Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие речи учащихся как одна из основных задач начального образования

Дата публикации: 2021-02-23 16:23:33
Статью разместил(а):
Савина Ирина Владимировна

Развитие речи учащихся как одна из основных задач начального образования

The development of students ' speech as one of the main tasks of primary education

 

Автор: Савина Ирина Владимировна

МБОУ "СОШ", с. Красное, Липецкая область, Россия.

E-mail: savina7s@mail.ru

Savina Irina Vladimirovna

Middle School , Krasnoe, Lipetsk region, Russia.

E-mail: savina7s@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлен опыт применения инновационных технологий речевого развития при организации и проведении уроков в начальной школе.

Abstract: The article presents the experience of using innovative technologies of speech development in the organization and conduct of lessons in primary school.

Ключевые слова: проблемное обучение, игровые технологии, компьютерные технологии, речетворчество.

Keywords: problem-based learning, game technologies, computer technologies, speech creation.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое.  А для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.

В методике развития речи я применяю инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся. Инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

В своей практике я применяю использование инновационных технологий речевого развития:

1) Проблемное обучение.

2) Игровые технологии.

3) Компьютерные технологии.

4) Речетворчество.

Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально-поисковой деятельности детей. Я использую в работе с детьми проблемно-речевые ситуации.

Проблемно-речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, основываясь на имеющийся опыт). Это следующие задания для умения видеть проблемы:

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Составь рассказ от имени другого персонажа»

«Составь рассказ, используя данную концовку»

«Сколько значений у предмета»

«Назови как можно больше признаков предмета» и др.

При этом ребёнок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.

Пример ролевой игры «Юные экологи» на уроке по предмету «Окружающий мир»: разыгрывается ситуация, как мальчик, съев шоколадку, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?

Задания для умения видеть проблемы.

1. «Посмотри на мир чужими глазами».

Читаю детям неоконченный рассказ: «Вечером небо покрылось чёрными тучами, утром же пошёл дождь. Крупные холодные капли дождя падали на цветы, траву, деревья, дома, дороги …»

Предлагаю детям продолжить рассказ. Но сделать это надо несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь в парке с друзьями.

Как ты отнесешься к появлению первого снега? Представь себя водителем автобуса, едущего по дороге, или космонавтом, отправляющимся в полет, президентом страны, сорокой, сидящей на дереве, медведем или ёжиком в лесу. Таким образом, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

2. «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Представьте, что вы на какое-то время стали цветком в классной комнате, озером в лесу, насекомым, человеком определённой профессии. Опишите один день вашей воображаемой жизни.

3. «Составьте рассказ, используя данную концовку».

Учитель читает концовку рассказа и предлагает рассказать о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так. «… Нам так и не удалось уехать к бабушке». «… Маленький котёнок сидел на дереве и громко мяукал».

4. «Сколько значений у предмета».

Детям предлагается хорошо знакомый предмет. Это может быть журнал, ручка, глобус, портфель, картонная коробка. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

5. «Назовите как можно больше признаков предмета». Называется какой-либо предмет (стул, школа, вертолёт, тетрадь, ваза и др.). Задание для детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стул может быть: красивым, маленьким, старым, низким, деревянным, детским, удобным и др. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

Игровые технологии.

Игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию, я так же применяю на уроках для развития речи.  Устанавливать контакты ребёнок учится с их помощью.

Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая помогает ребёнку выйти на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

На уроках я использую разные игровые формы упражнений, рисунки, забавные сюжеты, с помощью которых ученики попадают в необычную игровую ситуацию.

1. Игровые формы работы.

Игра "Загадалки".

Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нём самом. (Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Кто твой любимый «мультяшный» герой?) Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

2. Составление рассказа по сюжетной картинке (создание различных ситуаций общения)

3. Работа с деформированным текстом.

Ящерка.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг и ухватился за хвост. (2)

Фыркнул щенок, бросил хвост и за ней. Да куда там! (4)

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень. (3)

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. (1)

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает. (5)

Задания для формирования монологической речи и развития воображения.

4. Продолжить рассказ по данному началу.

«Чьи это грядки?»

На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на маленькие грядки. На кучках торчат берёзки росточком со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелёными иголочками. Чьи это грядки? Кто их копает?

На уроках литературного чтения даю задания построить текст, что способствует творческой активности детей.  Например, установить нужный порядок в стихотворении:

Ласточка с весною          3

Травка зеленеет              1

В сени к нам летит          4

Солнышко блестит          2

5. Данные слова в столбиках сверху вниз читать медленно, а снизу вверх быстро.

ручка                  указка

парта                  учебник

доска                  обложка

альбом               кисточка

тетрадь              закладка

Задания:

Какие вещи нужно положить в портфель?

Закройте первый столбик, вспомните слова, назовите их.

Какое слово здесь лишнее?

Придумайте предложение с любым из слов.

Следующее задание может быть таким:

Игра «Новые слова».

