Формирование толерантных отношений у обучающихся
Формирование толерантных отношений у обучающихся
Formation of tolerant relations among students
Автор: Фоменко Ирина Михайловна
КГБ ПОУ ХКОТСО, г. Хабаровск, Россия.
e-mail: kozirina2010@mail.ru
Fomenko Irina Mihailovna
HKOTSO, Habarovsk, Russia.
e-mail: kozirina2010@mail.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что такое толерантность и как формировать толерантные отношения среди обучающихся.
Abstract: In this article the author writes that what is tolerance and how to form tolerant relationships among students.
Ключевые слова: культура общения, толерантные отношения.
Keywords: communication culture, tolerant relations.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Проблема культуры общения, на мой взгляд, — одна из самых острых в образовательном учреждении, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп.
Критерии толерантности (по Солдатовой Г.У.)
- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Проявления нетерпимости: (по Солдатовой Г.У.)
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
- игнорирование (отказ в беседе, в признании);
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
- преследования, запугивания, угрозы;
- дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе).
Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения в толерантной и интолерантной группах/
Толерантная группа: Умение внимательно слушать и слышать; Стремление разобраться, расспрашивание; Совет, предложение; Похвала, согласие; Подбадривание; Благожелательность; Утешение; Уважение; Эмпатия; Поддержка.
Интолерантная группа: Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение; Игнорирование; Отстранение; Обзывание; Обвинение, упреки; Осуждение, критика; Морализирование; Угрозы; Предостережение, предупреждение; Приказ, указание.
Смысл деятельности преподавателя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности обучающихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается.
Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный.
Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности обучающихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения обучающихся, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.
С этой целью я проводила с обучающимися классный час «Умеем ли мы общаться друг с другом», главными задачами которого были охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; способствовать развитию компетентности обучающихся в сфере общения как проявления их активности; на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения, и, в конечном итоге, показать роль общения в жизни каждого человека.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
На своем опыте я убедилась, что при правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь обучающихся общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами обучающихся, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы обучающихся, учит их находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение обучающихся способствуют формированию толерантности, если они при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между обучающимися, их общение, совместные действия.
В рамках этой деятельности в нашем образовательном учреждении проводятся различные мероприятия, в которых принимают участие все группы обучающихся: это тематические недели (неделя гуманитарного, естественно-научного цикла, правовая неделя, месячник военно-патриотического воспитания), акции «За здоровый образ жизни», «Антиникотиновый кросс», «Нашим рекам – чистые берега», акция «Открытка ветерану», конкурсы творческой самодеятельности с участием преподавательского состава и т.д. Социальные педагоги и классные руководители также принимают участие в этих мероприятиях, личным примером показывают, как себя вести, стараются заинтересовать обучающихся, контролируют процесс прохождения мероприятий, оказывают помощь и поддержку, что благоприятствует развитию коммуникативных и творческих навыков обучающихся.
Также при проведении какой-либо деятельности с обучающимися важно обеспечить психологическую защищенность каждого обучающегося, успешность его отношений в группе. Для этого необходимо:
▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения обучающихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;
▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
▪ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому обучающемуся проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;
▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних обучающихся другими;
▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;
▪ добиваться самокритичности и объективности обучающихся, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений обучающихся, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения, чего и я придерживаюсь, работая с обучающимися.
Большую роль в формировании толерантных отношений могут сыграть психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений, которые я также использую в своей работе. Я хотела бы привести несколько примеров подобных тренингов.
Сейчас пользуется большим спросом тренинг толерантности для подростков "Жить в мире с собой и другими", разработанный Галиной Солдатовой, доктором психологических наук, преподавателем кафедры психологии личности факультета психологии МГУ и группой коллег.
Тренинг «Жить в мире с собой и другими» - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с обучающимися и рассчитан на 11 занятий.
Можно также выделить три группы приемов воспитания толерантности. Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в группе.
Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с обучающимися старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы обучающиеся поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы обучающиеся больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение обучающихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием «Общее мнение». Обучающиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого обучающегося в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям обучающихся.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Диалоговая рефлексия это диалог педагога и обучающегося, способствующий формированию отношения обучающегося к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с обучающимся.
Прием «Ролевая маска». Обучающимся предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему». Обучающиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.
Прием «Встречные вопросы». Обучащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.
Прием «Сочини конец истории». Обучающимся предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Обучающимся предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по группе.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).
Прием «Творчество на заданную тему». Обучающиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
Прием «Киностудия». Обучающиеся сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.
Описанные приемы могут применяться преподавателем в индивидуальной беседе с обучающимся, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции педагога по отношению к обучающимся, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.
Так же можно предложить обучающимся самим написать рассказ о толерантном поведении.
Конечно, все эти задания обучающихся смогут выполнить только после того, как будут знать о толерантности. Поэтому необходимо, сначала провести классные часы, на которых разъяснить понятие «толерантность».
Эти упражнения помогают сформировать у ребят черты толерантной личности: чуткость, умение слушать, сопереживать, умение владеть собой, расположенность к другим людям, умение не осуждать другого человека, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту, способность вступать в диалог и достойно вести его, уважение и принятие способов проявления человеческой индивидуальности.
И, подводя итоги, мне хочется сказать, что толерантность — новое понятие, требующее большой работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок подрастающего поколения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий “толерантность” и “толерантная личность”. Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути отличия от других.