Использование информационных технологий в образовательном процессе

Дата публикации: 2018-12-07 08:39:01
Статью разместил(а):
Гранкина Людмила Михайловна

Использование информационных технологий в образовательном процессе

The use of information technology in the educational process

Автор: Гранкина Людмила Михайловна

Преподаватель физики АУ «Ханты- Мансийский технолого-педагогический колледж», Ханты-Мансийск, Россия

Grankina Lyudmila Mikhailovna

E-mail: lyud-grankina@yandex.ru

Grankina Lyudmila Mikhailovna

Teacher of physics of AU Khanty-Mansiysk College of technology and education, Khanty-Mansiysk, Russia

E-mail: lyud-grankina@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматривается  необходимость и возможность использование информационных технологий в образовательном процессе. Выделены факторы, диктующие необходимость компьютеризации в сфере образования.  Отмечены психолого- педагогические  особенности восприятия учебного материала обучающимися.

Abstract: This article discusses the need for and the possibility of using information technology in the educational process. The factors, dictating the need computerization in the field educations. Marked psychological and pedagogical features of perception educational material for students.

 

Ключевые слова: процесс обучения, компьютеризация,  знания, мышление, методы.

Keyword: learning process, computerization, knowledge, thinking, methods.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Одно из основных направлений, позволяющих решить проблему повышения качества обучения и воспитания- компьютеризация  процесса обучения. Введение компьютерной техники в учебный процесс требует принципиально нового подхода   к проблеме обучения. На современном этапе развития общества перед  педагогом стоит сложная задача- не только повысить научный уровень преподавания, но и развить мышление обучающихся, вооружить их основными методами познания и умением творчески применять полученные знания на практике.

Для решения этой задачи необходимы способы обучения, обеспечивающие более быстрые темпы усвоения знаний  и овладения различными компетенциями.

Можно выделить несколько  факторов, диктующих необходимость компьютеризации в сфере профессионального  образования.

Первый обусловлен объективной необходимостью существенного расширения масштабов и повышения качества профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, способных на должном уровне решать соответствующие научно-технические и производственно-технологические вопросы.

Второй фактор компьютеризации в сфере образования связан с необходимостью решения задачи массовой  компьютерной грамотности, формирования у всех обучающихся  специфических качеств пользователя разнообразных средств информатики и вычислительной техники.

Третий фактор, предопределяющий интенсивное проникновение компьютерной техники в сферу образования и педагогическую науку связан с внутренними потребностями самой системы образования, определяется логикой развития педагогической науки- необходимостью существенного  повышения качества  учебно-воспитательного процесса, оптимизации в сфере образования, совершенствования научно- педагогических исследований.

Каждый педагог в своей повседневной учебно-воспитательной деятельности непрерывно сталкивается с необходимостью оперативного обновления учебной информации в связи с динамичностью, систематическим обогащением содержания изучаемой науки. Не менее важна для педагога и проблема  получения оперативной информации об индивидуальных особенностях каждого обучающегося  позволяющей дифференцированно подходить к организации процесса воспитания и обучения. При этом существенно повышается роль четко налаженной системы обратной связи в учебном процессе, предполагающей использование разнообразных средств контроля и оценки результативности учебно- воспитательной деятельности, отражающей динамику этой результативности и позволяющей оперативно вносить необходимые коррективы в учебный процесс, используя те или иные способы стимулирования и активации деятельности обучающихся.

Успешное решение многоаспектных проблем  компьютеризации в сфере образования возможно лишь при выполнении ряда психолого- педагогических требований и условий, предопределяющих конечную эффективность учебно-воспитательной, управленческой и научно- исследовательской  педагогической деятельности. Актуальность психолого-педагогической проблематики обусловлена прежде всего тем, что она охватывает все направления использования компьютерной техники. Любая  модель учебного процесса должна быть ориентирована на такую организацию деятельности и педагога, и обучающихся, общения и отношений  между ними, которая в наибольшей степени соответствует логике и закономерностям самого процесса обучения. 

Таким образом, социальная в своей основе и педагогическая по своему содержанию концепция всестороннего развития личности, определяющая целевые установки учебно-воспитательной деятельности, в том числе и в условиях компьютерного обучения, настоятельно требует обращения к психологической и дидактической проблематике. Психологический аспект проблемы компьютерного обучения связан, прежде всего, с углубленным анализом деятельности как основного механизма достижения преподавателем и обучающимися тех или иных конкретных учебных целей, а дидактический аспект предполагает выявление и использование закономерностей с учетом специфических условий компьютеризации.

Психолого- педагогические  особенности восприятия учебного материала обучающимися.

Информатизация образования, основанная на использовании средств новых информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Психолого- педагогические аспекты информатизации процесса обучения разнообразны и многоплановы; остановимся на тех, которые имеют наибольшее значение.

Мотивационный аспект.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером,  которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, обучающийся получает возможность довести решение любой задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Компьютер может влиять на мотивацию обучающихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе.

Учет индивидуальных особенностей и активации учебного процесса.

Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе  позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. В каждой группе имеются студенты с разным уровнем развития интеллекта. Фронтальная форма работы и ориентация на слабого студента в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на занятиях у способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа обучающегося за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый студент работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

 

Расширение возможностей предъявления учебной информации.