По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук [щ]. Образец: Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик)

Девочка, которая поёт. (Поющая девочка)

Девочка, которая бегает. (Бегающая девочка)

Мальчик, который плачет. (Плачущий мальчик)

Мальчик, который пляшет. (Пляшущий мальчик)

Девочка, которая прыгает. (Прыгающая девочка)

Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников.

Игра «Не подведи свой ряд».

1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й -мужского. 3-й -среднего.

Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.

Игра «Отвечай и проверяй».

- Редька где растет? (на грядке)

- Цифры пишут где? (в тетрадке)

- Что мы утром чистим? (зубки)

- Одеваем в холод?  (шубки)

- Любим мы играть … (в снежки)

- Есть на праздник … (пирожки)

Что общего в словах? Есть суффикс -к-.

Не менее важны для развития речи кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Для развития речи важны и компьютерные технологии, поскольку они имеют некоторые преимущества: предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.

В своей практике использую информационно-компьютерные технологии для разных видов и форм работы по развитию речи.

Например, картинный тематический диктант. Учитель показывает слайды, дети называют изображённый предмет, записывают слово по памяти, выделяют орфограмму. В конце работы выполняют проверку.

Диктант с использованием загадок. На слайде записана загадка, дети отгадывают её, объясняют по каким признакам они догадались об отгадке, затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

 Буквенный диктант. Учащимся необходимо записать в столбик только пропущенные безударные гласные, выполнить проверку.

Словарная работа «Рассказ». (Записать рассказ, вставляя пропущенные буквы, заменить картинки словами) и другие.

Также для развития речи использую возможности образовательных онлайн-сервисов (образовательных платформ), которые дают реальную возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов младших школьников. Ученики моего класса являются активными участниками образовательного портала на базе интерактивной платформы для обучения детей Российской цифровой образовательной платформы LECTA, Российской образовательной платформы «Яндекс.Учебник».

Речетворчество.

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения, выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. Здесь необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

На уроке решаются следующие речетворческие задачи:

– учить видеть, слышать и чувствовать текст;

– пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

– развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

Приём свободных ассоциаций:

а) «Что было бы, если бы …» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);

б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации)

в) «Фантастический банан»

г) «Сочини сказку»

Приём «Что было бы, если бы...»

Обучающийся задает себе такой вопрос и пытается на него ответить. Педагог может предложить обучающимся написать сочинение на тему «Что было бы, если бы …?» или «Как изменился бы мир, если бы ...?»

Приём «Брошенный камень».

Обучающийся произносит какое-то слово, связанное определенным образом с заданной темой, и пытается записать следующие слова, которые у него возникают при этом.

Приеём «Фантастический банан».

Обучающийся произносит два любых слова и пытается их соединить. В результате получается новое качество, которое может быть раскрыто и описано.

Приём «Сочините сказку».

Сказка даёт возможность мечтать, возвращает человека в детство, позволяет активизировать творческий потенциал. Сказка даёт первое представление ребёнку о мире, культуре, воспитывает благородство души, сердечную чуткость и сострадание. Это особая литературная форма, которую неизменно любят дети. Именно она помогает определить уровень развития ребёнка, его интересы, индивидуальные качества (доброту, жёстокость, терпимость, равнодушие и др.).

Так же на уроках для развития речи я использую синквейн. Как всем известно, «Синквейн» - от французского «пять строк»

Например.

1. Помидор.

2. Круглый, вкусный.

3. Катится, растёт, зреет.                                                                      

4. Помидор – это полезный овощ.

5. Лето.

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям. Данный приём я использую и на уроках литературного чтения (сочинить сказку, четверостишие), и на уроке окружающего мира (сочинение загадок), и на уроке музыки (сочинение коротких песенок, закличек) и на других уроках.

Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету. Данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах.          

С первого дня пребывания ребёнка в школе я ставлю задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия, благодарности.                                           

С этой целью провожу занимательные упражнения: «Договори фразу»       

- Ученик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте).            

- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)                                             

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо).                                           

- Когда нас бранят за шалости, говори (простите, пожалуйста). И другие.    

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом – условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.

 

Список литературы:

1. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. – М: «Просвещение», 1998.

2. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М: «Просвещение», 1994.

3. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути еѐ развития. – М: «Просвещение», 1985.

4. Нечаева Е.В. Современные подходы к развитию речи младших школьников. /Начальная школа, № 2, 2003.  

5. Политова Н.И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших школьников. /«Начальная школа: плюс минус», №4, 2002.  

6. Соколова Т.Н.  Школа развития речи Т.Н.: Курс «Речь»: методическое пособие. – М:, Издательство РОСТ, 2013.

7. Соколова Т.Н.  Школа развития речи Т.Н.: Курс «Речь»: рабочие тетради для 1 – 4 классов. – М:, Издательство РОСТ, 2013.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN