Методы и приемы формирования и развития функциональной математической грамотности школьников

Дата публикации: 2021-03-25 10:34:05
Статью разместил(а):
Ляхович Галина Аркадьевна

Методы и приемы формирования и развития функциональной математической грамотности школьников

Methods and techniques for the formation and development of functional mathematical literacy of schoolchildren

 

Автор: Ляхович Галина Аркадьевна

МБОШИ «Средняя школа № 17 «Юные спасатели МЧС»», г. Верхняя Салда, Свердловская область, Россия

e-mail: glyahovich@mail.ru     

Lyakhovich Galina Arkadyevna

Secondary School No. 17,  Verkhnyaya Salda, Sverdlovsk region, Russia

 e-mail: glyahovich@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор описывает мотивирующие методы и приемы обучения математике в основной школе, которые применяет в своей практике работы со школьниками, имеющими «низкие» результаты обучения с целью формирования и развития у них функциональной математической грамотности.

Abstract: In this article, the author describes motivating methods and techniques of teaching mathematics in primary school, which he uses in his practice of working with students who have " low " learning outcomes in order to form and develop their functional mathematical literacy.

Ключевые слова: функциональная математическая грамотность, методы и приемы мотивации обучения математике.

Keywords: functional mathematical literacy, methods and techniques of motivation of teaching mathematics.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

На сегодняшний день главной проблемой современного образования является достижение выпускниками школы высокого уровня функциональной грамотности, одной из составляющих которой является математическая грамотность. 

Формирование навыков применения школьниками в различных жизненных ситуациях предметных знаний из области математики является одним из основополагающих принципов-целей результативности учебного процесса.

Основными  тезисами понятия «Математическая  функциональная грамотность» является способность обучающихся:

- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, посредством решения математических задач,

- решать их, используя математические знания и методы,

- обосновывать принятые решения путем математических суждений,

- анализировать использованные методы решения,

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи,

- формулировать принятые решения.

Понятие «Математическая грамотность» является центральным и в исследованиях PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учеников), оценку которой школам нашей области предстоит пройти в этом году. Оно определяется как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину». Предварительные исследования PISA показали низкие результаты российских школьников. 

Очевидно, что успешность процесса формирования и развития математической грамотности зависит во многом, прежде всего, от желания самого ученика овладеть основами математики. Как же пробудить у него желание учиться? А если оно у него есть, то как его сохранить? Как говорил Д. Пойа «Где есть желание, найдётся путь». Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. На сегодняшний день проблема учебной мотивации стоит особенно остро.

Действительно, современные школьники с одной стороны хорошо ориентируются в постоянно меняющемся информационном пространстве, но они усваивают лишь ту информацию, про которую понимают, зачем она им нужна. Они желают получать хорошие отметки, но не желают прилагать каких-либо усилий. Они критично относятся к основным школьным предметам, считая их скучными. Кроме того, в нашей школе обучается большой процент детей, которые находятся в социально неблагополучной среде. Среди них - дети с ЗПР, иноязычные, слабоуспевающие. Поэтому, главная проблема у меня да и, думаю, у многих современных педагогов стоит вопросом: как повысить уровень математической грамотности обучающихся с низкой мотивацией?

Я считаю, что обучение по-настоящему эффективно только тогда, когда у ученика  возникает внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Высокий  уровень мотивации ученика формирует цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность.

Для решения проблемы мотивированной и активной учебной деятельности, я стараюсь использовать различные инновационные методы и технологии, применяя их в совокупности и в интеграции между собой, тем самым стараюсь идти по пути повышения уровня математической грамотности обучающихся. 

Метод проблемного обучения, включающий в себя репродуктивный, частично-поисковый и проблемное изложение, используется мной для развития мыслительной деятельности учащихся; математических способностей; формирования интереса к учению и творческого начала; воспитания активности в обучении. С помощью создания различных проблемных ситуаций, таких как, познавательные (теоретическое мышление), оценочные (критическое мышление), практические (практическое мышление), формирую у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, преодолеваю психологический барьер боязни ученика сказать что-то не так, сделать ошибку. Дети легко и свободно вступают в диалог или дискуссию учатся рассуждать, развивая коммуникативные навыки.

В своей работе стараюсь построить урок так, чтобы он обеспечил развитие познавательной самостоятельности, то есть стремления и умения ученика самостоятельно открыть новое для него. Для этого я стремлюсь увеличить “продуктивность” обучения, что достигается созданием соответствующей организацией познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном. Для повышения мотивации обучающихся использую такие продуктивные приемы.

Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися. 

Например, на уроке алгебры в 7 классе при изучении темы «Формулы сокращённого умножения», предлагаю проблемную ситуацию  через  противоречие нового материала старому, уже известному.

                                                       Вычисляем (2 × 5)²= 2² × 5² = 100

                                                          (3 × 4)²= 3² × 4² = 9 × 16 = 144 

                                                             (5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36

                                                            (3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25 

Попробуйте сосчитать по-другому: (3 + 4)² =7² = 49

Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?

(3 +4)² ≠ 3² + 4². 