Использование возможностей информационных технологий позволяет не только воссоздавать реальную обстановку деятельности, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Предъявляемая учащимся информация и возможности ее изучения постоянно расширяются благодаря развитию интерактивных компьютерных систем:  мультимедийных технологий, включающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация) восприятие информации, телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в рамках которого осуществляется познавательное развитие ребенка, искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного эксперимента и исследования.

        

Изменение форм и методов учебной деятельности.

Наличие программно- методического обеспечения , предназначенного для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры, для организации процесса самообучения, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Изменение устоявшихся традиционных форм и методов учебной деятельности, направленное на совершенствование образовательного процесса, вовлекает в свою сферу как отдельного индивида, так и группу, педагогический коллектив, что фактически способствует созданию новой педагогики.

 

Контроль за деятельностью обучающихся.

При работе на компьютере каждый обучающийся может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо, снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий. Происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в  своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к преподавателю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Успех учебно-воспитательной деятельности с обучающимися зависит от знания и учета их возрастных особенностей. Это положение  еще в большей степени относится к подростковому возрасту, который считается переломным. С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью ее самостоятельности. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.

Традиционные формы и методы объяснения нового материала постепенно утрачивают свою актуальность. Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на обучающихся.  Самый лучший способ организации внимания связан не с применением преподавателем каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у подростка не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время.

 

Применение компьютерных технологий  на уроках физики.

Совершенствование методов и разработка активных форм  обучения- одно из важнейших средств интенсификации и оптимизации учебного процесса. Сегодня компьютер, как и другие средства обучения, мы все чаще применяем в учебном процессе.

Цель применения компьютерных технологий:

· Активизация познавательной деятельности обучающихся.

· Развитие мышления обучающихся.

· Вооружение основными методами познания и умениями творчески применять на практике

· Повышение научного уровня преподавания.

Сегодня компьютер, как и другие технические средства обучения, все чаще используется в учебном процессе. Происходит активизация учебной деятельности обучающихся, которая выражается  главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становится творческая переработка в сознании обучающихся получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики в обучении.

Обоснование актуальности: необходимость использования компьютера на уроках теоретического и производственного обучения обусловлена рядом причин, важнейшие из которых:

· Выработать и закрепить навыки применения обучающимися компьютера в различных учебных дисциплинах, самостоятельного создания и использования собственных программных продуктов

· Предоставить возможность обучающимся работать с разными видами и формами информации

· Способствовать лучшему усвоению учебного материала.

Одной из важнейших задач колледжа является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации  в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании личности. Использование компьютерных уроков, например, в курсе физики позволяет наглядно представить сложные физические явления, часто не воспроизводимые в демонстрационном эксперименте (в частности из-за недостатка лабораторного оборудования), что способствует более глубокому усвоению материала и повышению интереса обучающихся к предмету.

Компьютерное моделирование физических процессов развивает также творческие способности обучающихся и способствует их профессиональной подготовке.

Компьютерные модели легко вписываются  в традиционный урок, позволяя преподавателю продемонстрировать на экране многие физические эффекты, а также позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности обучающихся.

Компьютерный курс “Открытая физика 1.0” соответствует программе курса физики для общеобразовательных учреждений. Данный курс является  мощным средством интенсификации занятий и повышения интереса обучающихся к физике.

Этот курс включает разделы: механика, механические колебания и волны, молекулярная физика, термодинамика, электростатика.  Полноценное физическое образование невозможно без экспериментальной работы в лабораториях. К сожалению, в настоящее время во многих учреждениях кабинеты физики не имеют достаточного лабораторного и демонстрационного  оборудования. Курс “Открытая физика” предлагает выполнить несколько лабораторных компьютерных экспериментов, которые в какой-то мере могут восполнить недостатки экспериментальной подготовки обучающихся.

Мультимедийный продукт “Живая физика”  позволяет ставить лабораторные работы и эксперименты. Обучающиеся  во время такой работы приобретают экспериментальные навыки, которые потом применяют при выполнении лабораторных работ в кабинете физики. Компьютерные модели позволяют пользователю управлять поведением объектов на экране монитора, изменяя  начальные условия эксперимента, и проводить разнообразные физические опыты. Некоторые модели позволяют наблюдать на экране монитора, одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин. Видеозаписи экспериментов делают курс более привлекательным и позволяют сделать занятия живыми и интересными.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя педагогу  продемонстрировать на экране компьютера многие эффекты, а также позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности обучающихся.

 

Список литературы:

1.Богатырев А.И., Коптелов А.В., Некрасова Г.Н. Современные информационные технологии// Школа и производство.-2001г.- №1. - с. 14 - 19.

2. Дементиевская Н.П., Морзе Н.В. Компьютерные технологии для развития учеников и учителей // Информационные технологии и средства учебы: Сб. науч. трудов / Под ред. В.Ю.Быкова, Ю.О.Жука. - К.: Атака, 2005. - С. 76 - 95.

3. Мадзигон В.М. Проблематика и перспектива информатизации образования. - К.: Лыбидь, 2006. - 112 с.

4. Полат Е.С. - Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2004.- 272 с.

5. Пометун О.И. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. - К., 2003. - 192 с.