образования. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Учащийся - «архитектор и строитель» образовательного процесса.
Задача школы: формировать у каждого ребенка умения учиться, учить себя. Выполнить эту задачу поможет технология проблемного обучения компетентностно-контекстной модели обучения.
Список литературы:
1. Вербицкий А.А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетекстного подхода/А.А.Вербицкий, О.Б. Ермакова/ Педагогика, 2009, № 2.- с.12-18.
2.Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова.- М. : Логос, 2009.-336-339с.