Сообщая цель урока, обращаю внимание учащихся на то, что ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. И сегодня им  предстоит сыграть роль исследователей в «открытие » двух из этих формул.

- Активизирующий вопрос, приводящий к диалогу, дискуссии.

- При анализе решения заданий использование игровых соревновательных ситуаций.

- Другие приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и т.д.

- Приемы для создания эмоционального комфорта: системное одобрение; похвала, направленная на формирование положительных оценочных суждений. Доброжелательность, умор, улыбка, умеренные жесты, мимика; создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

- Приемы воздействия на поведение: организация деятельности, а не поведения; преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов;

- Приемы контроля как способа активной деятельности и средства коммуникации. При этом, каждый контроль преследует конкретную цель - анализ результатов контроля; объективность оценочных суждений, требование к выполнению задания, критерии оценок сообщаются заранее; оценка результатов деятельности (а не личности), преобладание положительных оценок, разнообразие форм и приемов контроля; преобладание функции обучающей над контролирующей; использование поощрений, самооценки и самоконтроля.

Метод программированного обучения обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику. Он подразделяется на метод блок-схем и метод составления алгоритма. Его особенность заключается в правильном отборе и разбиении учебного материала на небольшие порции, частом контроле знаний, в обеспечении каждому ученику работать со свойственной ему, индивидуальной скоростью усвоения, что является необходимым условием активной самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала. Для работы мне помогают различные разно уровневые задания, тесты, карточки.

Математическая грамотность ученика – это в первую очередь хорошо сформированные вычислительные навыки и навыки устного счета. Работая над развитием вычислительных навыков, применяю разработанную мной ранее   технологию развития вычислительных навыков. Применяю различные карточки устного и быстрого счета.

Элементы развивающего обучения помогают учащимся повысить уровень самостоятельного  мышления. Например, при работе над текстовой задачей - это умение работать с учебным текстом. Включаю в работу уместные приемы и стратегии смыслового чтения.

Я работаю в классах, где обучаются дети с разными способностями. Для максимального развития каждого учащегося, применяю технологию уровневой дифференциации. При этом исхожу из того, что формирование познавательного интереса является сущностью этой технологии. Путь к нему лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с их интересами. Для этого применяю карточки с дифференцированным заданием, использую игровые формы организации познавательной деятельности, комментирование заданий, самостоятельную работу с предварительным разбором, решение задач с последующей проверкой, работу по заданному алгоритму, работу с учебником, тренажеры, выполнение заданий в интерактивном режиме, презентации по темам, зачеты с дифференцированными заданиями.

В своей практике использую два вида дифференцированной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае группы учащихся с одинаковыми способностями выполняют свои дифференцированные задания коллективно, а во втором – индивидуально.

В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, так как члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности. Таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения.

Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации. Работа в паре  особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.

Для активизации познавательной деятельности на уроках применяю элементы игровых технологий. Пятиминутные игры на уроках помогают снять нагрузку, развивают память и внимание обучающихся. «Лови ошибку», «Запомни число», «Пропусти число» и др. Чтобы сконцентрировать внимание обучающихся перед уроком, предлагаю поработать в паре с таблицами Шульте.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса. Например,6 класс, тема “Координатная плоскость”. Начинаю с построения всевозможных фигур: самолет, заяц, петух. И только после этого мы с ребятами переходим к учебнику: строим точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела.

В 7 классе рассказываю о софизмах, демонстрирую некоторые из них. В 5-6 классах предлагаю вниманию картину Богданова-Бельского, на которой представлен эпизод из жизни деревенской школы конца XIX века во время урока арифметики. Учитель — реальный человек, С.А. Рачинский (1833—1902), профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году он вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. На классной доске написано числовое выражение, которое ученикам необходимо решить: эту дробь дети решают, не прибегая к помощи таблицы квадратов двузначных чисел, не умножая числа столбиком. Как же найти метод и вычислить?

102+112+122+132+142

365

Очень важно любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. При изучении темы “Масштаб” объявляется конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе. Задумки ребят просто поражают. Аналогично рассматриваются и другие темы. Вектора – это метод познания физических процессов; пропорции и отношения необходимо знать, так как это широко применяемый метод познания химических процессов; при изучении окружности материал увязывается с космонавтикой и астрономией.

Процесс обучения на уроке всегда организую на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ на уроке позволяет мне представить изучаемый материал более наглядно, красочно, информативно, интерактивно, одновременно, экономит время. Кроме того, это позволяет обучающимся работать в своем темпе, а я могу общаться по необходимости с учениками дифференцированно и индивидуально. На таких уроках удобно оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Регулярно использую в своей работе интернет-источники.

 

Список литературы: 

1. О.Б. Епишева, Е.Е. Волкова, В.Е. Гусева и др. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании и: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. - Тюмень: ТГНГУ, 2009.

2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.

3. Гин  А.А. Приёмы педагогической техники. – М.:«ВИТА – ПРЕСС», 2006.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.

5. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург, 2003.

6. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград, 2008.