Виды и «технические приемы» вступлений для сочинения при подготовке к сдаче экзаменов

Дата публикации: 2021-06-17 20:04:25
Статью разместил(а):
Куцая Жанна Николаевна

Виды и "технические приемы" вступлений для  сочинения при подготовке к сдаче экзаменов

Types and "technical techniques" of essay intros in preparation for exams

 

Авторы:

Куцая Жанна Николаевна

МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда», Волгоград, Россия

e-mail: zhnkuz@yandex.ru

Kutsaya Zhanna Nikolaevna

Secondary School with in-depth study of individual subjects No. 33 of the Dzerzhinsk district of Volgograd, Volgograd, Russia

e-mail: zhnkuz@yandex.ru 

Фисенко Оксана Викторовна

МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда», Волгоград, Россия

e-mail: fisenko_oksana@mail.ru

Fisenko Oksana Viktorovna

Secondary School with in-depth study of individual subjects No. 33 of the Dzerzhinsk district of Volgograd, Volgograd, Russia

e-mail: fisenko_oksana@mail.ru

Бондаревская Елена Алексеевна

МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда», Волгоград, Россия

e-mail: bonduel62@mail.ru

Bondarevskaya Elena Alekseevna

Secondary School with in-depth study of individual subjects No. 33 of the Dzerzhinsk district of Volgograd, Volgograd, Russia

e-mail: bonduel62@mail.ru

 

Аннотация: в данной статье авторы пишут о разных видах и способах вступлений в экзаменационном сочинении.

Abstract: in this article, the authors write different types and methods of entries in the exam essay.

Ключевые слова: вступление, сочинение, экзамен.

Keywords: introduction, essay, exam.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. «Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, роста его социального отношения к жизни», - отмечала М.А. Рыбникова.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. И как здесь не обойтись без воображения и фантазии.

Психолог и педагог И.М. Розет (псевдоним А.И. Розов) пишет, что фантазия - это любая продуктивная умственная деятельность, не зависящая от сферы ее приложения, от целей, преследуемых субъектом, выполняющим эту деятельность.

В данной статье рассматривается творческое мышление ученика по заданному пути. То есть ученикам предлагается порассуждать на какую-либо тему, предложенную педагогами. Творческая деятельность, помимо конкретных знаний по заявленной теме, заключается в различных способах ее речевого оформления. Это очень значимый момент. По мнению педагога М.Р. Львова, именно сочинение «придает смысл всем урокам русского язык». Однако практический опыт свидетельствует, что большинство учеников не любят писать сочинение. Часто слышишь вопросы: с чего начать, как писать? Но главная трудность для большинства учеников - это именно начало сочинения.

А ведь создавать текст - это увлекательнейшее занятие. Стоит лишь знать некоторые секреты. Следует помолчать всего пару минут, и мысли непременно «набегут». Поэтому дисциплина на уроке во время данной творческой работы - наиважнейший фактор.

Данная статья предлагает способ формирования практического навыка в написании вступления в сочинениях и особенно актуальна для старшеклассников. Считаем, что именно начало творческой работы дает мощный импульс к последующему изложению мыслей. И как тут не обойтись без фантазии, воображения или творческого мышления!

Говоря о значении фантазии для художественной литературы, американские ученые Слоссон и Дауни подчеркивают, что необходимыми условиями здесь являются «умственная гибкость, возможность изобретения и создания новых ситуаций». В зависимости от того, насколько развиты данные способности, следует ожидать различные результаты. Человеку со слаборазвитым творческим началом будет сложно не только создавать текст, но и тяжело «ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий».

Об этом же говорил Л.С. Выготский, считая, что овладение письменной речью есть «критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка, так как она представляет собой чрезвычайно сложную символическую систему знаков и требует сложных процессов развития». Действительно, ученику предстоит связать воедино весь комплекс своих мыслительных способностей, как того требует тема сочинения. Не у всех это получается, и часто сочинения учащихся попросту не соответствуют теме. Поэтому немаловажным в определении сути будущей творческой работы является умение находить главные - «ключевые» - слова непосредственно в заявленной теме сочинения.

То есть, например,  в теме сочинения «Служение отечеству - главная идея творчества М.В. Ломоносова» ключевое слово - это служение. Соответственно, тематика (суть) сочинения - патриотизм, верность отечеству. Далее подбирается вид вступления. Итак, изобразим данную мысль в виде схемы: тема сочинения - ключевое слово -тематика (суть) - вступление.

Рассмотрим пять основных видов вступлений, которые ученики могут использовать при написании сочинения - биографическое, аналитическое, историческое, личностное, цитатное.

Тема сочинения: «Служение отечеству - главная идея творчества М.В. Ломоносова».

Вступление биографическое: «Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова – это жизнь труженика, борьба за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве».

Тема сочинения: «Конфликт: «Отцы и дети»».

Вступление аналитическое: Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом.

Тема сочинения: «Из какой Москвы бежит Чацкий».

Вступление историческое: Комедия «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права.

Тема сочинения: «Евгений Онегин - герой романа А.С. Пушкина».

Вступление личностное: Евгений Онегин … Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным.

Тема сочинения:  «Тайна истории души Печорина».

Вступление цитатное: Критики писали: «Тайна у Лермонтова - антитеза всеведению, которое ведет к отрицанию смысла жизни».

Так же оригинальность во вступлении сочинения придадут некоторые «технические приемы»:

• вопросы, подразумевающие в основной части сочинения ответы на них. Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? («Обломов и обломовщина»);

• многоточия (фигура умолчания). Нет имени этому злу … («Реальное и сверхъестественное в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»);

• односоставные назывные предложения. Война. Голод. Слезы. («Тема войны в произведениях В.Быкова»).

Таким образом, написание вступления сочинения напрямую зависит от духовно-нравственного, эстетического развития, творческого потенциала, эрудированности любого индивида.

А способы написания вступлений в любой творческой работе помогут учащимся продемонстрировать уровень своих познаний и достичь желаемого результата.