Развитие лексических навыков на уроках английского языка
Развитие лексических навыков на уроках английского языка
Lexical skills in English language lessons
Автор: Сергиенко Лариса Андреевна
ОГБОУ «СОШ № 20 с УИОП г. Старого Оскола», Старый Оскол, Белгородская область, Россия.
E-mail: brilka63@mail.ru
Sergienko Larisa Andreevna
School № 20, Stary Oskol, Belgorod region, Russia.
E-mail: brilka63@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются трудности обучения лексике, возникающие на уроках иностранного языка и способы их преодоления. Затрагиваются вопросы овладения коммуникативными навыками при помощи заданий разного уровня активизации.
Abstract: This article discusses the difficulties of teaching lexical skills occur in foreign language lessons and the ways of overcoming them. This article deals with mastering of communicative skills by means of exercises of different levels of activation.
Ключевые слова: обучение лексике, понятие клерихью, омофоны, коммуникативные навыки.
Keywords: lexical skills, the, the concept of clerichew, homophones, communication skills.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Целью изучения иностранного языка является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, которая рассматривается как способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Достижение эффективной коммуникации имеет первостепенное значение в процессе обучения. Успешной коммуникации можно добиться в том случае, если учащийся обладает достаточным лексическим запасом. Без овладения лексикой в необходимом объеме невозможно развитие таких речевых умений, как говорение, аудирование, чтение и письмо. Богатый словарный запас способствует наиболее качественному усвоению учебного материала.
При обучении лексике на уроках иностранного языка целесообразным является следование нижеперечисленным принципам:
• принцип коммуникативной направленности, который подразумевает обучение иностранному языку как средству социального взаимодействия;
• дифференцированного и интегрированного обучения;
• сознательности и наглядности.
Расширению словарного запаса и развитию лексических навыков на уроке способствуют тщательно отобранные задания. Как известно, обучение лексике состоит из трех этапов: ознакомление, первичное закрепление, развитие умения использования лексических навыков в различных видах речевой деятельности. Во время первого этапа учитель знакомит учащихся с новыми лексическими единицами, а именно с их графическим образом и звуковой стороной слова. На втором этапе выполняются упражнения, направленные на первичную отработку лексики. На третьем этапе изученная лексика отрабатывается в процессе развития умения чтения, говорения, аудирования или письма.
Достаточно эффективным и интересным заданием является упражнение на сравнение. Учащимся необходимо закончить предложение, подобрав существительное, которое бы описало его эмоциональное или физическое состояние. Вместо существительного можно опустить прилагательное. Данное задание способствует реализации принципа интегрированного обучения: мы не только отрабатываем использование лексики, но и способствуем усвоению грамматической конструкции.
Следующее задание связано с поэзией. Учащимся необходимо составить клерихью (clerihew poem). Клерихью – это английское четырехстишие, которое имеет следующую структуру:
• первая строка должна заканчиваться именем человека;
• вторая строка должна рифмоваться с первой;
• третья и четвертая строки должны рифмоваться между собой.
Особую трудность в английском языке представляют омофоны. Омофоны – это слова, которые звучат одинаково, но имеют различные графические формы. Задания на выбор подходящей лексической единицы в предложении помогут понять смысловые различия омофонов.
Особое внимание следует уделить изучению синонимов, использование которых зависит от контекста. В таких случаях помогут упражнения на выбор подходящей лексической единицы.
Также эффективными являются упражнения, в которых учащимся дается список слов, а ученики, в свою очередь, должны подобрать синонимичные пары. Такое же задание можно использовать и для отработки антонимов.
Следующее задание на отработку лексики называется “Цепочка слов”. Учитель произносит любое словосочетание. Затем учитель просит одного из учеников заменить существительное в данном словосочетании. Следующий ученик должен заменить прилагательное в новом словосочетании. Учащийся, который не смог подобрать слово выбывает. Задание продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
После изучения определенной темы, учитель может дать учащимся список дефиниций, а учащиеся должны догадаться, о чем идет речь.
Эффективным заданием является выбор лишнего слова из списка, например. Овладение лексикой является важной частью изучения иностранного языка. Владение лексикой лежит в основе всех видов речевой деятельности. Поэтому для учителя важно использовать наиболее эффективные методы, приемы, находить подходящие упражнения для совершенствования лексических навыков. Только в результате постоянной отработки изученного материала можно достигнуть необходимого уровня владения иностранным языком.
Список литературы:
1. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/д: Феникс, 2010. 638 с.
2. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2000. 264 с.
3. Беспаленко В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспаленко. – М.: Просвещение 1999. - 35с.