Метапредметные связи курса Основ православной культуры и светской этики в начальной школе
Метапредметные связи курса Основ православной культуры и светской этики в начальной школе
Interdisciplinary connections of the course of the Fundamentals of Orthodox culture and secular ethics in primary school
Автор: Байкина Елена Викторовна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35», г. Саранск, Республика Мордовия, Россия.
e-mail: lena.baikina@yandex.ru
Baikina Elena Viktorovna
School №35, Saransk, Republic of Mordovia, Russia.
e-mail: lena.baikina@yandex.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что предмет ОРКСЭ служит метапредметной основой, которая объединяет воспитательный потенциал школьных гуманитарных дисциплин, таких как «Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».
Abstract: Resume: In this article, the author writes that the subject of ORCSE serves as a meta-subject basis, which unites the educational potential of school humanitarian disciplines, such as "Literary reading", "Russian language", "The world around", "Fine arts".
Ключевые слова: Урок, предмет «Основы православной культуры».
Keywords: Lesson, subject "Foundations of Orthodox Culture".
Тематическая рубрика: Начальная школа.
«Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать» В.А.Сухомлинский.
Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует рассматривать как составную часть усилий, направленных на воссоздание системы нравственных ценностей российского общества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является православие, законы которого учат жить в любви с миром и самим собой. Этот предмет может служить мета предметной основой, которая объединяет воспитательный потенциал школьных гуманитарных дисциплин, таких как «Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».
Я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки. На уроках литературного чтения в 3-м классе ребята знакомятся со сказками: «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., эти уроки становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Сказки хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Они несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью.
Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Султане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй». При знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «Бог не в силе, а в правде», «Засыпь правду золотом, а она всплывёт», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» - и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию.
Я думаю, что педагог должен защитить детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Так на уроках русского языка даю небольшие предложения для разбора и прошу объяснить, как понимаете смысл данного предложения, например, много на свете умных, да добрых мало. Пишем сочинение о добре и милосердии, выполняем проекты «Добро и зло», «Что такое дружба?», «Моя семья». Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. По окружающему миру при изучении темы Природа в опасности ,задаются вопросы : Какие разрушения человек может нанести природе? Какую ответственность несёт человек за сохранение природы с точки зрения православной культуры. Перед кем держит ответ?(перед людьми, перед Богом) Какие чувства испытывает человек, который совершил плохой поступок и раскаивается в этом? (печаль, ему плохо на душе) Перед кем в этом случае ему приходится отвечать? (перед собой) Как вы поняли, что такое христианское отношение к природе? (соблюдение заповедей). Весь ход урока, основанного на межпредметных связях, пронизывает идея единства содержания и формы.
Во внеурочное время организуем фотовыставки «Мир вокруг нас», выставки рисунков под названием «Мой любимый православный праздник». Творчески раскрылись даже те дети, которые были замкнуты и не уверены в себе. Дети научились работать в группах и коллективе.
Мы посещали с ребятами музей боевой славы, памятники истории и культуры. После таких экскурсий дети готовили сообщения о конкретном человеческом поступке, объясняли ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.
Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания».
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
2. Энциклопедия "Мудрость тысячелетий", 2006г. Москва "Олма - Пресс".