Обоснование использования КСО в предметной подготовке студентов СПО

Дата публикации: 2018-12-27 19:04:08
Статью разместил(а):
Маркелова Ольга Владимировна

Обоснование использования КСО в предметной подготовке студентов СПО

Rationale for the use of CSR in the subject preparation of students SPO

Автор: Маркелова Ольга Владимировна

аспирант института математики, физики и информатики, КГПУ им. В.П. Астафьева, преподаватель КГА ПОУ ТИГИС, Красноярск, Россия.

E-mail: ovm6662@mail.ru

Markelova Olga Vladimirovna

post-graduate student of the Institute of mathematics, physics and Informatics, KGPU  V. P. Astafiev, lecturer, KGA POU this, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: ovm6662@mail.ru

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью повысить качество подготовки выпускников техникумов по инфоматическим дисциплинам. В связи с этим статья направлена на выявление психолого-педагогических проблем изучения курса информатики в средне-специальных учебных заведениях естественнонаучного профиля и обоснование использования коллективного способа обучения. Материалы статьи представляют интерес для практики применения коллективных способов обучения студентов колледжей при изучении информатики.

Abstract: The relevance of the study is due to the need to improve the quality of training of graduates of technical schools in information Sciences. In this regard, the article aims to identify the psychological and pedagogical problems of studying the course of Informatics in secondary special educational institutions of natural science profile and the rationale for the use of collective learning. The materials of the article are of interest for the practice of collective methods of teaching College students in the study of computer science.

 

Ключевые слова: познавательная активность, учебная мотивация, коллективные способы обучения, аффиляция.

Keywords: cognitive activity, educational motivation, collective ways of learning, affilation.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Введение

Актуальность темы исследования: на современном этапе развития  цифрового общества от выпускников профессиональных колледжей требуются умения быстро адаптироваться в условиях частой смены программного и аппаратного обеспечения компьютерной техники, что в свою очередь, не возможно без стремления к саморазвитию и высокой познавательной активности. Решение этой задачи требует формирования у студентов мотивации к приобретению  новых знаний, а это, в свою очередь предполагает совершенствование методик обучения в СПО, с учетом научно-технических, психолого-педагогических  и социальных аспектов современного общества.

В традиционных формах организации работы на занятии по информатике сотрудничество и взаимопомощь сводятся к минимуму, не существует распределения обязанностей и функций. Все студенты выполняют одинаковые (или дифференцированные по уровню сложности) задания, они не участвуют в процессе управления занятием, так как руководящая роль принадлежит преподавателю. При такой форме организации обучения каждый слабоуспевающий учащийся остается один на один со своими трудностями при выполнении заданий, что с учетом их низкой учебной мотивации и уровня знаний по информатическим дисциплинам не способствует развитию познавательной активности.

Исследования студентов колледжей выявили, что  положительная учебная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности к обучению (В.А. Гордашников,  А.Я Осин). В свою очередь, одной из базовых компонент учебной мотивации является аффилиация. Аффелятивные тенденции наиболее остро проявляются во время межличностного взаимодействия через сотрудничество, что в свою очередь составляет основу коллективных способов обучения.

Научная проблема заключается в необходимости повышения качества предметной подготовки студентов колледжей по информатике за счет учета психолого-педагогических особенностей обучающихся.

Целью исследования  было обосновать возможность и основные подходы к применению  коллективных способов обучения (КСО) в предметной подготовке студентов  ССУЗа, способствующих развитию учебной мотивации и познавательной активности и как следствие, повышению обученности информатике. В качестве научной гипотезы было  принято предположение, что студенты групп с низким уровнем обученности в большей степени предрасположены к работе в  коллективе и испытывают более сильные аффилиативные тенденции.

Обзор литературы:

Подходы  к обновлению методики преподавания информатики представлены в работах С.А. Бешенкова, Б.С. Гершунского, С.Г. Григорьева, А.А. Кузнецова, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчика, Н.И. Пака и других исследователей.  Авторы обращают внимание на необходимость совершенствования методики обучения информатике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Однако эти работы выполнены применительно к системе общего и высшего профессионального образования и не учитывают ряд специфических особенностей контингента средне-профессиональных учебных заведений, таких как разный уровень начальной подготовки по информатике, отсутствие внутренней мотивации к учению и, как следствие, не развитую познавательную активность.

По мнению ряда ученых (К.А. Абульханова - Славская, К.А. Анцыферова, Т.Н. Бочкарева, А.М. Матюшкин, М.Ф.Морозова, А.М. Прихожан, К.Д. Ушинский, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина), работающих над данной проблемой, основы развития познавательной активности учащихся закладываются в средней школе, однако лишь 18% старших школьников развивают её в полной мере. По мнению А.М. Прихожан на протяжении подросткового возраста для учащихся ценность познавательной активности снижается. Максимум отмечается в 5–6-м классах, а с 7-го по 8-й — резко снижается. Учитывая, что в ССУЗе обучаются студенты после 9-го класса, то у них наблюдается резкое снижение познавательной деятельности.

