Методика поэтапного овладения технологией формирования читательской грамотности учащихся
Методика поэтапного овладения технологией формирования читательской грамотности учащихся
The method of step-by-step mastering of the technology of formation of students' reading literacy
Авторы:
Картукова Светлана Александровна
ГБОУ "Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия
Kartukova Svetlana Aleksandrovna
Gymnasium № 177, St. Petersburg, Russia
e-mail: kartsalg@yandex.ru
Ли Галина Валентиновна
ГБОУ "Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия
Li Galina Valentinovna
Gymnasium № 177, St. Petersburg, Russia
Картуков Александр Геннадьевич
канд. техн. наук, доцент, ГБОУ "Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия
e-mail: kartalg@yandex.ru
Kartukov Alexander Gennadievich
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Gymnasium № 177, St. Petersburg, Russia
e-mail: kartalg@yandex.ru
Аннотация: В статье описана модель формирования читательской грамотности учащихся в ходе проектной деятельности в образовательной организации и методика поэтапного овладения технологией работы с предлагаемой информацией.
Abstract: the article describes a model for the formation of students' reading literacy in the course of project activities in an educational organization and a method for step-by-step mastering the technology of working with the proposed information.
Ключевые слова: читательская грамотность, кодификатор, образовательный процесс.
Keywords: reading literacy, codifier, educational process.
Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.
Образовательный процесс сегодня выстроен в каждом образовательном учреждении с учётом необходимости формирования функциональной грамотности обучающихся.
Анализ результатов исследований разных видов функциональной грамотности демонстрирует не столько дефициты предметной подготовки, сколько недостаточную степень сформированности универсальных умений работы с информацией, реализуемых посредством навыков смыслового чтения.
При этом очевидно, что интегральной характеристикой функционально грамотной личности, позволяющей добиться профессиональных, социальных, личных успехов, делающей её пребывание в окружающем мире комфортным и безопасным, является именно эффективная работа с информацией.
Изменения в современном мире касаются не только появления новых технологий, но и отработки новых способов освоения информации в школе. Сегодня уже недостаточно просто уметь читать, «проглатывая» (зазубривая) тексты. Современному человеку необходимо по-иному выстраивать коммуникацию с информацией, отказываясь от непродуктивных процессов запоминания.
Осуществить процесс присвоения знаний, т.е. добиться искомого результата, на который нацелен грамотный читатель, возможно только через активное прохождение представленной цепочки операций, производимых с текстом: поиск явно и неявно заданной информации в тексте, интеграция и интерпретация текста, применение информации из текста и её оценка.
Предметный диалог с текстом, отработка каждого читательского умения предполагают развитие и оттачивание приёмов, присущих разным видам чтения, которые необходимо актуализировать в ходе решения поставленных учебных задач:
- изучающее («медленное») чтение позволит понять содержание текста в целом;
- ознакомительное чтение направлено на понимание основного содержания текста (как правило, воспроизведение информации при таком виде чтения не превышает 75%);
- просмотровое чтение позволит определить тему и ключевые вопросы текста, успешная работа с заголовочно-финальным комплексом при этом виде чтения позволяет оперативно анализировать несплошные тексты;
- поисковое (аналитическое/изучающее) чтение позволяет находить запрашиваемую информацию в тексте.
Метапредметный характер функционального чтения, транспонированный в проект даст возможность ученику в совместной работе с учителями-предметниками в рамках погружения в тему развить читательские умения в рамках не только предметной подготовки, но и «перекрёстной».
Обратимся к эталонному кодификатору читательской грамотности, представленному в нормативно-методических документах. Мы считаем, что необходимо развивать у учащихся следующие компетенции, представленные в кодификаторе:
- читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации
- читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста
- читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
- читательские действия, связанные с использованием информации их текста.
Мы сопоставили жизненный цикл проекта и представленные ранее кодификаторы. В ходе аналитической деятельности получили интегративную модель формирования читательской грамотности в ходе проектной деятельности, которую можно представить в виде следующих блоков.
Диагностико-подготовительный этап:
- понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение);
- определять наличие/отсутствие информации;
- определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).
Определение научно-методического аппарата проекта:
- формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу;
- понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);
- понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста);
- обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;
- прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
Поисково-исследовательский этап:
- находить и извлекать одну или несколько единиц информации, размещенных в одном фрагменте текста;
- находить и извлекать несколько единиц информации, размещенных в разных фрагментах текста;
- понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;
- устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис-пример, сходство-различие и др.);
- соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;
- оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;
- оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
Заключительный этап, трансляция и рефлексия:
- формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;
- понимать назначение структурной единицы текста;
- оценивать полноту, достоверность информации.
На основании совокупности этих данных выделяются группы обучающихся, обладающие одинаковыми дефицитами в области читательской грамотности, что позволяет планировать коррекционную работу с учётом дифференциации обучающихся по уровню подготовки и выявленным проблемам.
Чтобы достичь максимального успеха в формировании у ребят читательской грамотности необходимо использовать методику поэтапного овладения технологией работы с информацией базового, повышенного и высокого уровней.
Для базового уровня учащиеся должны уметь:
- находить в тексте одну или несколько единиц информации;
- распознавать главную мысль текста;
- понимать связи отельных частей текста;
- интерпретировать отдельные части текста, сравнивать или противопоставлять отдельные сообщения теста;
- устанавливать несложные связи между текстом и внетекстовой информацией, опираясь на собственные.
Для повышенного уровня учащиеся должны уметь:
- устанавливать связи между единицами текстовой информации на основании нескольких критериев;
- выделять главную мысль текста, связывая и интерпретируя его отдельные части;
- проводить сравнение, упорядочивание или категоризацию текстовой информации по нескольким критериям;
- разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или давать их оценку;
- устанавливать связи между информацией из текста с опорой на предметные знания.
Для высокого уровня учащиеся должны уметь:
- полно и подробно понимать несколько текстов с учетом связи между ними;
- свободно оперировать неявно заданной информацией;
- осмысливать текст с опорой на знания по предметам как социально-гуманитарного, так и естественно-научного циклов;
- осмысливать ранее незнакомую информацию;
- давать критическую оценку информации, формулировать аргументы с опорой на несколько критериев.
Работа по формированию функциональной грамотности – это не инновация в образовании, а инструмент повышения качества образования, поэтому целесообразно учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.
Список литературы:
1. Ковалева Г.С. К новому учебному году: на пути решения стратегических задач // «Вестник образования России» июль №14 2019.
2. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // «Вестник образования России» август №16 2019.
3. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019.