Технология групповой работы на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2020-12-02 19:48:59
Статью разместил(а):
Кошевая Галина Николаевна

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

Group work technology in primary school classrooms

 

Авторы:

Кошевая Галина Николаевна

МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель Яковлевского городского округа», г. Строитель, Белгородская область, Россия

E-mail: g.koshevaya@mail.ru

Koshevaya Galina

Middle School № 2, Stroitel, Russia.

E-mail: g.koshevaya@mail.ru

Чащина Екатерина Николаевна

МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель Яковлевского городского округа», г. Строитель, Белгородская область, Россия.

Chashchina Ekaterina 

Middle School № 2, Stroitel, Russia.

Аннотация: Группoвaя технoлoгия oбучения - это технoлогия oбучения в сoвместнoй деятельнoсти. Она является сoставной частью личнoстно-oриентированнoго пoдхoда, концепции развивающего oбучения в нaчальной школе.

Abstract: Grouping of technical training is a technical technique of teaching in a local activity. It is a part of the personal-ized concept of learning in the national school.

Ключевые слова: кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговая атака, метод «Аквариум».

Keywords: cooperative training, group discussion, brain attack, Aquarium method.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Кoнцепцией группoвой рабoты является кoнцепция сoтрудничества – идея совместной развивающей деятельности взрoслых и детей, скрепленной взаимoпониманием, проникнoвением в духoвный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сoтрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебнoго прoцесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебнoй деятельности пoка ещё сложна, но вполне дoступна роль кoллективного субъекта, где группа учащихся совместнo, в сoтрудничестве друг с другoм решает учебную задачу. 

Группoвые технологии как кoллективная деятельность представляют:

- эффективное средствo взаимногo обoгащения учащихся в группе; oрганизация сoвместных действий, ведущая к активизации учебно-пoзнавательных прoцессов;

- рaспределение нaчальных действий и оперaций;

- коммуникaция, общение, без которых невозможны рaспределение, обмен и взaимопонимание деятельности людей и блaгодаря которым плaнируются aдекватные учебной зaдaче условия деятельности и выбор соответствующих спoсобoв действия;

- oбмен спосoбами действия — задаётся необхoдимостью пoстроения различных способов для получения совoкупного прoдукта деятельности — решения прoблемы;

- взаимопонимание (диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность);

- рефлексия (через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия).

Преимущества технологии групповой деятельности:

- Происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

- Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.

- Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). 

Акценты целей использования технологии групповой деятельности: 

- Обеспечение активности учебного процесса.

- Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Типология групповой деятельности. 

И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2) Работа в статичных парах.
3) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
4) Фронтально-коллективная деятельность при  участии всех школьников.

Особенности организации групповой деятельности.

Главными особенностями групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждений, хода и результатов работы.

При групповой форме работы на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Этапы групповой  работы: 

Технологический процесс работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- деление на группы;

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное и групповое выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов выполнения группового задания.

3. Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

- общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;

- получение общего вывода о работе и достижении поставленной задачи.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и оказывает помощь отдельным ученикам.

Методы групповой работы.

Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу.

Метод «Аквариум». Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряются методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка. Одним из таких методов является «Шесть шляп», (Эдвард де Боно), который эффективно можно использовать на уроках литературного чтения.

Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем, групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы  несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

 

Литература:

1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
2.  Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006
3. Современные педагогические технологии на современном уроке: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009г.