Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование гражданских позиций студента на занятиях иностранного языка

Дата публикации: 2021-09-20 11:26:43
Статью разместил(а):
Концедайлова Наталия Александровна

Формирование гражданских позиций студента на занятиях иностранного языка как компонент профессиональной подготовки будущего специалиста

Formation of student’s civic positions in foreign language classes as a component of professional training of a future specialist

 

Автор: Концедайлова Наталия Александровна

ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж», Белгород, Россия

e-mail: konzenat@mail.ru 

Kontsedailova Natalia Alexandrovna

Belgorod mechanichal-technological college, Belgorod, Russia

e-mail: konzenat@mail.ru 

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что обучение будущего специалиста не должно ограничиваться лишь набором знаний, умений и навыков, но быть направленным на воспитание деятельного гражданина и патриота своей страны.

Abstrackt: In this article the author writes that the training of a future specialist should not be limited to a set of knowledge, skills and abilities, but should be aimed at educating an active citizen and patriot of his country. 

Ключевые слова: система обучения и воспитания, формирование гражданина, необходимые качества, патриотизм, ответственность.

Keywords:  the system of education and upbringing, the formation of a citizen, the necessary qualities, patriotism, responsibility.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Гражданственность, патриотизм - это фундаментальные качества личности, которые формируются с малых лет. И воспитание людей, неравнодушных к судьбе Отечества, не должно знать перерывов. Безусловно, к моменту поступления в профессиональное образовательное учреждение человек обладает определённым уровнем гражданской зрелости, но процесс её дальнейшего формирования должен продолжаться и здесь.

Современные социально-экономические изменения, связанные с построением гражданского общества, выдвигают требования формирования деятельного и мыслящего гражданина, способного к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества, государства и своё личное. Это обусловливает решение задач по совершенствованию сис­темы обучения и воспитания студентов, направленной на овладение ими профессиональными знаниями, умениями и навыками, формирование гражданской убежденности и ответственности, чувства гражданского долга, патриотизма, ак­тивной гражданской позиции.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию студентом своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это вопросы не только философские, социальные, но и педагогические. Под гражданственностью мы понимаем «нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны». Молодой человек, обладающий такими качествами, способный самостоятельно сделать свой выбор, контролирующий свои поступки и правильно расставляющий приоритеты - вот цель воспитательной системы. Главное при этом - системный подход, создание условий для самопознания и самовоспитания. Важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь студентам освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. 

Формирование мировоззренческих и гражданских позиций на занятиях иностранного языка осуществляется по следующим направлениям: через содержание ученого материала, путём применения различных методов и приёмов обучения и через личность самого преподавателя. От его знаний, умений, авторитета, личностных качеств во многом зависит эффективность воспитательной работы. Преподаватель постоянно ищет новые формы воспитания и обучения, стремясь не только передать обучающимся  определённый объём знаний в области языка, развить  навыки чтения и говорения на иностранном языке, но воспитать их всесторонне развитыми, гармоничными людьми, способствовать  развитию творческой активности личности будущих специалистов, граждан, свободных от шаблонов и стереотипов, способных легко перестраивать сложившиеся схемы мышления и деятельности, адаптируя их к быстро меняющимся условиям.

В процессе обучения иностранному языку студенты получают возможность не просто изучать готовые тексты, а обсуждать на иностранном языке актуальные жизненные и профессиональные проблемы, которые волнуют всех и каждого. Таким образом, система обучения ориентирована на развитие личности студентов, формирование их гражданской позиции. Изучая и сравнивая политическую и  экономическую системы, культуру и традиции своей страны и стран изучаемого языка, получая новую информацию о тех или иных сторонах гражданской жизни, а также сведения национально-культурного содержания, студенты учатся выражать, обосновывать и отстаивать своё мнение, высказывать собственное отношение к тому или иному явлению или событию, рассказывать о своих собственных делах и поступках, что предполагает  рефлексию собственных ценностей и создаёт  условия для выработки активной гражданской позиции.

Быть патриотом своей Родины - прежде всего, означает быть патриотом своей семьи, знать свои корни. Семья – главный фактор воспитания гражданина. Здесь гражданственность проявляется в формировании уважения к членам семьи, родственникам, семейным традициям.  В рамках этого направления на занятиях иностранного языка ведётся работа над такими темами как: «Я и моя семья», «Мои родители», «Наши семейные увлечения» и др. При изучении темы «Моя семья» мы часто применяем технологию проектной деятельности. В ходе работы над проектом студенты собирают информацию об истории своих семей, составляют свою родословную, создают генеалогическое древо. Итогом такой работы становятся презентации, которые позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала, и обсуждение проектов за круглым столом.

Учебное заведение - источник формирования необходимых качеств гражданина. Основным содержанием направления «Я и моё учебное заведение» является осмысление студентом необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Здесь необходимо формировать у студентов осознанную принадлежность к коллективу, умение сочетать личные и общественные интересы, воспитывать сознательное отношение к учению. Решая эти задачи, преподаватель иностранного языка организовывает групповую работу на занятиях, например, подготовить экскурсию по колледжу. К такой работе студенты готовятся совместными усилиями. В процессе подготовки они знакомятся с историей, традициями и настоящим своего учебного заведения.

Изучение темы «В мире профессий» знакомит учащихся с разнообразием современных профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирует добросовестное и ответственное отношения к труду. Одним из творческих заданий при изучении темы «Моя будущая профессия» является подготовка профориентационного буклета. Оформляя его, студенты проникаются уважением ко всем специальностям колледжа. Таким образом, через преподавание иностранного языка осуществляется воспитание у студентов интереса и любви к избранной профессии и формирование художественного вкуса.  

В современном обществе всё чаще замечается снижение уровня духовной культуры молодёжи, всё меньше внимания и уважения уделяется народной культуре, забываются обычаи и традиции, на которых должны формироваться нравственные ценности народа, без которых невозможно формирование у обучающихся правильного отношения к истории своего народа и, в целом, любви к Родине. Студенты должны быть убеждены в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ей, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу. Тема «Россия» занимает огромное место на занятиях иностранного языка. Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых писателей, художников, ученых направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие  в них, готовность к  участию в общественных мероприятиях.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными о своей стране, о себе самих. Метод проектов на данный момент становится практически главным при обучении иностранному языку, позволяя обучающимся в полной мере проявить свои творческие способности и знания. Так, работа по теме «Моя малая родина» предполагает поиск обучающимися интересных фактов о тех местах, где они родились или проживают, оформление своего выступления и представление презентации в группах. Такая работа способствует формированию мировоззрения обучающихся, повышению знаний краеведческой тематики и выработке социальной позиции личности. Использование материалов краеведения позволяет студентам приблизить иноязычное общение к личному опыту. Они могут использовать полученные факты при ведении беседы.

Так или иначе, знакомство с иноязычной культурой происходит в постоянном её сравнении с родной культурой. И чем богаче будут знания о своём крае, тем продуктивнее процесс изучения и понимания реалий зарубежной культуры и быта. При выборе краеведческого материала учитываются: реальность материалов для обучающихся, заинтересованность обучающихся в данном материале, привязанность его к программной теме, социализирующая ценность. Краеведческая деятельность - важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма студентов.  

Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, Родину, но и за всю планету. Поэтому необходимо воспитывать у студентов понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой. В ходе изучения иностранного языка уделяется внимание и экологическому воспитанию. Студенты узнают об актуальных проблемах, работая над такими темами как «Природа вокруг нас», «Защита окружающей среды», «Проблемы экологии». По данной тематике используются творческие задания, где студенты предлагают свои проекты защиты окружающей среды, высказывают свою точку зрения по вопросу охраны природы. Связь тем «Экология», «Здоровый образ жизни» с формированием гражданской идентичности личности определена, во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие обучающегося с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и её природного достояния. 

Студенты обучаются  общению на иностранном языке с помощью ролевых игр, дискуссий, пресс-конференций, викторин. Во время таких форм обучения в аудитории царит  творческая атмосфера, сту­денты охотно вступают  в разговор друг с другом и преподавателем, обме­ниваются  мыслями на изучаемом языке, учатся  работать в парах и группах. Участие в таких формах работы по­зволяет студентам выработать чувство такта по отношению к партнёру по общению, умение компетентно обсуждать жиз­ненно важные проблемы, доказывать, убеждать, аргументированно отстаи­вать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, делать выводы и заключения, уточнять факты и обобщать поступающую информацию. Среди самых запоминающихся занятий студентами называются викторина «Наш родной город», пресс-конференция «Праздники, традиции и обряды стран мира», ролевая игра «Устройство на работу» и др.

Особое значение при формировании гражданской позиции студентов имеет создание единой системы аудиторной и внеаудиторной деятельности по предмету. На наш взгляд, одним из главных путей повышения результа­тивности внеаудиторной работы является её активизация и системность. Проведение олимпиад, конференций, экскурсий, организация и проведение деловых и ролевых игр, проведение конкурсов творческих работ и литературных конкурсов, просмотр фильмов, уже стало традиционным в учебно-воспитательном процессе нашего колледжа и направлено на то, чтобы полученные знания, умения и навыки студенты осознанно применяли на практике. Участие во внеаудиторной работе способствует развитию граж­данских качеств студентов, в частности, таких как активность, ответственность, целеустремленность, что, в свою очередь, служит   формированию социального опыта, активной жиз­ненной позиции, гражданских качеств. Важно воспитать деятельного гражданина своей страны, а не стороннего наблюдателя.

  

Список литературы:

1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур.\\ Иностранные языки в школе. 2003 г., № 2, стр. 22.

2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М.Коджаспирова. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 448 с.

3. Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 6. - С. 28-31.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site