Воспитание семейных ценностей на уроках литературы
Воспитание семейных ценностей на уроках литературы
Education of family values at literature lessons
Автор: Платонова Светлана Михайловна
Педагог ГБОУ "ООШ", с. Большая Константиновка, Самарская область, Россия
E-mail: platonova1972@mail.ru
Platonova Svetlana Mikhailovna
Teacher of the main secondary school, Bolshaya Konstantinovka, Samara oblast, Russia
E-mail: platonova1972@mail.ru
Аннотация: В данной статье автор поднимает проблему семейных ценностей, их важности в жизни каждого человека и взаимодействии семьи и школы в процессе развития личности.
Annotation: In this article the author raises the problem of family values, their importance in the life of every person and the interaction of family and school in the process of personal development.
Ключевые слова: воспитание, семейные ценности, взаимодействие.
Keywords: education, family values, interaction.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Воспитание семейных ценностей на уроках литературы»
Автор: Платонова Светлана Михайловна
ГБОУ "ООШ" с. Большая Константиновка, Самарская область
Актуальность проблемы повышения качества школьного образования посредством формирования системы семейных ценностей у детей школьного возраста, затронутой в данной статье, не вызывает сомнений, что подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами ценностного отношения к семье детей школьного возраста.
Перемены, происходящие в России на современном этапе, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни общества. Посредством ФГОС НОО актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций школьников.
Это направление продолжено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем.
Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьника. Проблема образования в современных условиях – это не просто подготовка образованного специалиста, а формирование человека цивилизованного, культурного, гуманного, нравственного. Впервые за последние 30 лет перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, в том числе, семейных.
Благодатный материал в этом вопросе представляет русская литература. Тема дома и семьи – одна из главных в произведениях писателей. Автор статьи обращает особое внимание на то, как авторы раскрывают семейные ценности, отношения между полами, поколениями, сверстниками внутри семьи.
Также автор уделяет внимание взаимодействию школы и семьи как двух социальных институтов в процессе воспитания ребёнка. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а школы призваны помочь, поддержать, стать центром духовного развития личности каждого ученика.
Рекомендациями рецензента является оформление статьи в соответствии с ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам и ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
Данная статья может быть рекомендована к публикации, практическое применение может быть найдено в становлении и развитии системы ценностей школьников, в том числе, семейных.
Рецензент: кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy, педагог высшей квалификационной категории Ольга Львовна Тычина
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной, – покажет время.
Сегодня перед государством и школой стоит важная задача: подготовить воспитанников к семейной жизни; помочь понять, в чём заключаются семейные ценности; осознать, что семья – основа общества.
В Российской Федерации и в нашей Пензенской области семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. *Указом президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов отметил, что современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке обучающихся к семейной жизни.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Каждый учитель-предметник должен работать именно над тем, чтобы ученик имел такой «портрет». Уроки литературы играют особенно важную роль в формировании личности обучающихся. Ведь огромное количество произведений русской литературы воспитывает общечеловеческие ценности: гражданственность, патриотизм, толерантное отношение друг к другу, труд, социальную солидарность и, конечно же, семейные ценности.
Тема дома, семьи – одна из главных в произведениях русских писателей. Изучая их в школе, следует особо обратить внимание на то, как авторы раскрывают данную проблему.
Эта (титульники сборников сказок, поговорок, песен ) тема звучит уже в произведениях устного народного творчества: пословицах, поговорках, сказках, песнях и т.д. Пословицы – распространенный и любимый жанр русского народного творчества. Особое место занимают пословицы о семье и семейных ценностях: «Каков корень, таков и отпрыск», «В дружной семье и в холод тепло», «В недружной семье добра не бывает», «В своем доме и стены помогают», «В семье разлад, так и дому не рад», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей», «Жизнь родителей в детях», «Материнская молитва со дна моря достает», «Семьей дорожить — счастливым быть», «Человек без семьи, что дерево без плодов».
В произведениях древнерусской литературы эта тема также прослеживается. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене княгиня Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят свою любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Восхищения достойна и семья протопопа Аввакума. Изучая эти произведения, необходимо обратить внимание обучающихся на то, что в настоящей семье супруги должны быть всегда вместе: и в радости, и в горе. Останавливаемся на фрагменте, где говорится о том, как измученная долгой дорогой жена Аввакума восклицает: «Долго ли мука сея, протопоп, будет?!». И, услышав от него в ответ: «Марковна, до самыя до смерти!» - покорно говорит: «Добро, Петрович, ино еще побредем».
В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от бед, от одиночества? Но, увы … Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
Если говорить о литературе 18 века, а конкретнее о произведениях, где показан тот или иной образ семьи, то можно привести в пример всем известную комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». При изучении комедии необходимо акцентировать внимание на взаимоотношениях членов семьи Простаковых: «Кто же виноват, что Митрофан вырос недорослем в нравственном смысле? Почему госпожа Простакова слышит режущие сердце слова сына: «Отвяжись, матушка, как навязалась!»
