Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Методика поэтапного овладения технологией формирования читательской грамотности учащихся

Дата публикации: 2023-06-03 10:07:56
Статью разместил(а):
Картуков Александр Геннадьевич

Методика поэтапного овладения технологией формирования читательской грамотности учащихся

The method of step-by-step mastering of the technology of formation of students' reading literacy

 

Авторы:

Картукова Светлана Александровна

ГБОУ "Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

Kartukova Svetlana Aleksandrovna

Gymnasium № 177, St. Petersburg, Russia

e-mail: kartsalg@yandex.ru 

Ли Галина Валентиновна

ГБОУ "Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

Li Galina Valentinovna

Gymnasium № 177, St. Petersburg, Russia

Картуков Александр Геннадьевич 

канд. техн. наук, доцент, ГБОУ "Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: kartalg@yandex.ru

Kartukov Alexander Gennadievich

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Gymnasium № 177, St. Petersburg, Russia

e-mail: kartalg@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье описана модель формирования читательской грамотности учащихся в ходе проектной деятельности в образовательной организации и методика поэтапного овладения технологией работы с предлагаемой информацией.

Abstract: the article describes a model for the formation of students' reading literacy in the course of project activities in an educational organization and a method for step-by-step mastering the technology of working with the proposed information.

Ключевые слова: читательская грамотность, кодификатор, образовательный процесс.

Keywords: reading literacy, codifier, educational process.

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

Образовательный процесс сегодня выстроен в каждом образовательном учреждении с учётом необходимости формирования функциональной грамотности обучающихся.

Анализ результатов исследований разных видов функциональной грамотности демонстрирует не столько дефициты предметной подготовки, сколько недостаточную степень сформированности универсальных умений работы с информацией, реализуемых посредством навыков смыслового чтения.

При этом очевидно, что интегральной характеристикой функционально грамотной личности, позволяющей добиться профессиональных, социальных, личных успехов, делающей её пребывание в окружающем мире комфортным и безопасным, является именно эффективная работа с информацией.

Изменения в современном мире касаются не только появления новых технологий, но и отработки новых способов освоения информации в школе. Сегодня уже недостаточно просто уметь читать, «проглатывая» (зазубривая) тексты. Современному человеку необходимо по-иному выстраивать коммуникацию с информацией, отказываясь от непродуктивных процессов запоминания.

Осуществить процесс присвоения знаний, т.е. добиться искомого результата, на который нацелен грамотный читатель, возможно только через активное прохождение представленной цепочки операций, производимых с текстом: поиск явно и неявно заданной информации в тексте, интеграция и интерпретация текста, применение информации из текста и её оценка.

Предметный диалог с текстом, отработка каждого читательского умения предполагают развитие и оттачивание приёмов, присущих разным видам чтения, которые необходимо актуализировать в ходе решения поставленных учебных задач:

- изучающее («медленное») чтение позволит понять содержание текста в целом;

- ознакомительное чтение направлено на понимание основного содержания текста (как правило, воспроизведение информации при таком виде чтения не превышает 75%);

- просмотровое чтение позволит определить тему и ключевые вопросы текста, успешная работа с заголовочно-финальным комплексом при этом виде чтения позволяет оперативно анализировать несплошные тексты;

- поисковое (аналитическое/изучающее) чтение позволяет находить запрашиваемую информацию в тексте.

Метапредметный характер функционального чтения, транспонированный в проект даст возможность ученику в совместной работе с учителями-предметниками в рамках погружения в тему развить читательские умения в рамках не только предметной подготовки, но и «перекрёстной».

Обратимся к эталонному кодификатору читательской грамотности, представленному в нормативно-методических документах. Мы считаем, что необходимо развивать у учащихся следующие компетенции, представленные в кодификаторе:

- читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации

- читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста

- читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста

- читательские действия, связанные с использованием информации их текста.

Мы сопоставили жизненный цикл проекта и представленные ранее кодификаторы. В ходе аналитической деятельности получили интегративную модель формирования читательской грамотности в ходе проектной деятельности, которую можно представить в виде следующих блоков.

Диагностико-подготовительный этап:

­- понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение);

­- определять наличие/отсутствие информации;

­- определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).

Определение научно-методического аппарата проекта:

­- формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу;

­- понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);

­- понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста);

­- обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;

­- прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.

Поисково-исследовательский этап:

­- находить и извлекать одну или несколько единиц информации, размещенных в одном фрагменте текста;

­- находить и извлекать несколько единиц информации, размещенных в разных фрагментах текста;

­- понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;

­- устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис-пример, сходство-различие и др.);

­- соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

­- оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;

­- оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.

Заключительный этап, трансляция и рефлексия:

­- формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;

­- понимать назначение структурной единицы текста;

­- оценивать полноту, достоверность информации.

На основании совокупности этих данных выделяются группы обучающихся, обладающие одинаковыми дефицитами в области читательской грамотности, что позволяет планировать коррекционную работу с учётом дифференциации обучающихся по уровню подготовки и выявленным проблемам.

Чтобы достичь максимального успеха в формировании у ребят читательской грамотности необходимо использовать методику поэтапного овладения технологией работы с информацией базового, повышенного и высокого уровней.

Для базового уровня учащиеся должны уметь:

­- находить в тексте одну или несколько единиц информации;

­- распознавать главную мысль текста;

­- понимать связи отельных частей текста;

­- интерпретировать отдельные части текста, сравнивать или противопоставлять отдельные сообщения теста;

­- устанавливать несложные связи между текстом и внетекстовой информацией, опираясь на собственные.

Для повышенного уровня учащиеся должны уметь:

­- устанавливать связи между единицами текстовой информации на основании нескольких критериев;

­- выделять главную мысль текста, связывая и интерпретируя его отдельные части;

­- проводить сравнение, упорядочивание или категоризацию текстовой информации по нескольким критериям;

­- разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или давать их оценку;

­- устанавливать связи между информацией из текста с опорой на предметные знания.

Для высокого уровня учащиеся должны уметь: 

­- полно и подробно понимать несколько текстов с учетом связи между ними;

­- свободно оперировать неявно заданной информацией;

­- осмысливать текст с опорой на знания по предметам как социально-гуманитарного, так и естественно-научного циклов;

­- осмысливать ранее незнакомую информацию;

­- давать критическую оценку информации, формулировать аргументы с опорой на несколько критериев.

Работа по формированию функциональной грамотности – это не инновация в образовании, а инструмент повышения качества образования, поэтому целесообразно учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.

 

Список литературы:

1. Ковалева Г.С. К новому учебному году: на пути решения стратегических задач // «Вестник образования России» июль №14 2019.

2. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // «Вестник образования России» август №16 2019.

3. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN