Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности в начальной школе

Дата публикации: 2021-10-12 18:28:23
Статью разместил(а):
Хужина Наталья Валентиновна

Подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности в начальной школе

The training of future teachers for organizing extracurricular activities in primary school

 

Автор: Хужина Наталья Валентиновна

ГБПОУ "Месягутовский педагогический колледж", Республика Башкортостан, Россия

e-mail:natalyahujina@yandex.ru

Khuzhina Natalya Valentinovna

Mesyagutovo Teacher training college, The Republic of Bashkortostan, Russia

e-mail:natalyahujina@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о необходимости совершенствования подготовки педагогических кадров к организации внеурочной деятельности детей. Рассматривается система подготовки студентов педагогического колледжа, которая включает в себя три направления: организация учебных занятий по педагогическим дисциплинам, педагогическая практика и внеаудиторная деятельность со студентами.

Abstract: In this article, the author writes about the need to improve the training of teaching staff for the organization of extracurricular activities for children. The system of training students of a pedagogical college includes three parts: the organization of academic studies in pedagogical disciplines, pedagogical practice and extracurricular activities with students.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, подготовка студентов, теория и методика досуга.

Keywords: extracurricular activities, the training of students, the theory and methodology (teaching techniques) of leisure.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС является одним из основных видов деятельности в начальной школе и так же, как и учебная деятельность, призвана играть большую роль в достижении обучающимися образовательных результатов. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.

В современных условиях значительно усложняются функции внеклассной воспитательной деятельности учителя, обогащается её содержание и методика. Это обуславливает необходимость совершенствования подготовки педагогических кадров как учителей-воспитателей, как организаторов внеурочной деятельности детей. С точки зрения науки и практики организации внеурочной деятельности, её эффективность в целом и каждого отдельного вида зависит от соблюдения педагогами определённых условий организации, то есть опоры на принципы педагогики досуга (принцип интереса, принцип единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания, принцип совместной деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик)).

Многообразие форм и необходимость их постоянного обновления ставят педагогов школы перед проблемой оптимального выбора той или иной формы внеурочной деятельности в каждой конкретной педагогической ситуации, а так же эффективного использования методики организации и проведения внеурочных мероприятий, дел, игр. Ценность и важность внеурочной деятельности младших школьников обусловливают необходимость специальной, целенаправленной подготовки будущих педагогов к её организации.

Единство теории и практики проявляется, прежде всего, в цели подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности младших школьников. Цель подготовки - формирование системы знаний и умений по теории и методике досуговой деятельности. Изучение основ педагогической теории в области воспитания и практическое знакомство со школьной практикой происходит в процессе познавательной и практической деятельности будущих учителей.

Обучаясь в педагогическом колледже, студенты должны уяснить, что педагогическая теория служит инструментом совершенствования внеурочной работы учителя, основой анализа и критерием оценки её эффективности. Единство теории и практики в подготовке студентов педагогического колледжа проявляется в структуре и организации учебно-воспитательного процесса, когда учебные занятия органически связываются с педагогической практикой, когда организуется взаимодействие познавательной и практической деятельности студентов, взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Использование дифференцированного и индивидуального подходов к студентам - одно из основных условий успешного становления будущего специалиста, учителя, воспитателя. Его важность подчёркивается тем положением, что внеурочная деятельность школьников призвана удовлетворять многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самоутверждении среди сверстников, самопроверке сил, признания собственной личности, и только тот педагог, который сам испытал ситуацию группового признания, способен создать аналогичную атмосферу в работе с детьми.

Самая главная особенность юношеского возраста состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формирования «образа Я». Результатом деятельности преподавателя колледжа является умение формировать у каждого студента свойственную только ему индивидуальность, побуждать студентов к индивидуальному усвоению, как теории, так и практических умений, навыков, помочь ему найти способы реализации своего «Я» в будущей педагогической деятельности учителя.

Целенаправленная подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности младших школьников осуществляется в трёх направлениях: в процессе учебных занятий по педагогическим дисциплинам, педагогической практики и внеаудиторной деятельности со студентами педагогического колледжа.

Содержательные основы подготовки к руководству внеурочной деятельностью младших школьников заложены в изучении такой дисциплины как «Педагогика», междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя», а также специально разработанного курса «Основы организации внеурочной работы (в области музыкальной, ИЗО и ДПИ, научно-познавательной, военно-патриотической, физкультурно-оздоровительной, социально-педагогической деятельности)», направленного на формирование знаний и первоначальных умений будущих учителей по организации внеурочной деятельности младших школьников. Обучение по данному курсу организуется в различных формах (лекции, семинарские и практические занятия, видео-уроки, квесты и деловые игры).

