Реверсивно-вариативные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов

Дата публикации: 2018-11-24 18:52:41
Статью разместил(а):
Тиунов Сергей Васильевич

Реверсивно-вариативные технологии как дидактическое средство формирования профессиональных компетенций у студентов техникума

Reversible and variable technologies as didactic means of formation of professional competences of students of technical school

Автор: Тиунов Сергей Васильевич

Преподаватель ГБПОУ КК «КМТ», ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет", г. Краснодар, Россия

E-mail: tiunovsergey@mail.ru

Tiunov Sergey Vasilyevich 

Educator colledge KK "KMT», IN FGBOU "Kuban state University" Krasnodar, Russia

E-mail: tiunovsergey@mail.ru

Аннотация

Реверсивно–вариативные технологии – это смешанная форма обучения, основанная на самостоятельной работе обучающегося в процессе изучения материала, где педагог выполняет роль консультанта и наставника.

Abstract

Reverse-variable technology is a mixed form of learning, based on the independent work of the student in the process of studying the material, where the teacher acts as a consultant and mentor.

Ключевые слова: студент, компетенции, специалист.

Keywords: student, competence, specialist.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Переход к рыночной экономике, усиление интеграционных процессов в европейской и мировой системе образования обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа. Рынок рабочей силы требует от выпускника профессионального образовательного учреждения наличия определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных типовых, но и незапланированных ситуациях, коммуникативную культуру. Такое понимание конечных целей образования нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на языке «компетенций», на основе которых формируется профессиональная компетентность будущего специалиста.

Значимым компонентом профессиональной компетентности, как отмечено в работах отечественных и зарубежных исследователей, являются ключевые (общие, универсальные) компетенции - набор базовых знаний и надпредметных умений, а также личностных качеств индивида, необходимых для продуктивной деятельности. Ключевые компетенции, в отличие от профессиональных, которые в основном формируются и развиваются в процессе изучения профильных дисциплин и дальнейшей деятельности по специальности, необходимо формировать на всех этапах образовательного процесса, в том числе в процессе обучения общеобразовательным естественно-научным дисциплинам, являющимися неотъемлемой частью профессионального образования.

Организационно-методическое обеспечение формирования компетенций у студентов является важным компонентов их профессиональной подготовки в условиях новых государственных стандартов, предусматривающих применение инновационных технологий обучения. Современные инновационные технологии обучения связаны с активизацией познавательной деятельности обучающихся и развитием у них креативного мышления. На данный момент в педагогической теории накоплен значительный познавательный потенциал по различным проблемам подготовки современного специалиста.

В настоящее время внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) способствовали переосмыслению и поиску инновационных средств достижения студентами результатов обучения, включающее формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций. Вместе с этим осуществляется развитие новых форм и моделей обучения, дидактических средств и методов, где студент является активным субъектом учебной деятельности, умеющий планировать, прогнозировать, самостоятельно выбирать наиболее приемлемый для него способ обучения. Особую значимость в системе профессионального образования занимает организация самостоятельной работы учащихся, которая представляет высокий интерес, как для исследователей, так и для педагогов-практиков.

Педагогическая теория и современная практика среднего профессионального образования имеют значительный познавательный потенциал по различным проблемам подготовки специалиста, основным элементом которой является активизация самостоятельной работы студентов в процессе поэтапного развития их мастерства.  

В условиях среднего профессионального образования самостоятельная работа студентов активно реализуется в процессе использования технологии смешанного обучения. Именно смешенное обучение подразумевает применение как традиционной, очной формы обучения, так и применение разнообразных дистанционных технологий по формированию у студентов профессиональных компетенций.

Так каковы дидактические возможности и условия применения реверсивно-вариативных технологий как средства формирования профессиональных компетенций студентов техникума?

Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования -  теоретически обосновать и экспериментально выявить совокупность педагогических условий применения реверсивно-вариативных технологий в качестве адекватного дидактического средства формирования профессиональных компетенций у студентов техникума.

