Методы подготовки к выполнению заданий устной части в системе оценочных процедур по иностранным языкам
Методы подготовки к выполнению заданий устной части в системе оценочных процедур по иностранным языкам
Methods of preparation for the tasks of the oral part in the system of evaluation procedures in foreign languages
Автор: Махневич Ольга Владимировна
МБОУ «Шараповская СОШ Новооскольского района Белгородской области», Россия
e-mail: makhnevich2@yandex.ru
Makhnevich Olga Vladimirovna
Sharapovskaya Secondary school of the Novooskolsky district of the Belgorod region, Russia
e-mail: makhnevich2@yandex.ru
Аннотация: В статье автор описывает систему оценки качества школьного образования и рассматривает отдельные методы подготовки к выполнению заданий в разделе «Устная часть».
Abstract: In the article, the author describes the system of assessing the quality of school education and examines individual methods of preparing for assignments in the section "Oral part".
Ключевые слова: качество образования, устная часть, оценочная процедура, иностранный язык.
Keywords: quality of education, oral part, evaluation procedure, foreign language..
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Контроль является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний, умений, навыков. В Российской Федерации сформирована единая система оценивания качества образования (ЕСОКО), цель которой - мониторинг качества школьного обучения на разных ступенях и его соответствия Федеральным стандартам и программам среднего общего образования. Данная система даёт возможность получить полное представление о качестве образования в стране, позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.
Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур: государственная итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования (НИКО - выборочное исследование качества образования по отдельным учебным предметам или группам предметов). Общим для всех форм государственной проверки качества иноязычного образования является то, что проверяются все аспекты коммуникативной компетенции: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная. Задания для проверки коммуникативных умений и языковых навыков, обучающихся имеют сходные тип и структуру, используются также единые подходы к оцениванию продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Результаты государственной итоговой аттестации и всероссийских проверочных работ дают основание сделать вывод, что рецептивные умения школьников развиты лучше, чем продуктивные. В разделе «Говорение» языковые, речевые, коммуникативные и компенсаторные умения выходят на первый план. Умение преодолевать стресс и быстро самостоятельно снимать психологический и языковой барьеры, демонстрация культуры поведения и речи необходимы ученику во время устных ответов. Поэтому хотелось бы рассмотреть методы подготовки к выполнению заданий по говорению.
Прежде чем приступить к пошаговой подготовке, следует подробно ознакомить школьников с критериями оценивания заданий устной части. Учащиеся должны чётко представлять требования, которые предъявляются к устным ответам. Знание критериев оценивания облегчает подготовку к контрольным испытаниям, так как это помогает сконцентрироваться на достижении определённого результата.
Устная часть всех видов контроля включает в себя чтение вслух несложного рассказа, фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста. В задании на технику чтения, которое относится к базовому уровню сложности, проверяется правильность произношения, темп, интонация, ударение.
Чтению вслух следует уделить особое внимание. Дело не только в том, что оно принесет ученику 1-2 балла во время оценочных процедур. Во-первых, осмысленное чтение вслух небольшого простого текста представляет трудности для обучающихся. Об этом говорят неправильное деление предложений на смысловые группы, необоснованные паузы, незаконченные предложения из-за того, что дети не знают, как читаются слова или не понимают смысла читаемого. Приходится признать, что дети испытывают трудности при чтении числительных, неправильно произносят некоторые звуки, которые меняют смысл слов (heat – hid, food – foot), не соблюдают ударение в ряде слов.
Во-вторых, материал текстов для чтения может служить для пополнения словарного запаса, объяснения разнообразных грамматических явлений, отработки техники составления вопросительных предложений. Перевод и заучивание незнакомых слов, многократное прослушивание аудиозаписей текстов, чтение вслух за диктором, диктанты по закреплению выученной лексики - вся эта работа приведет к формированию у школьников лексических навыков, навыка восприятия и понимания на слух.
Типичные ошибки у обучающихся при чтении вслух связаны прежде всего с непониманием содержания прочитанного текста вследствие низкого уровня владения коммуникативной компетенцией. Причину плохого чтения можно обнаружить в слабо развитом фонематическом слухе и механизме соотнесения зрительного образа слова с его звучанием. Еще одной причиной элементарных нарушений в технике чтения также является недостаточная работа на уроке над лексикой. Знать слово означает, в том числе, и умение его правильно произносить и читать. Таким образом, подготовку к чтению вслух следует начинать с заданий, которые требуют выделения главной мысли в тексте, ключевых фраз и ключевых слов: они помогут понять смысл читаемого, а, следовательно, делить текст на смысловые синтагмы. Затем уже можно переходить к заданиям для отработки фонетических навыков.
Приведу в качестве примера фрагмент текста из открытого банка заданий.
