Проектирование и реализация ДОП по математике в дистанционной форме
Проектирование и реализация ДОП по математике в дистанционной форме
Design and implementation of additional educational program in mathematics in remote form
Автор: Бирюкова Ольга Яковлевна
МБОУ "Гимназия № 69", г. Барнаул, Россия
E-mail: olag.sch69@yandex.ru
Biriukova OlgaYakovlevna
School № 69, Barnaul, Russia
E-mail: olag.sch69@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с проектированием и реализацией дополнительной образовательной программы по математике в дистанционной форме. Рассматривается этапы разработки дополнительной образовательной программы по математике, и реализация ее в дистанционной форме, что способствует не только более полному раскрытию математических способностей учащихся, расширению знания о творческих возможностях и творческом потенциале учащихся, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности.
Abstract: The article is devoted to topical issues related to the design and implementation of an additional educational program in mathematics in a distance form. The stages of developing an additional educational program in mathematics are considered, and its implementation in a distance form, which contributes not only to a more complete disclosure of the mathematical abilities of students, expanding knowledge about the creative possibilities and creative potential of students, but also provides an opportunity for success in the chosen field of activity.
Ключевые слова: дополнительная образовательная программа, дистанционная форма обучения, дополнительное образование, система управления обучением, образовательный курс.
Keywords: additional educational program, distance learning, additional education, learning management system, educational course.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Основная задача обучения математике в школе — «обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку современного общества, достаточных для продолжения образования» [3] проявляется в ориентации на достижение всеми учащимися определенного уровня математической подготовки, зафиксированной в программе по математике. Но задачи обучения математике не исчерпываются достижением только этого результата. Как указывается в программе дополнительного образования, «нельзя ограничивать обучение всех учащихся уровнем обязательных требований: важно стремиться к возможно более полному раскрытию их математических способностей и дарований. В этом смысле уровень обязательной математической подготовки определяет нижнюю ее границу, на базе которой должно осуществляться дальнейшее математическое развитие школьников» [4].
Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях и творческом потенциале учащихся, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности, тем самым способствуя развитию качеств личности, важных для успеха в любой сфере деятельности, и создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов.
Дополнительное образование по математике педагогически целесообразно, так как у многих обучающихся снижен познавательный интерес к предмету. На уроках не всегда удается индивидуализировать процесс обучения, показать нестандартные способы решения заданий, рассмотреть задачи повышенного уровня сложности, вопросы, связанные с историей математики. На уроках нет возможности углубить знания по отдельным темам школьного курса.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует образовательные организации на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения дистанционных образовательных технологий.
Дополнительная образовательная программа по математике может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. Например, на платформе-конструкторе или LMS — Learning Management System (Системе управления обучением).
LMS используется для разработки, управления и распространения учебных материалов с обеспечением совместного доступа [2].
После сравнительного анализа и тестирования различных платформ свой выбор остановила на платформе moodle.
Moodle - система с открытым кодом. Изначально проект был задуман для помощи педагогам в организации смешанного и дистанционного обучения в школах, колледжах, вузах, а не для открытых курсов. Функционал Moodle по типам заданий и инструментам для сбора статистики очень широк. Разработано несколько сервисов по аналитике данных об обучении. Есть мобильная версия и приложение для смартфонов. Интерфейс LMS значительно отличается на разных площадках, и часто не слишком удобен, хотя гибкость системы позволяет сделать его эргономичным [1].
После выбора платформы курса переходим к его проектированию и производству. Обычно выделяют три этапа производства курса:
1. Планирование курса — это самый важный этап потому что от того насколько тщательно он проработан зависит вся дальнейшая судьба курса. Проводятся пробные съемки, происходит разработка стиля и структуры курса. Согласование содержания и визуального наполнения каждой лекции, но самое главное проектируем курс целиком, разрабатываем программу и сценарий курса, концепцию проверочных заданий, а также визуальную концепцию. На этом этапе происходит согласование ключевых характеристик курса: название, авторский коллектив, программа, длительность, график запусков, способ проверки знаний и сертификации, партнеры курса и др. Открытие для пользователей записи на бета-тестирование и обучение.
2. Проектирование курса. Съемки лекции, корректировка программы, доработка визуальной концепции, разработка проверочных заданий, поиск и сбор дополнительных материалов для курса.