Русская литература 19 века, обращенная к личности человека, являющаяся по своей сути назидательной в высоком смысле этого слова, т.е. формулирующая проблемы и предлагающая способы их решения, достаточно большое время отводит описанию внутрисемейных отношений своих персонажей. Причем показываются примеры как позитивные, так и негативные, направленные на разрушение личности.
Авторы недвусмысленно дают понять, как, по их мнению, следует воспитывать ребенка, какие ценности необходимо культивировать в семье, какие традиции сохранять, а от каких отказываться. Культ семьи, характерный для подавляющего большинства россиян 19 века, осознание ее значимости – прекрасный материал для размышления и обсуждения с учащимися на уроках литературы.
Вспомним названия некоторых произведений курса литературы 19 века: «Капитанская дочка», «Мёртвые души», «Гроза», «Обломов», «Господа Головлевы», «Отцы и дети», «Война и мир», «Вишневый сад»…
В каждом из них семейным отношениям посвящены многие страницы.
Петр Гринев, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», отправляясь в дальний путь к месту службы, слышит отцовский наказ: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помню пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».
И сын не подвел отца, во всех жизненных ситуациях старался быть честным, человечным.
А Павлу Чичикову из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» отцом было дано такое «умное» наставление: «С товарищами не водись, они тебя добру не научат», «Не угощай и не потчевай никого; больше всего береги и копи копейку…» Мальчик, усвоив уроки отца, уже в школе проявил изворотливость, расчетливость и низость души. Мешочек с деньгами заменил ему семью, и друзей, и коллег.
Страдает Катерина в семье мужа – семье, где царят ханжество, лицемерие, жестокость даже по отношению к близким. Именно такие отношения формируют трусливого, забитого Тихона, хитрую Варвару, приводят к гибели Катерину. И рядом же – описание идиллического, светлого, наполненного верой и любовью детства Катерины.
Сравнивая семейный мир Обломова и Штольца, приходим к выводу, что безграничная родительская любовь может испортить ребенку жизнь, а семейное воспитание базируется на определении обязанностей ребенка.
У М. Салтыкова-Щедрина роман «Господа Головлевы» - тоже одна из разновидностей семейного романа, страшная книга о трех поколениях одной семьи, пришедшей к полному нравственному вырождению.
Таким образом, идеал семейных отношений иногда дается методом от противного.
Но как бы ни складывались судьбы детей, как бы дети не перерастали родителей в интеллектуальном отношении, любовь и уважение к старшим – основа счастья самого младшего поколения.
Сложные отношения в семье героев романа «Отцы и дети». Стремясь утвердиться, подражая своему другу-кумиру, свысока разговаривает со своим отцом Аркадий Кирсанов, не понимая, что его мягкий и добрый отец – прекрасный честный человек, достойный уважения. Но их взаимная любовь и привязанность позволяют преодолеть непонимание. И вот Аркадий Кирсанов, словно фальшивую ноту, убирает развязный и покровительственный тон в общении с отцом, а циничный Базаров перед смертью признается в любви к своим старикам и просит Одинцову не покинуть их в трудный момент.
«Мысль семейная» глубоко прослеживается в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Наиболее подробно писатель рассказывает о Болконских, Ростовых и противопоставляет им семейство Курагиных.
В семье Болконских царит спартанская обстановка. Внешне они люди суровые, сдержанные. Но они любят друг друга, только хранят свои чувства в тайниках своей души. У Ростовых все иначе. Они живут радостно, эмоционально, не скрывают своих чувств: прощаясь – плачут, открыто радуются при встрече.
У этих семей есть то, что их объединяет: не только кровное родство, но и единство взглядов, искренность, естественное движение души.
Курагины в романе – это символ деградированной семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного, в которой каждый живет ради собственного удовольствия, в ней нет самого главного – духовной близости.
Образец любви к матери – Аня из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
Справедливо говорят, что о нравственном здоровье общества судят по его отношению к детям и старикам. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Что происходит с нами? Почему рвутся связи между поколениями? Над этими вопросами обучающиеся размышляют при изучении литературы 20 века: рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» и рассказа Е. Носова «Яблочный Спас».
Проблемам любви, материнства, воспитания посвящены замечательные современные произведения: «Мадонна с пайковым хлебом» М. Глушко, «Женский разговор» В.Распутина, «Печальный детектив», «Людочка» В.Астафьева.
При изучении романа В.Астафьева «Печальный детектив» необходимо акцентировать внимание учащихся на рассуждении писателя о том, что такое семья, для чего она нужна: «Муж и жена. Сошлись. Не самец и самка, а человек с человеком, соединенные для того, чтобы помочь, друг другу и обществу, усовершенствоваться, из сердца в сердце перелить кровь свою и вместе с ней передать все, что в них есть хорошее».
Постепенно, из урока в урок, у учащихся формируется образ семьи, столь необходимой человеку в любые времена. Это, на мой взгляд, и есть образец отношения в семье: единение в минуты горя, желание поддержать родного человека. А воспитывается это тогда, когда в семье культивируются уважение к старшим, забота о младших, любовь и взаимоуважение.