You don’t see many birds in winter. Most have left your area. Those that stay are not as active. Activity uses energy that is needed to keep warm.
The worst problems for birds in winter are getting enough heat and holding on to the heat once it is made. These are problems for all birds. But it is especially true for very small ones. They cannot find enough food. The weather stays so cold for so long that they cannot eat enough to keep alive. But birds have many ways of fighting the cold.
На материале данного текста можно повторить правила образования множественного числа указательных местоимений, существительных во множественном числе, степеней сравнения прилагательных, наречий. Кроме того, учащиеся могут отработать употребление видо-временной формы Present Simple, модального глагола can, пассивного залога. Что касается лексического наполнения текста, возможно работа над словообразованием.
Используя данный текст, составляем разные типы вопросов:
1. Общий вопрос: Do you see many birds in winter?
2. Специальный вопрос: What are the worst problems for birds in winter?
3. Альтернативный вопрос: Is it especially true for very small or big ones?
4. Разделительный вопрос: Activity uses energy that is needed to keep warm, doesn’t it?
Для того чтобы максимально использовать текст с целью повторения грамматики и расширения лексического запаса, школьникам следует ответить на поставленные вопросы. Работу можно организовать в парах или группах. Это также способствует развитию базовых навыков говорения.
Для совершенствования фонетических навыков можно рекомендовать следующие упражнения.
1. Read aloud the words. How are the highlighted letters pronounced?
Write the transcription sign.
[ ] Birds, worst, turn, deserve.
2. Read aloud the words in each line. Cross out the word that doesn’t fit. Take into consideration the rules of reading of the highlighted letters:
birds worst turn border
weather eat beach heat
food loosen move mostly
3. Which word doesn’t belong according to the rules of reading the letter “a”.
Alice, Pat, Dan, David, Andy.
4. Read the words correctly:
muscle, sun, column, autumn, offence, solemn, government, grandson, castle.
5. Read the sentence with the linking [r].
…in winter are getting…
…for all birds
…they are active
6. Read and follow the rhythm.
House, big house, big new house, build that big new house, can you build that big new house?
7. Объясните, в каком месте предложения возникает пауза при отсутствии знака препинания? Где ещё могут быть сделаны паузы?
Those that stay / are not as active. The worst problems for birds in winter / are getting enough heat.
Один из самых эффективных способов отработки звуков - использование рифмовок, песен, стихов. Работа с песней на занятиях английского языка используется для формирования фонетических навыков у изучающих язык. Фонетическая отработка текста песни происходит на уровне:
а) слов, словосочетаний, синтагм;
б) фраз;
в) куплета/припева.
Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание и на мелодику песни – чередование ударных и безударных слогов и слов. Понимание мелодики значительно облегчает работу над произношением.
Итак, при формировании навыков чтения вслух необходимо научить выделять ключевые слова и фразы в тексте, повторять правила чтения, работать над артикуляцией наиболее сложных звуков, объяснить, что такое смысловая группа (синтагма), тренировать интонационное оформление утверждений и разных типов вопросов, научить размечать интонационно тексты письменно. Перечисленных выше типичных фонетических ошибок можно избежать, если практика чтения вслух станет на уроке одним из обязательных элементов. Необходимо уделить этой проблеме повышенное внимание, находить время для чтения вслух на каждом уроке.
Задание 3 единого государственного экзамена базового уровня сложности, проверявшее умение создавать монологическое тематическое высказывание с опорой на вербальную ситуацию и фотографию, в 2022 году заменено на интервью на актуальную тему. Однако в рамках всероссийской проверочной работы в 7 и 11 классах учащимся предлагается описать одну их трёх предложенных картинок по плану. Это задание подразумевает чёткую схему ответа, которая включает обязательную вступительную и заключительную фразы.
Для подготовки к описанию картинки в 7 классе можно предложить следующий план:
1. Каждый ученик получает памятку. Проводится работа с памяткой, поясняется каждый пункт, отрабатывается описание нескольких картинок вместе.
2. Проводится работа с лексикой.
3. Описание картинки на уроке (фронтальная, групповая, индивидуальная работа и работа дома).
Памятка для описания картинок в 7 классе:
I’d like to describe picture №...
1) The picture shows a boy/ a girl/ a man/ a woman.
He/ she is in the street/ in the park/ in the classroom/ in the countryside/ at home.
In the foreground/ center of the photo/ in the background there is/are a blackboard/ a lot of trees/ a house/ …
On the left/right…
2) He/ she is drawing/ writing on the blackboard/ sitting at the table/ reading a book/ having a good time/ helping the mother…
3) He/ she is wearing a white blouse/ a dress/ a top/ shorts/ a school uniform/ a T-shirt and trousers/ a skirt.
4) She / he has … eyes and dark / fair hair.
He/she looks … (happy, sad, serious, angry, tired, bored, …).
