Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.10.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Домашняя работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Дата публикации: 2021-10-14 12:18:25
Статью разместил(а):
Семахина Оксана Сергеевна

Домашняя работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Homework as a means of activating the cognitive activity of students

 

Автор: Семахина Оксана Сергеевна

МБОУ "СОШ № 1", г. Лакинск, Россия.

e-mail: borovkovaoksana@rambler.ru 

Semakhina Oksana Sergeevna

Middle School № 1, Lakinsk, Russia

e-mail: borovkovaoksana@rambler.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что в последнее время все чаще поднимается вопрос активизации познавательной деятельности школьников. Современный ребенок зачастую обладает пониженной мотивацией к учебе или полным ее отсутствием. Осуществление принципов активности в учении имеет большое значение, так как учение и развитие носят деятельностный характер и, именно, от качества учения будут зависеть результаты обучения, развития и воспитания школьников.

Abstract: In this article, the author writes that recently the issue of activating the cognitive activity of schoolchildren has been increasingly raised. The modern child often has a reduced motivation to study or its complete absence. The implementation of the principles of activity in learning is of great importance, since learning and development are activity in nature and, namely, the results of training, development and upbringing of schoolchildren will depend on the quality of the teaching. 

Ключевые слова: домашняя работа, самостоятельность, познавательная деятельность, школьники.

Keywords: homework, independence, cognitive activity, schoolchildren.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

В последнее время все чаще поднимается вопрос активизации познавательной деятельности школьников. Современный ребенок зачастую обладает пониженной мотивацией к учебе или полным ее отсутствием. Осуществление принципов активности в учении имеет большое значение, так как учение и развитие носят деятельностный характер и, именно от качества учения будут зависеть результаты обучения, развития и воспитания школьников.

Еще в начале XIX века появились первые педагоги, выдвигавшие идею активизации учебной деятельности посредством наглядности, наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

Домашняя работа является самостоятельной работой, которая выполняется непосредственно учеником без вмешательства и помощи учителя. Важно формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, так как она считается одной из ведущих функций домашней работы.

Чаще всего на практике педагогами используются такие виды домашних работ, как:

· индивидуальная;

· групповая;

· творческая;

· дифференцированная;

· одна на весь класс.

В зависимости от вида задания на его выполнение может отводиться, как один деть (к следующему уроку), так и несколько дней (задание по теме, мини проект и т.п.).

Все домашние задания можно классифицировать по:

По содержанию:

По виду деятельности:

По уровню оформления:

1. Вопросник
2. Кроссворд
3. Макет, модель
4. Ребус
5. Сообщение
6. Доклад
7. Сочинение
8. Реферат
9. Исследование
10. Эссе. И т.д.

1. Индивидуальная
2. Парная
3. Мелкогрупповая (3–7 чел)
4. Групповая (10–15 чел)
5. Коллективная

1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).
2. Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):

– файл-лист;
– буклет;
– брошюра;
– газета;
– альбом;
– «раскладушка»; и т.д.

Организовывая домашнюю работу учащихся, необходимо учитывать следующее:

1. Не стоит сводить домашнюю работу исключительно к заучиванию параграфа учебника и решению задач. Стоит использовать задания с творческим уклоном, так как это пробуждает интерес школьников к выполнению домашней самостоятельной работы и к предмету в целом.

2. Рекомендуется давать домашнюю работу в течение урока, но не в самом конце и не после звонка. Это необходимо для того, чтобы успеть объяснить приемы выполнения заданий. Иначе ученики будут тратить огромное количество времени на выполнение задания при этом в некоторых случаях безрезультатно. Это может породить у них неверие в собственные силы, что скажется на снижении интереса к предмету.

3. При составлении содержания и объема обязательно нужно учесть индивидуальные особенности школьников.

4. Продумывая домашнее задание, следует опираться на те навыки и умения, которые необходимы ученикам для успешной реализации учебных задач (проектная деятельность, итоговое собеседование, подготовка к ВПР и ОГЭ).

Одним из важных и неотъемлемых этапов урока считается проверка выполнения учениками домашней работы. Если у педагога нет четкой налаженной проверочной системы, то роль домашней работы у школьника, как правило, обесценивается.

Провести проверку домашнего задания можно следующими способами:

· вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

· провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);

· выполнить аналогичное задание;

· использовать индивидуальные карточки;

· провести выборочную проверку письменного задания;

· провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Период дистанционного образования «подарил» нам возможность использовать новые средства для организации домашней работы учащихся. В период пандемии и после нее мы активно использовали портал ДО, данный сервис дает возможность организовать всевозможные варианты домашней работы.

- тестовые задания непосредственно в СЭДО с ограничением времени и попыток;

- ссылки на задания сторонних интернет-ресурсах (тесты, аудиодиктанты и т.д.);

- материалы для подготовки домашнего задания в различных форматах (видеоуроки, ворддокумент, презентация и т.д.)

- создание «беседы» и решение проблемного вопроса группой ребят.

В данный момент учителя активно продолжают использовать портал СЭДО для организации домашней работы детей. Эта форма детям кажется боле интересной, чем просто работа с учебником и выполнение стандартного упражнения («как в классе»). Портал СЭДО дает возможность размещать все материалы по теме в одном месте,  нет надобности «бороздить просторы» интернета в поисках книги, таблицы, ответа на вопрос … Также работа в данном ресурсе облегчает жизнь учителя тем, что многие задания имеют функцию автоматической проверки, а еще нет возможности «забыть тетрадь», списать с ГДЗ, что существенно повышает уровень ответственности ребят. Родители часто невероятно заняты для того, чтобы помогать детям с уроками, многие родители не обладают достаточной технической подготовкой для работы с электронными ресурсами, это способствует большей самостоятельности учеников при выполнении домашнего задания.

Именно в школьные годы личность развивается наиболее интенсивно и происходит это именно при организации активной познавательной деятельности учащихся. Чтобы осуществить познавательную деятельность нужно и важно формировать мотивы деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Следовательно, начинать активизацию познавательной деятельности необходимо с пробуждения познавательного интереса с помощью специальных форм и методов, которые подбираются педагогом.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site