Формирование творческого мышления учащихся через проектную деятельность
Формирование творческого мышления учащихся через проектную деятельность
Formation of creative thinking of students through project activities
Автор: Cтарикова Виктория Викторовна
почетный работник общего образования Российской Федерации, педагог МБОУ КГО «СОШ № 2им. А.С.Пушкина», Костомукша, Республика Карелия, Россия
E-mail: vika.64@list.ru
Starikova Viktoriia Viktorovna
Honorary Worker of General Education of the Russian Federation, teacher MBOU KGO "Secondary School № 2im. A.S.Pushkina ”, Kostomuksha, Republic of Karelia, Russia
E-mail: vika.64@list.ru
Аннотация: В этой статье автор раскрывает виды проектов, формы работы над проектами, рассказывает о проектной-деятельности в начальной школе. Дает краткое описание проектов и дальнейшее продвижение творческих проектов учащихся.
Abstract: In this article, the author reveals the types of projects, forms of work on projects, talks about project-based activities in elementary school. Gives a brief description of projects and further promotion of creative projects of students.
Ключевые слова: проектная деятельность, проекты, ТРИЗ.
Keywords: project activities, projects, TRIZ.
Тематическая рубрика: начальная школа.
Проектная деятельность как метод, как основная дидактическая единица технологического образования способствует изменению структуры урока, развитию инициативы и самостоятельности школьников, формированию познавательной деятельности.
Работать по методу проектов мне позволяет программа, которая подготовлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, с требованиями к уровню подготовки выпускников.
Это программа по технологии:
- для начальной школы – автор Проснякова Татьяна Николаевна;
- для среднего звена – программа основана на использовании метода проектов в технологическом образовании школьников автор Сасова Ирина Абрамовна.
- Проекты, о которых я сегодня хотела бы рассказать это:
- индивидуальные и парные проекты (краткосрочные)
- групповые проекты (краткосрочные)
- учебные проекты (долгосрочные)
- проекты, выполненные творческой группой (внеурочная работа)
- индивидуальные проекты (долгосрочные, во внеурочное время)
Индивидуальные и парные проекты: эти проекты выполнены учащимися начальной школы на уроках: |
|
· Грибы в лесу, 1 класс · Фрукты, 1 класс · Домик в деревне, 2 класс · Моя семья, 2 класс · Огонь не только друг…, 2 класс · Белокаменная церковь, 3 класс · Карелочка, 3 класс · Букет сирени, 3 класс · Домик, 4 класс · Бюст защитника Отечества, 4 класс · Кукла скрутка, 4 класс · Шкатулка, 4 класс |
Групповые проекты: · Дерево дружбы, 1 класс · Дружная семейка, 1 класс · Мой город, 2 класс · Дружат дети всей земли, 2 класс · Письмо Деду Морозу, 2 класс · Старик и золотая рыбка, 2 класс · Здравствуй, лес, дремучий лес, 2 класс · Деревенское подворье, 3 класс · Мы – кадеты, 3 класс · Мои родители работают на ГОКе, 4 класс · Вороные кони, 4 класс · Репка, 4 класс · Курочка Ряба, 4 класс · Деревенские жители, 4 класс · Пожар в сказке «Три поросенка», 4 класс · Правила дорожные знать каждому положено, 4 класс |
Учебные проекты: В 2007 году я прошла обучение по основному курсу программы Intel «Обучение для будущего» «Учебный проект». Первый учебный проект, над которым мы стали работать с учащимися 4 класса - это «Народные художественные промыслы». Ребята работают в группах по интересу, изготавливая бумажный сервиз с отражением одного из выбранных ими промыслов. Подведение итогов работы проходит на конференции, где ребята защищают свои проекты. · 2007-2008 учебный год. Народные художественные промыслы. Конкурс «Лучший учебный проект» 2007 (сервиз из бумаги с отражением народных промыслов, 4 класс) · 2008-2009 учебный год. Глиняная игрушка, 4 класс. Дымковская, филимоновская и каргопольская игрушка. Лепка, роспись и защита проекта на школьной конференции. |
Еще одна форма работы над проектом — это «творческая группа». В нее входят 3-4 учащихся и руководитель проекта. Это внеурочная работа. Проекты, подготовлены творческими группами, принимают участие в конкурсах: · 2008-2009 учебный год. Проект «Веселый девичий хоровод». Над проектом работал творческий коллектив «Рукодельницы» - Соня, Маша, Артем - 2 класс (Всероссийский открытый конкурс для педагогов «Мультимедиа урок в современной школе») · 2009-2010 учебный год. Проект «В ткацкой мастерской». Над проектом работал творческий коллектив «Золотые ручки» - Кристина, Ира, Януш - 3 класс. Творческий коллектив вошел в число лучших Второго открытого профессионального конкурса педагогов "Мультимедиа урок в современной школе", направление "Предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления". |
|
Долгосрочные индивидуальные проекты. Над этими проектами работают учащиеся старших классов во внеурочное время. · Русский сарафан, 9 класс · Игрушка: вчера и сегодня, 9 класс · Костюм царевны – Лебеди, 10 класс · Древнерусская рукописная книга, 10 класс · Современный взгляд на традиционный свадебный костюм карельской невесты, 11 класс |
|
На Всероссийском открытом конкурсе научных, исследовательских и проектных работ «первые шаги» проект награжден медалью Эвариста Галуа.
Свой опыт я с удовольствием распространяю: · в журналах «Начальная школа» · авторская книга «Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы» · в сети Интернет: конкурс учебных проектов · всероссийский открытый конкурс для педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» · единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Региональная коллекция. |
- портал «КМ-Школа» (размещены конкурсные материалы.)
- портал «Сеть творческих учителей»
- сайт «Завуч»
- городской сайт учителей технологии
- персональная страница на образовательном портале «Непрерывная подготовка учителей технологии»
- сборник материалов IV международной заочной научно-практической конференции (14 октября 2009 года) «Непрерывное образование учителя технологии: информатизация учебного процесса.
- авторская статья «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как одна из форм повышения качества начального образования».
- авторские сайты учителя.
Применительно к образовательной области «Технология» метод проектов имеет много общего с разработанной в России теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Имея много общего с ТРИЗ, метод проектов является более «законченной» и эффективной методикой преподавания. Реализуя метод проектов, школьники знакомятся с методами определения потребности, методами планирования, приемами изготовления изделий, методами проведения испытаний и оценки готового изделия. Важнейшим при этом является тот факт, что детям, знакомым с методом проектов, не придется переучиваться в дальнейшей жизни, потому что они будут готовы к решению задач на уровне изобретений и открытий.
Список литературы:
- Журнал «Начальная школа плюс до и после», 2018 г., №4, статья «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную».
- Персональная страница на образовательном портале «Непрерывная подготовка учителей технологии»
- Авторская книга «Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы (+ CD-ROM)»