Влияние психолого-педагогических особенностей студентов на обучение

Дата публикации: 2019-01-14 14:41:46
Статью разместил(а):
Маркелова Ольга Владимировна

Влияние психолого-педагогических особенностей студентов на обучение

The influence of psycho-pedagogical peculiarities of students on training

 

Автор: Маркелова Ольга Владимировна

преподаватель информатики КГА ПОУ «ТИГИС», г. Красноярск.

E-mail: ovm6662@mail.ru

Markelova Olga Vladimirovna

"TIGIS", Krasnoyarsk.

E-mail: ovm6662@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов повышения результативности подготовки студентов профессиональных колледжей по информатике за счет учета их психолого-педагогических особенностей. В связи с этим представленная работа направлена определение особенностей контингента. Основными результатами статьи являются выявленные психолого-педагогические особенности контингента студентов колледжей влияющие на качество подготовки по информатике.

Abstract: The article is devoted to the issues of improving the effectiveness of training students of professional colleges in computer science by taking into account their psychological and pedagogical features. In this regard, the presented work is aimed at determining the characteristics of the contingent. The main results of the article are the identified psychological and pedagogical features of the contingent of College students affecting the quality of training in computer science.

Ключевые слова: учебная познавательная активность, внутренняя мотивация, внешняя мотивация.

Key words: educational cognitive activity, internal motivation, external motivation.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

В соответствие с требованиями новых ФГОС СПО от выпускников профессиональных колледжей ожидают готовность к быстрой адаптации в условиях частой модификации компьютерной техники и программного обеспечения. А это не возможно без устойчивого стремления к самообразованию, что в свою очередь требует развитой познавательной активности. Решение данной проблемы предполагает совершенствование методик обучения информатике в колледже, способствующих развитию познавательной активности. Однако при разработке и внедрении новых методик необходимо учитывать психолого-педагогические  и социальные аспекты обучающихся.

Подходы  к обновлению методики преподавания информатики представлены в работах С.А. Бешенкова, Б.С. Гершунского, С.Г. Григорьева, А.А. Кузнецова, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчика, Н.И. Пака и других. Авторы обращают внимание на необходимость совершенствования методики обучения информатике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Однако эти работы выполнены применительно к системе общего и высшего профессионального образования и не учитывают ряд специфических особенностей контингента профессиональных колледжей.

К психолого-педагогическим особенностям контингента студентов профессионального колледжа относятся:

1) разный уровень начальной подготовки по информатике;

2) низкий культурный уровень семьи;

3) низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей;

4) комплекс негативных переживаний, связанных со школой;

5) отсутствие внутренней мотивации к учению и, как следствие, не развитая познавательную активность;

6) высокая степень аффиляции.

Отечественный психолог А.М. Прихожан отмечает, что лишь 18% старших школьников могут развить познавательную активность  полной мере [3]. Исследования показывают, что в средней школе учащиеся резко снижают ценность познания, достигая минимума к 9 классу.  Учитывая, что в профессиональный колледж поступает данная возрастная категория, то у них наблюдается низкая познавательная активность. Кроме того, в  отечественной психологии обнаружили связь представлений о ценности познания для учащегося с социальным и культурным уровнем семьи, а также  с типом школы. Отмечается, что чем выше культурный уровень семьи, тем выше у ребенка потребность к познанию.  Большинство таких детей обучаются в гимназиях и лицеях. В обычных школах превалирует число учащихся из семей с низким культурным и социальным уровнем. Для этих семей характерно отсутствие средств, прививающих ребенку ценность познания  (книги, компьютер, возможность посещения театров, музеев, галерей и т.д.). Барьерами развития познавательной активности учащихся служат и личностные особенности, такие как низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п. 

В рамках исследования было проведено анкетирование абитуриентов Красноярского техникума индустрии гостеприимства и сервиса (ТИГИС). Результаты исследования показали, что 72% опрошенных являются выходцами из малообеспеченных слоев населения. Из них  26%  - воспитанники домов-интернатов, 12% - из многодетных семей, 34% -  из неполных семей. Для большинства таких учащихся характерен низкий уровень знаний и слабая готовность к обучению, вследствие заниженной самооценки и комплекса негативных переживаний, связанных с учебными неудачами. Кроме этого, значительная часть контингента (86%) имеют достаточно узкую сферу учебных интересов, ограничивающуюся, только профильными предметами. Данные студенты считают информатику не обязательным предметом и не осознают её значимость для будущей профессии, и вследствие этого, имеют низкую учебную мотивацию к обучению и слабо выраженную познавательную активность. 

Абитуриенты, поступающие на естественнонаучные специальности (товароведы, технологи пищевого производства, менеджеры гостиничного бизнеса) как правило, показывают низкий уровень освоения школьной программы по информатике и математике. Большинство этих студентов после девятого класса уходят в профессиональные колледжи, боясь предстоящей сдачи ЕГЭ, не надеясь на свои способности освоить программу 10 – 11 классов. Анкетирование студентов 1 го курса специальности «Повар, кондитер» (70 человек) показало, что 77 % опрошенных (54 чел.) считают информатику сложно усваиваемым предметом. Из них 85% учащихся (46 чел.) проявляют интерес при изучении выборочных тем курса (т.е. интерес на занятиях носит ситуационный характер, зависит от настроения и «понятности» материала).  Только 4% участников анкетирования (3 человека из потока) сдали  ОГЭ по информатике с хорошим результатом.  На вопрос анкеты: Что побуждает  изучать информатику в техникуме? 90% респондентов (63 чел.) выбрали избегание отчисления и наказаний за неуспеваемость (т.е. проявляется внешняя мотивация).

Ряд исследователей (А.А. Вербицкий, А.М. Матюшкин, Т.А. Платонова) определяют учебную познавательную активность, как внутреннюю мотивацию к учению. Исследование показало, что 90% респондентов не проявили внутренней мотивации к изучению предмета и у них отсутствует развитая учебная познавательная активность к обучению информатике.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. На современном этапе развития цифрового общества в условиях перехода профессиональных колледжей на ФГОС СПО нового поколения (подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО) актуализируется проблема повышения качества подготовки по информатике выпускников в рамках обновленных требований к профессиональной деятельности специалиста среднего звена.  

2. Современных требования к подготовке выпускников профессиональных колледжей по информатике труднодостижимы в реальном учебном процессе в силу низкой познавательной активности и внешней учебной мотивации на уроках. Решение этой задачи  предполагает совершенствование методик обучения в профессиональном колледже направленных на развитие учебной познавательной активности, с учетом выявленных психолого-педагогических особенностей контингента студентов.

 

Список литературы:

1. Кузнецов, А.А, Суворова, Т.Н. Развитие методической системы обучения в условиях информатизации образования // Вестник ВятГУ. 2014. №12.

2. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ.пед.вузов и системы повышения квалиф.пед.кадров. –  М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с. 

3. Прихожан, А.М. Познавательная активность // Интернет-журнал «Первое сентября». – 2003. № 43.