Основополагающим подходом к организации учебного процесса с целью достижения образовательных результатов курса является деятельностный подход. В связи с этим на занятиях используются современные образовательные технологий (рефлексии, развития критического мышления, игровых и диалоговых технологий), деятельностные формы и методы, приёмы (групповая работа, продуктивная игра, имитационная игра, метод проектов, ролевое разыгрывание, мозговой штурм, дебаты, кейс-метод и другие). В данном курсе предусмотрен раздел «Организация досуговой деятельности в условиях детских оздоровительно-воспитательных учреждений».

Педагогическая практика, предусматривающая привлечение студентов в течение всех лет обучения в педагогическом колледже к систематической педагогической деятельности по организации внеурочной деятельности школьников, носит сквозной характер на основе постепенного усложнения задач, содержания и степени самостоятельности деятельности студентов и включает следующие этапы: учебная практика по профессиональному модулю «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» (цель которой заключается в формировании мотивов как важнейшей предпосылки подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности младших школьников, овладение профессиональными навыками в результате целесообразной системы упражнений под контролем педагогов колледжа), производственная практика по тому же модулю (осуществляемая в школах и учреждениях дополнительного образования, где студенты на занятиях внеурочной деятельности и организации кружковой работы отрабатывают практические умения организации досуговой деятельности младшего школьника), практика в рамках профессионального модуля «Классное руководство» (в ходе, которой выполняя функции помощников классных руководителей в начальной школе, будущие педагоги организуют внеурочную деятельность детей, а система теоретических и практических заданий по практике способствует формированию системы умений: гностических, проектировочных, организаторских, конструктивных, коммуникативных, прикладных), летняя педагогическая практика в ДОЛ и преддипломная производственная практика (которые в силу своей специфики - постепенного усложнения задач, содержания и степени самостоятельности деятельности студентов - способствуют более эффективному обучению студентов применению полученных, теоретических знаний в практической деятельности по организации внеклассной работы).

Внеаудиторная деятельность со студентами педагогического колледжа органично дополняет учебную работу и педагогическую практику, является эффективным средством влияния на формирование у студентов положительной мотивации к проведению подобных мероприятий со своими будущими воспитанниками, способствует накоплению собственного опыта по организации внеурочной деятельности с младшими школьниками.

Процесс формирования мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к организации внеурочной работы со школьниками представляет совокупность четырёх взаимосвязанных этапов внеаудиторной деятельности студентов педагогического колледжа: этап проблематизации (на этом этапе будущие учителя получают знания о себе, существующих возможностях профессионального становления в данной общности), этап «проб» (на котором осуществляются пробы будущими учителями себя в организации и проведении внеурочных мероприятий), этап участия в организации внеаудиторной работы (студенты становятся полноправными участниками процессов планирования внеаудиторной работы в целом и отдельных внеурочных мероприятий, через участие в органах самоуправления студенческих групп, студенческом совете и т.п., под руководством педагогов и старшекурсников готовят и проводят различные внеаудиторные мероприятия, осваивают отдельные функции педагога, уточняют свое представление о внеаудиторной деятельности, вырабатывают собственное отношение к ней) и этап самостоятельной педагогической деятельности в данном направлении.

Целостность разработанной нами системы подготовки студентов педагогического колледжа к организации внеурочной деятельности младших школьников, представлена как взаимосвязью работы внутри каждого направления (изучение педагогических дисциплин, педпрактика и внеаудиторная работа), так и взаимосвязью между направлениями.

Профессиональное образование нуждается в пересмотре представления об организации практической подготовки специалиста-учителя. Сегодня стоит задача восстановления и осовременивания практической подготовки будущих учителей. Порой этот процесс напоминает обучение навыкам обычной ходьбы у людей, которые несколько лет были лишены такой возможности. Многое нуждается в совершенствовании. Время диктует школе новые требования, значительно изменился по своим социально-психологическим характеристикам и контингент учащихся. Нужны новые подходы и посылы, направленность которых лежит в характере самой современной школы.

 

Список литературы:

1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие. — М.: Издательство Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2015г.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М: Издательство «Просвещение», 2010г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site