3. Публикация курса. Внесение курса на платформу. Этап публикации состоит из бета-тестирования и непосредственно запуска курса. Бета-тестирование является первой внешней экспертизой. После него исправляются ошибки и опечатки в видео, лекциях и в других материалах курса. По результатам бета-тестирования происходит доработка проверочных заданий, а иногда даже переработка программы курса. Дальше следует запуск. Запуск — это очередная внешняя экспертиза после которого необходимо собрать статистику и составить рекомендации по доработке курса. И еще один очень важный момент, необходимо сделать архивацию курса, чтобы ничего не потерялась.
Курс не заканчивается, когда подвели итоги и выставили оценки. На этом этапе начинается не менее важная часть работы: сбор и анализ статистики курса.
Анализ курса позволит:
- Повысить качество онлайн-обучения: доработать задания и учебные блоки.
- Познакомиться с аудиторией и подобрать дополнительные материалы.
- Оптимизировать поддержку курса.
- Рассчитать время присутствия автора на форуме.
- Расширить аудиторию курса.
Можно собирать и анализировать:
- Информация о прогрессе участников курса. Можно проанализировать результаты выполнения заданий. Например, выбрать задания, с которыми не справилось наибольшее количество человек и проанализировать, в чем проблема: посмотреть, какие ошибки допустили слушатели, изучить само задание и сопроводительный текст к разделу, в котором оно находится. Возможно, стоит доработать или переделать организационные тексты к заданиям, которые оказались самыми сложными для слушателя, добавить дополнительные примеры и комментарии.
- Статистика просмотров учебных и организационных разделов. Проследить динамику просмотров, посмотреть, сколько раз слушатели открывали те или иные разделы. Проследить, откуда люди попадают на эти страницы и попробовать отследить соотношение переходов из этих источников. Например, можно дать ссылку на путеводитель в новостях курса, на форуме, в рассылке и в разделе «Вопросы и ответы». Прикрепить к ссылке в каждом разделе разные utm-метки и в процессе следующего запуска проследить, откуда переходов больше, а откуда меньше. Обратить внимание на оформление ресурсов, в которых указана ссылка на те или иные разделы курса и на оформление самих разделов. Можно попробовать сделать их более простыми и приятными глазу, можно разбавить большое количество текста графическими элементами или изложить информацию более кратко.
- Отзывы, чаты, запросы в техподдержку. Необходимо найти самые популярные вопросы и попытаться проработать их. Если много людей задает один и тот же вопрос, значит, в курсе не хватает информации или она неявная, незаметная.
На самом деле анализировать в курсе можно что угодно: количество просмотров роликов и дополнительных материалов, успеваемость в выполнении заданий, активность на форумах, пол и возраст аудитории, взаимосвязи времени открытия глав и соблюдения сроков выполнения задачи. Главное — это определить вашу цель.
Обязательно нужно уделить внимание не только анализу результатов обучения, но и результатам своей работы. От запуска к запуску можно упрощать свои задачи, сокращая время и усилия, которые необходимо приложить для поддерживая курс. Может оказаться, что календарь можно составить грамотнее, организационные разделы нужно расположить по-другому, а раздел «Вопросы и ответы» вообще был составлен зря или неправильно потому что никто в него не зашел. Даже если ваш курс уже запускался два, три, пять раз, все равно важно анализировать результаты обучения и поддержки. Аудитория курса растет и меняется, и с каждым новым запуском будут открываться новые стороны курса, нуждающиеся в доработке.
Таким образом, разработанная дополнительная образовательная программа по математике и реализованная в дистанционной форме способствует не только более полному раскрытию математических способностей учащихся, расширению знания о творческих возможностях и творческом потенциале учащихся, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности, тем самым способствуя развитию качеств личности, важных для успеха в любой сфере деятельности, и создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов.
Библиографический список:
1. Белозубов А.В., Николаев Д. Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. – СПб., 2007. –108 с.
2. Любимова Е.М., Хисамиева Р.М. Web-технологии как средство развития самостоятельности студентов вузов. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
3. Программа по математике для средней общеобразовательной школы (5-10 кл.) Математика в школе, 1985.
4. Программы факультативных занятий по математике / Математика в школе. 1980. № 4.