А.А. Вербиций, А.М. Матюшкин, Т.А. Платонова связывают активную познавательную деятельность с учебной мотивацией, побуждающей студента. В трудах  В.К. Дьяченко  отмечается, что сочетая различные организационные формы, КСО  обеспечивает успешность учения каждому студенту, вне зависимости от наличного уровня знаний и способностей, вовлекая его в активную познавательную деятельность, посредством усиления мотивации к учению. При коллективной форме организации обучения, сам коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена. «Сильные» студенты привлекаются к обучению «слабых», но и они активно участвует в процессе обучения своих одногруппников во время совместной учебной работы.

Таким образом, можно сказать, что коллективные способы обучения выступают в роли инструмента для формирования положительной мотивации к учебе у «слабых» студентов, однако с учетом особенностей контингента средне-специальных учебных заведений (разноуровневая подготовка по информатическим дисциплинам) основной положительный эффект от такой формы организации работы получат «сильные» учащиеся. Так как в процессе групповой работы хорошо успевающие студенты берут на себя ведущие роли по организации коллективной работы и распределению заданий внутри групп, то и активизация познавательной деятельности в полной мере происходит именно у них. Напротив, для «слабых» студентов характерен выбор пассивных ролей и соответственно, уровень развития познавательной активности ниже.

Подходы к обновлению методик обучения информатике на основе КСО (организация сотрудничества «вживую» и с использованием интернет-сервисов или телекоммуникационных технологий) отражены в работах С.В. Бондаренко, А.А. Заславского, Н.К. Тальнишних, О.А. Тумановой. Тем не менее, вопросы применения организационных форм КСО при обучении информатическим дисциплинам студентов СПО проработаны слабо.

Методологическая рамка исследования

Методологическую основу исследования составили системный подход (Б.Г. Ананьев, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Ракитов А.И., Юдин И.Г.), а также методика тестирования С.П. Ворониной «Оценка психологического климата в группе» на cпоcобность к коллективной деятельноcти, представляющая собой тест из 26 предложений – утверждений на каждое из которых необходимо было дать ответ по шкале от 0 до 3(3 - свойство проявляется в коллективе всегда; 2 - свойство проявляется в большинстве случаев; 1 - свойство проявляется нередко; 0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство), соответствующий степени утверждения.

На первом этапе обработки результатов теста  необходимо сложить все абсолютные величины сначала  положительных, потом отрицательных  оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычитают меньшую.  Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.  Далее все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики.

В тестировании приняли участие 70 человек из 3 групп студентов специальности «Повар, кондитер» 1 курса Красноярского техникума индустрии гостеприимства и сервиса. Ниже представлена сводная таблица обработки результатов теста.

Оценка  психологического климата в группе на способность к коллективной деятельности 

 

Группы

ПК9-17/1

ПК9-17/3 

ПК9-17/4 

Количество студентов

26

24

20

Средний балл успеваемости по предмету в  группе

3,5

3,3

3,8

Степень  благоприятности климата для работы в коллективе

8,52

2,14

13,5 

Анализ результатов обработки теста показал, что студенты группы ПК9-17/1,  имеющие средний балл успеваемости по предмету 3,5, обладают средней степенью благоприятного климата для работы в коллективе, а студенты группы ПК9-17/4 (средний балл успеваемости по предмету выше и равен 3,8)  - имеют низкую степень благоприятности коллективной деятельности. Самый низкий средний балл успеваемости по предмету 3,3 и  высокую степень благоприятности коллективной деятельности имеют учащиеся группы ПК9-17/3,  что подтверждает гипотезу, высказанную ранее.

В дальнейшем, группа  ПК9-17/4 использовалась как контрольная, при проведении педагогического эксперимента.

Таким образом, для большинства студентов ССУЗов, испытывающих трудности  при изучении информатики, следует применять коллективные методы обучения, индивидуализированные  по темпам работы и объему материала.

Результаты и выводы:

Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что студенты групп с низким уровнем обученности в большей степени предрасположены к работе в  коллективе и испытывают более сильные аффилиативные тенденции.  Чем выше средний балл успеваемости студента по предмету, тем ниже у него потребность в коллективной работе по решению учебных задач.

Автор предполагает, что коллективные способы обучения могут быть применимы для работы в группах студентов с разным уровнем обученности по информатике, если  индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого учащегося, тем самым добиться выравнивания уровня учебной  мотивации  и познавательной активности.

 Результаты исследования  могут быть применимы в качестве обоснования использования коллективных способов обучения информатике студентов с низким уровнем предметной подготовки и слабой учебной мотивацией.

 

Список литературы:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с. 

2. Гордашников В.А.  Образование и здоровье студентов медицинского колледжа/ В.А. Гордашников,  А.Я Осин: монография.- М.:Академия естествознания, 2009 – 396 с. 

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение. 1991.