Замысел и организация исследования предполагали проверку следующей гипотезы: реверсивно-вариативные технологии могут выступать как эффективное средство формирования профессиональных компетенций у студентов монтажного техникума при условии, если:

- вариативность процесса обучения студентов будет основываться на положениях системного, личностно ориентированного и деятельностного подходов;

- поддерживать высокий уровень учебной мотивации путем предъявления творческих заданий-проектов с четко структурированным маршрутом поиска решения от «обратного», избыточной информационной базой и средствами, ясными критериями оценки и неограниченной свободой учебных действий в рамках задания;

- повышать объем самостоятельной работы в содержании обучения специальным дисциплинам за счет дидактически квалифицированного отбора информационных ресурсов в соответствии с принципами наглядности, доступности, культуросообразности, научности, профессиональной направленности, связи с жизнью, учета индивидуально- возрастных особенностей студентов, актуальности и новизны информации;

- расширять арсенал активных методов обучения на основе сочетания проектного метода с проблемными, поисковыми, игровыми, интерактивными, командными методами обучения, направленными на стимулирование основных составляющих профессиональные  компетенции.

Научная новизна исследования:

- уточнено содержание, структура и сущность реверсивно-вариативных технологий как смешанная форма обучения, основанная на самостоятельной работе обучающегося в процессе изучения материала, где педагог выполняет роль консультанта и наставника;

- разработан педагогический механизм применения реверсивно-вариативных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов в системе СПО, основанный на системном, личностно-ориентированном и деятельностном подходах обучения; 

Теоретическое значение исследования: обобщены научные трактовки феномена профессиональной компетентности и представлены концептуальные подходы его формирования в психолого-педагогических исследованиях (культуроведческий, личностный, герменевтический, интерактивно-диалогический); выявлены дидактические характеристики применения реверсивно-вариативных технологий в профессиональной подготовке студентов в системе среднего профессионального образования; раскрыт дидактический потенциал реверсивно-вариативных технологий в обучении студентов в системе среднего профессионального образования в отношении обеспечения мотивации учения, совершенствования содержания и методики обучения; выявлены педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию применения реверсивно-вариативных технологий.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы дисциплин профессионального обучения с применением технологии реверсивно-вариативного обучения; материалы с печатной основой; программы веб-квеста по основным специальным дисциплинам, система оценки знаний студентов; создании учебно-методического комплекса с компьютерной поддержкой, состоящего из электронной программы и учебно-методических рекомендаций, которые используются в образовательном процессе техникума. Результаты исследования могут быть также использованы при подготовке студентов других профилей. Структура разработанного учебно-методического комплекса с компьютерной поддержкой может служить основой при написании пособий по другим дисциплинам.

Реверсивно–вариативные технологии – это смешанная форма обучения, основанная на самостоятельной работе обучающегося в процессе изучения материала, где педагог выполняет роль консультанта и наставника.

Технология реверсивно-вариативного обучения представлена тремя взаимосвязанными блоками: целевой, включающий повышение результативности обучения студентов в процессе самостоятельной работы; организационно-содержательный, определяющий реализацию технологии реверсивно-вариативного обучения и оценочный, представленный мотивационным, гносеологическим, деятельностным, рефлексивным критериями.

Получены положительные и значительные результаты  применения реверсивно-вариативных технологий в формировании профессиональных компетенций у студентов техникума, которые дают лучший результат в профессиональной подготовке обучающихся.

 

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов. Екатеринбург; Деловая книга, 1999. 624 с.

2. Аверкин В.Н., Цирульников A.M. Управление вариативными образовательными системами. Вел. Новгород, 1999. 119 с.

3. Актуальные проблемы повышения качества образования на современном этапе: сборник научных трудов / Кузбаская государственная педагогическая академия, Фак. педагогики и методики нач. образования. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2009. 316 с.

4. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск, 1997. 138 с.

5. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: Вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980. 207 с.