He/she has got … (a book, a pencil, an umbrella, …).
4) I like/ dislike this photo because it reminds me happy days/ my family/ my sister/ my friend/ summer holidays.
I like such unusual scenes.
This is all I wanted to say about this picture.
Возможны следующие задания для работы с памяткой.
1. Заполните памятку ключевыми словами, которые понадобятся для описания данной фотографии: appearance, actions, feelings.
2. Расставьте фразы из описания картинки в нужном порядке. Подчеркните клише в готовом ответе, которые нужны для описания.
3. Исправьте ошибки.
I want to present you first photo. This is my sister. I deside to show this picture to you because it is her wedding photo. She is very beautiful and happy. I took this photo last weekend.
Как показывает опыт, уровень грамматических навыков в продуктивных видах речевой деятельности ниже, чем в разделе «Грамматика и лексика». Это указывает на необходимость совершенствования грамматических навыков не только в отдельных грамматических упражнениях, но и в спонтанной речи. С точки зрения грамматического оформления речи при составлении описаний фотографий необходимо дополнительно работать над формами Past Simple, Present Simple, Present Progressive.
Задание 2 устной части единого государственного экзамена предполагает условный диалог-расспрос и проверяет умения осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, правильно употреблять языковые средства оформления высказывания. Большую часть заданий составляют рекламные объявления о путешествиях, мероприятиях, продаже автомобилей, домов, велосипедов и т. д. Рекомендуется выбрать однотипные задания из сборников для подготовки к экзамену, например, рекламные объявления о путешествиях, и отрабатывать формулировку вопросов до автоматизма. Затем переходить к вариантам задания, в которых предлагается участие в мероприятиях. Можно найти пособия, в которых списки вопросов подобраны по темам, связанным со вторым заданием, таким как education, job, time, money, meals и др.
Для успешного выполнения важно объяснить участникам экзамена, что следует задавать прямые, а не косвенные вопросы. Формулировки “What about…?”, “Tell me about…” “Could you tell me the address?” не принимаются. Вопрос, начинающийся с вежливого оборота “Could you tell me…?”, оценивается положительно, только если за ним следует полный косвенный вопрос с соответствующим порядком слов, то есть “Could you tell me where the hotel is situated?”. Нужно повторить, как строятся разные типы вопросов, чтобы избежать употребления одной и той же конструкции, например, What is the duration? What is the starting point? What is the price? What is the location? Правильными вопросами будут следующие: How long does it last? How much does it cost? Where is it situated/located?
Можно посоветовать упражнение, которое поможет составлять разные типы вопросов зависимости от ситуации. Например,
Match parts A and B. More than one answer is possible.
A: Duration, Location, Price, Place, Time, Availability, Tours.
B: Where, How much, When, How long, Is/Are there, What type of, How many.
Так как важным является соблюдение грамматических правил при построении прямых вопросов, необходимо в процессе подготовки не только тренировать соответствующие грамматические навыки, но и использовать задания, построенные на рефлексии грамматических ошибок. Например:
Find mistakes in the questions:
1. Why people enjoy travelling abroad?
2. What does make a perfect holiday?
3. He prefers travelling on his own, isn’t he?
4. What places do you interested in?
5. What countries would you like to go?
Необходимо отметить, что все эти рекламные объявления и опоры перекликаются до такой степени, что после 10-й карточки задание на умение задавать прямые вопросы уже будет казаться старым добрым другом.
Задание 4 высокого уровня сложности проверяет умение создавать монологическое тематическое высказывание с элементами сопоставления и сравнения. Данное задание когнитивно сложнее, чем описанные выше. Сложнее оно и с точки зрения предметных умений, так как требует демонстрации богатого словарного запаса и разнообразия грамматических средств, а также определенных социокультурных знаний, поэтому ему следует посвятить отдельную статью.
Подводя итоги, отметим, что контрольно-измерительные материалы носят аутентичный, практико-ориентированный, метапредметный и социокультурный характер. Поскольку формы и содержание контроля неизбежно влияют на процесс обучения, формы и содержание оценочных процедур должны ориентировать учителя на деятельностный, коммуникативный характер урока, проблемно-поисковые, а не чисто репродуктивные задания. Контрольно-измерительные материалы нацеливают учителей и учащихся на достижение конкретных результатов в формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции, которая и составляет объект контроля. Участие в оценочных процедурах способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка, улучшению качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Список литературы:
1. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по совершенствованию подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2015. - № 11.
2. Иванникова И.А., Огурцова С.Е. Как подготовить учащихся к международному экзамену по немецкому языку // Иностранные языки в школе. – 2015. - № 8.
3. Штанько Е.В. Вопросы подготовки к ЕГЭ по английскому языку обучающихся с низким уровнем развития речевых навыков // Иностранные языки в школе. – 2018. - № 10.