Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО
Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО
Spiritually-moral education of mathematics lessons in conditions of realization of Federal State Educational Standards
Авторы:
Жило Галина Григорьевна
учитель математики МБОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП»
E-mail: galazhilo@yandex.ru
Новоселова Наталья Афанасьевна
учитель математики МБОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП»
E-mail: shcola3@yandex.ru
Gilo Galina Grigorievna
mathematics teacher School № 3.
E-mail: galazhilo@yandex.ru
Novoselova Natalia Afanasievna
E-mail: shcola3@yandex.ru
Аннотация: Духовно-нравственное воспитание по математике осуществляется в ходе урочной и внеурочной деятельности. Интересные задачи из опыта нашей работы предлагаем коллегам.
Abstract: the Spiritually-moral education in mathematics occurs in the course of regular and overtime work. Interesting tasks from our work experience we offer.
Ключевые слова: задачи, различные задания для обучающихся по развитию духовно-нравственных качеств на уроках математики в основной школе.
Keywords: tasks, various tasks for learners to develop spiritual and moral qualities on the lessons of mathematics in primary school.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности.
Сегодня актуальны слова В. А. Сухомли́нского: «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда-либо мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека».
В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные ценности и смыслы должны пронизывать весь образовательный процесс школы. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
3) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов. России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
4) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. [1]
Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его духовных ориентиров. Учебный предмет «Математика» является существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
Существует множество способов, приемов и методов реализации воспитательного направления при изучении математики.
Основным пространством любого воспитательного процесса в школе является урок, формирующий у обучающихся нравственные качества личности. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже творчество учителя. Это подтверждают слова Горация: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые».
На уроках математики духовно-нравственное воспитание мы осуществляем посредством четырех факторов: через содержание образования; через методы и формы обучения; через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций; через личность самого учителя. С точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач, включающих исторические сведения, и сами исторические сведения. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Прекрасным материалом для развития чувства патриотизма являются сведения из истории развития математики и математического образования в России.
В соответствии с требованиям ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, анализируя программу и учебники, я попыталась наполнить содержание образования элементами истории, систематизировав материал по классам и темам. Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится как на различных этапах урока, так и в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, конкурсам. Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку. Эпиграф строки из стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания.
Например: при изучении темы «Правильные и неправильные дроби» (5 класс):
Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству. (Л.Н. Толстой)
Эпиграф можно прочитать его в начале урока, а затем вернуться к нему на этапе рефлексии. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах.
В ходе устного счета либо при изучении темы: «Степень числа» используем задачу, пришедшую к нам с картины Николая Петровича Богданова-Бельского.
«Устный счет». Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы 19 века. Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365.
Далее рассказываем детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского. Сергей Александрович Рачинский до конца жизни вкладывает все свои силы и деньги в народное образование.
Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». В 5 классе при изучении темы «Отрезок. Длина отрезка» невозможно не рассказать о Дмитрии Ивановиче Менделееве, нашем земляке, который родился в 1834 году в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училища Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой. В одном из вариантов посвящения матери первого своего крупного труда «Исследования водных растворов по удельному весу» Дмитрий Иванович скажет: «…Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной..., родину со всеми её богатствами, дарами..., больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору. Вы, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас Вашу память почитаю».
Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре? На уроке геометрии я рассказываю детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью. Вот некоторые из них:
- Статую красит вид, а человека – деяние его.
- Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
- Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе.
Формируются гражданские качества личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.
Приведем примеры задач, направленных на воспитание нравственных качеств личности, патриотизма и осознания значимости своего края. Задачи можно использовать при изучении числовых множеств в 5-6 классах.
1) Самая длинная река Тюменской области – Иртыш, она на 598 км длиннее Оби. Общая длина обеих рек 7898 км. Определите длину рек Иртыша и Оби.
2) Территория Софийского двора Тобольского Кремля на виде сверху напоминает геометрическую фигуру – трапецию. Найдите площадь Софийского двора, если его размеры составляют: основания – 64 и 72м, высота – 89 м.
3) Ученый общественного значения Александр Александрович Дунин-Горкавич много лет отдал изучению Тобольского Севера и оставил после себя около 70 научных работ, посвященных самым разнообразным вопросам жизни и развития этого богатейшего и интереснейшего края! Определите, сколько лет посвятил Дунин-Горкавич изучению Тобольского Севера [3]?
Знакомя ребят с историей Республики Хакасия, мы стараемся привить любовь и чувство гордости к тому месту, где он родился и вырос.
Воспитание творческой самостоятельности, нравственности, патриотизма можно осуществлять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Мы со своими учениками стараемся постоянно участвовать в различных конкурсах и конференциях.
Урок математики - это 45 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все - вместе. А вот вызвать и поддержать такое желание – это задача трудная и интересная и в каждом классе приходится ее решать заново, находя новые средства и методы.
Я на уроках математики мы стараемся создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого обучающегося, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности
В заключении хочется сказать, что воспитательный эффект на уроке математики.
(как и всякой другой науки) могут дать только при том условии, что учитель, во-первых, достаточно хорошо знает свой предмет, его методологию и его историю, во-вторых, имеет достаточный педагогический такт и опыт и, в-третьих, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих обучающихся.
Литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2009.
2. Демисенова С.В., Шебанова Л.П. Использование педагогических технологий обучения во внеклассной работе // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. – 2013. – С. 31-32.
3. Корощенко Н.А. Математические задачи с региональным содержанием Тюменского края. География Тюменского региона. Флора и фауна. Сборник задач для 5-6 классов. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. – 140 с.