Преемственность уровней начальной школы и основного общего образования

Дата публикации: 2021-02-21 14:26:19
Статью разместил(а):
Хващевская Наталия Борисовна

Преемственность уровней начальной школы и основного общего образования

Succession of primary school and basic general education levels

 

Автор: Хващевская Наталия Борисовна

Лицей № 2, г. Красноярск, Россия.

e-mail: hvashevskaya@mail.ru

Khvashchevskaia Nataliya

Lyceum № 2, Krasnoyarsk, Russia.

e-mail: hvashevskaya@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос преемственности между начальной школой и средним звеном основной школы.

Abstract: The article discusses the issue of continuity between primary school and secondary school

Ключевые слова: начальная школа, средняя школа, преемственность.

Keywords: elementary school, high school, continuity.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю школу, для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую, и, очень проблемным.

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым. Однако, несмотря на многочисленные и многолетние  обсуждения этой проблемы практика ее решения пока далека от теории.

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. У детей  с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с  новыми  ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно  реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти  объективно сложные психологические этапы взросления, несомненно, требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны  педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между ним и учениками.

Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация  детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1  и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый  субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности  между начальной и средней школой. В частности по следующим аспектам:

1) Взаимодействие программ обучения: зачастую класс, обучающийся  в начальной школе по одной  из традиционных систем  обучения, но уровня отвечающего современным потребностям «Гармония», «ПНШ» - переходя в среднее звено, возвращается к традиционной «советской системе», но дети то из нее уже выросли, т.е. мы искусственно возвращаем их назад.

2) Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству  его оформления. Уровень изложения  знаний в средней школе, конечно, значительно  отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей (представьте, что у вас 10 начальников, и каждый выдвигает свои требования), к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т.д.

3) И, наконец, единство (точнее сказать, его отсутствие) подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю школу меняют свой «статус» на более низкий. И это не всегда связано только с объективными трудностями обучения. Наблюдаю сейчас за своими детьми, труднее всего троечникам и детям, которые «4» зарабатывали трудом.

Учителя-предметники подчас не имеют возможности учесть (или не желают) индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально  имеют такую возможность в силу  многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Зачастую мы, в начальной школе, пишем, и наши программы рекомендуют разноуровневые работы, за счет таких работ успешные ученики растут, поднимаясь на новый уровень. А дети имеющие определенные трудности зачастую справляются с образовательным стандартом и чувствуют себя успешными.

Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать от учителя приговор: «Ты не успел, значит, не сделал». Тем не менее, ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно- гуманный подход  является прерогативой только начального звена обучения,  а средняя школа не имеет к этому никакого отношения.

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест, в процессе обучения, часто они приводят к резкому увеличению нагрузок. И надо признать, что медики совершенно справедливо бьют по этому поводу тревогу. Учителя начальной школы зачастую используют дифференцированный подход: домашнее задание дается различного уровня, и учащиеся сами выбирают, какой вариант им выполнить.

Мы с  учениками проводили анкетирование в конце 4 класса, о том, что они ждут от 5 класса и оказалось, что дети не боятся новых учителей, кабинетной системы. Общим было то, что практически во всех анкетах  ожидание профессионалов и качественного обучения. Вот дети сегодняшнего дня. Они знают для чего пришли в школу.

Учителя 5 классов должны быть наиболее квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам.

Ведь обучение - это не просто передача знаний, а, прежде  всего, жизнь ребенка в школе.

Понять природу ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того что заложено, притушить отрицательные стороны его характера – вот  в чем суть. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения - наисложнейший труд. Воспитывать ребенка на его силе, а не на слабости.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие  приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

Преемственность - это прежде всего, сотрудничество учителей начального и среднего звена, школьных  психологов, социального педагога и администрации школы. Сотрудничество можно реализовать через школьный  консилиум. Его цель-  отработка  взаимодействия учителей выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом консилиуме принадлежит психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. На консилиуме обсуждаются не только психолого-педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене,  но также формы и методы работы с детьми данного класса, те педагоги среднего звена должны знать о каждом ребенке, которого принимают. По новым стандартам мы формируем портфолио каждого ребенка, которое передадим классному руководителю, изучив его можно проследить продвижение каждого ученика во всех аспектах школьной жизни.

В рамках  сотрудничества должны проводиться и уроки, на которых в начальной школе присутствуют (или даже сами проводят) учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего года, в 5 классе,  эта практика продолжается, теперь уроки посещают бывшие учителя начальных классов.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает единение в следующих направлениях:

· образовательные программы;

· организация учебного процесса;

· единые требования к учащимся;

· структура уроков.

Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.