Использование рабочей тетради при реализации личностно ориентированного обучения
Использование рабочей тетради при реализации личностно ориентированного обучения
The use of a workbook in the implementation of personality-oriented learning
Авторы:
Романова Татьяна Александровна
КГБПОУ «Лесосибирский медицинский техникум», г. Лесосибирск, Россия.
e-mail: solodkova80@mail.ru
Romanova Tatyana Aleksandrovna
Lesosibirsk medical College, Lesosibirsk, Russia.
e-mail: solodkova80@mail.ru
Михайлова Наталья Александровна
КГБПОУ «Лесосибирский медицинский техникум», г. Лесосибирск, Россия.
e-mail: mna.v@mail.ru
Mikhailova Natalia Aleksandrovna
Lesosibirsk medical College, Lesosibirsk, Russia.
e-mail: mna.v@mail.ru
Аннотация: В статье представлены основные аспекты использования рабочей тетради при реализации личностно-ориентированного обучения. Рабочая тетрадь — это форма организации самостоятельной работы студента. Выполнение определенных заданий по программе с помощью рабочих тетрадей активизирует учебную деятельность студентов, позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Abstract: The article presents the main aspects of using a workbook in the implementation of personality-oriented learning. A workbook is a form of organizing a student's independent work. The fulfillment of certain tasks according to the program with the help of workbooks activates the educational activities of students, allows them to form general and professional competencies necessary for future professional activity.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, рабочая тетрадь.
Keywords: personality-oriented learning, workbook.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно охватывает образовательное пространство России. В настоящее время образование, предусматривает увеличение объема времени, затрачиваемого на самостоятельную работу студентов. В современных условиях преподавания необходима структурированная организация самостоятельной работы студентов, обеспечивающая изучение максимального объема нового материала как залог качественной подготовки будущего специалиста.
Одной из наиболее востребованных форм организации самостоятельной, личностно-ориентированной работы студентов является такая дидактическая форма, как рабочая тетрадь.
Эффективность применения рабочих тетрадей увеличивается, если данная форма внедряется в учебный процесс с первого курса обучения и имеет общие методические стандарты на всех дисциплинах и профессиональных модулях медицинского техникума. Это призвано повысить качество обучения и уровень профессионально-познавательной активности студентов.
Эффективность применения разных видов рабочих тетрадей зависит от степени формирования навыков самостоятельной работы, следовательно, отличается у студентов разных курсов. В нашем медицинском техникуме разработаны и активно применяются рабочие тетради. Используемые в процессе обучения они сконструированы на основе общих методологических принципов, соответствуют требованиям, предъявляемым к данному дидактическому средству.
Выполнение заданий в рабочей тетради контролируется преподавателем и является одной из форм отчета, наряду с рубежными контролями и итоговой аттестацией. Применение таких тетрадей повышает успеваемость и качество обучения.
Содержание рабочей тетради избирается в соответствии с образовательной программой.
Целевыми ориентирами рабочей тетради являются:
1. Формирование у студентов системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъективного опыта.
2. Оказание помощи студентам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных процессов и интересов.
3. Содействие в формировании положительной «Я-концепции», в развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания. Преподаватель может как заимствовать из рабочей тетради полный сценарий проведения занятий, так и использовать их частично, встраивая в собственный план.
Рабочая тетрадь должна содержать дифференцированные задания, предназначенные для разных уровней подготовленности обучающихся.
Рабочая тетрадь может быть использована для самостоятельных внеаудиторных занятий обучающихся. Роль этого вида учебной деятельности возрастает в настоящее время, когда перед медицинским техникумом поставлена задача формирования у обучающихся потребности в постоянном самообразовании, предполагающем способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Следует сказать об универсальности тетради. Работая с ней, можно использовать почти все формы обучения: фронтальную, парную, групповую, дифференцированно-групповую, индивидуальную.
Таким образом, рабочая тетрадь отражает многие новые подходы и разнообразные требования к современному образованию, позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности, она окажет существенную помощь как преподавателям, так и обучающимся.
Литература:
1. Малышев Б.В., Воронцов А.А. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-1. ;
2. Ларина Е.Н. Рабочая тетрадь как средство формирования компетенций будущего специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1061–1065.