Роль игры в развитии креативных качеств учащихся
Роль метода игры в развитии креативных качеств учащихся
The role of the game in the development of creative qualities of students
Автор: Шестакова Галина Владимировна
МБОУ "СОШ № 7 "Эдельвейс", г. Находка, Россия
e-mail: galashest@mail.ru
Shestakova Galina Vladimirovna
Secondary school № 7 "Edelveys", Nakhodka, Russia
e-mail: galashest@mail.ru
Аннотация: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности- первостепенная задача современной школы. Урок литература - это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, которые должны действовать вместе быть сотоварищами и партнёрами. Деятельность развития ученика на уроке должна организовываться так, чтобы она приводила к получению учеником качественно новых результатов. А чтобы достичь таких результатов, педагог должен опираться на врожденные креативные качества ребёнка и развивать их.
Abstract: the Development of creative abilities of pupils and rearing of active personalities-the primary goal of the modern school. The lesson of literature is not a monologue, this dialogue potential of creative opportunities for student and teacher, who must act together be peers and partners. Activities development of the pupil in the classroom should be organized so that it resulted in obtaining a disciple of qualitatively new results. But to achieve such results, the teacher has to rely on the innate creative quality child and develop them.
Ключевые слова: апробированные приёмы, виды деятельности, игровой процесс, творческий характер.
Keywords: proven techniques, activities, gameplay, inspirational.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Литература как вид искусства и как учебная дисциплина – предмет специфический.
Как вид искусства она призвана отражать действительность в художественных образах.
Основой же литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Нельзя узнать литературу на уровне «восприятия–интерпретации», потому что такое изучение художественных произведений ведёт только к объяснению поступков героев, делению их на положительных и отрицательных, формированию собственного отношения к герою. Чтобы понять, какое место занимает данное произведение в творчестве писателя, какую ценность оно представляет для русской и мировой культуры, как в нём отражаются исторические события, как проявляется творческий стиль, манера повествования, надо владеть теоретико-литературными и историко-литературными знаниями. Это и есть те знания, которые служат средством постижения учащимися литературы.
Такая модель учебного предмета, в которой главную роль играют литературные произведения, чтение и восприятие их учащимися, не даёт гарантии успешного её воплощения в практике преподавания.
Ученик должен стать активным участником процесса изучения литературного произведения, поэтому урок литературы – это совместная работа ученика и учителя.
Чтобы построить такой диалог, надо прежде всего проявить доверие к личности ученика, его интересам, склонностям, его праву на самостоятельное общение с произведением искусства, которое в процессе такого общения обогащается новым смыслом, становится духовной ценностью самого ученика. Учитель должен помочь учащимся в их общении с произведениями литературы. Сегодня учитель сам может отбирать произведения для текстуального изучения и для изучения без детального углубления в текст, поскольку изучить все произведения одинаково подробно просто невозможно.
Для меня как педагога главная цель – пробуждение творческих сил учащихся, научение подлинному эстетическому восприятию и оценке художественного произведения.
В результате освоения школьного курса литературы ученик должен прочитать программные произведения, уметь анализировать и оценивать изученные произведения, давать оценку лирических произведений на основе личностного восприятия, применять сведения по истории и теории литературы, знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи, составлять планы, тезисы критических статей, выразительно читать, писать сочинения различных жанров. На овладение выпускниками этим обязательным минимумом и должна быть направлена совместная деятельность учителя и ученика.
А чтобы обучение было продуктивным, деятельность развития ученика должна организовываться таким образом, чтобы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии. А для того чтобы достичь таких результатов, педагог должен опираться на врождённые креативные качества ребёнка и развивать их.
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает.
Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, так и развитию многих необходимых качеств личности. В ходе игры у учащихся развивается воображение, фантазия, это также способствует овладению эмоционально образной речью, содействует более глубокому восприятию литературного произведения, у детей развивается способность «входить» в мир литературного героя, рисовать в воображении картины на основе воспроизведённых в тексте деталей.
В искусстве и детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая модель реальности, созданная воображением ребёнка и художника, и преломленная через их индивидуальность. Здесь сосуществует действительность и вымысел, условность, волшебство перевоплощения.
Особенностью детского и художественного сознания является их способность синтезировать и творчески преобразовывать впечатления, рождать новые образы.
Поэтому на уроках литературы использую игры различного типа: и такие, в основе которых лежит и соревнование, и такие, которые базируются на стремлении претворить произведение в слове, сценическом действии.
Жанр произведения, конкретное его содержание, целевые установки урока помогают мне выбрать форму игры. Например, урок по теме «Загадки» ( 5 класс) провожу как игру-отгадывание.
Ребятам напоминаю, что загадывать загадку - значит задавать задачу. Учимся, овладеваем интонацией загадывания, а только потом играем. Ребята делятся на группы, каждая подбирает загадки на определённую тему. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, в процессе отгадывания каждая загадка «разбирается», т.е. рассматриваются языковые средства, с помощью которых она создана.
Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с «рассыпанным» текстом и «рассыпанными иллюстрациями». Так на уроке по сказкам Андерсена, использую набор открыток, даю ребятам задание: рассказать эпизод, изображённый на иллюстрации, вспомнив сказку, разложить «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Можно разделиться на группы, кто быстрее выполнит задание.
Особенно уроки внеклассного чтения позволяют чаще обращаться к литературным играм. Здесь уместны и КВН, и литературные викторины, и конкурсы , и аукционы, и инсценирование, и различные парады книг, героев. Задача таких уроков – побудить к чтению, помочь открыть новые книги.
Содержание любой игры определяется особенностями произведений. Так, изучение произведения, в котором встречается много терминов или новых для учащихся слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слова. Победителем считается тот, кто сумеет понятнее и интереснее объяснить слово.
При изучении темы «Пословицы и поговорки» (5 класс) опять без игры не обойтись. Именно она позволяет создать нужные речевые ситуации на уроке. Раздаю карточки с пословицами. Ставлю задачу: определить тему каждой пословицы, а к отдельным (по выбору ученика) придумать случай, который бы позволил употребить данную пословицу.
Одна из задач уроков литературы – формировать у учащихся понимание индивидуальности авторской речи в художественном произведении. Ребята должны уяснить функцию различных изобразительных средств языка. И овладеть им на практике опять же поможет игра, которая заключается в поиске новых слов. Литературная игра в сравнении помогает проверить, насколько у учащегося развита читательская память, и в то же время показать, что выбор художественных средств зависит от авторской установки. Для игры в эпитеты, как и для игры в сравнения, используется неполный текст. Задача: кто точнее угадает авторское определение. Игра хороша тем, что в работу включаются все, все очень активны, есть возможность сравнить синонимичные ряды определений, увидеть картины, нарисованные автором. Самостоятельные поиски слов обостряют внимание к языку писателя.
Очень часто школьники читают произведения, не останавливая внимание на деталях, увлекаясь только ходом событий. И задерживать их внимание на деталях помогает игра.
Например, такая: из какой сказки эта вещь? На столе раскладываются «утерянные вещи»: горошинка, оловянный солдатик, «золотой» ключик и т. д. Ребятам предлагается «вернуть» вещи в сказки.
Одна из главных задач уроков литературы – развивать творческое воображение учащихся. Для этого существуют специальные апробированные приёмы, и этой же цели служит игра. Как разграничить их?
Допустим, используем мы приём «устного рисования», делаем сценарий, домысливаем отдельные события, рассказываем с изменением лица. Все эти приёмы творческие.
Подобные задания даю при изучении многих произведений. «Зрители» же здесь не пассивны – они не только следят, правильно ли передаётся текст, но и подмечают, насколько точно удалось «исполнителю» показать героя и раскрыть его характер.
Очень интересны в этом плане этюды – импровизации, когда ученики «домысливают» действия, сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды. Уже сами по себе такие задания требуют творческой деятельности, перевоплощения. Но следует заметить, что отыскать, открыть игровой характер многих распространённых приёмов работы на уроке - мало. Самое трудное – реализовать. Для этого нужно создать на уроке особый микроклимат и учитывать возрастные особенности учащихся.
В «кого» любят играть пятиклассники и шестиклассники? Во взрослых. Введение в процессе учения мотива игры «во взрослого» повышает активность школьника, его интерес к работе. Вот эту особенность учащихся 5-6 классов стараюсь использовать где это возможно.
Составление учащимися диафильмов, различных «сценариев» фильмов- работа трудная. В полной мере овладеть ею помогает опять же игра. Здесь же проявляется и коллективное начало: обсуждают, спорят, предлагают. Всё в такой игре направлено на то, чтобы осознать изучаемое произведение. И очень часто бывает так, что некоторые учащиеся, уже по собственному желанию, превращаются дома в «художников» и воплощают сценарный замысел в рисунки. Работают дома. Сами. Но разве учением, познавательной творческой деятельностью не должны жить учащиеся за пределами школы? Разве с уроком прекращается познание и его совершенствование? По-моему, очень важно, чтобы ученики уносили с собой с уроков творческие задумки и старались реализовать их в своей жизни вне школы.
Многим заданиям можно придать игровой, творческий характер. Всё зависит от нашего желания, от нашего отношения к делу. А вот сделать выразительное чтение игрой, думаю, наша обязанность. А как же иначе учить искусству звучащего слова? Хочется, чтобы дети общались с помощью художественного текста. А чтобы это общение возникало, надо позаботиться о создании игрового самочувствия. Например, предлагаю ребятам сыграть в «сказочника» и прочитать фрагмент сказки так, чтобы заинтересовать слушателей, чтобы они представили всех сказочных героев.
Воспитывая внимательного читателя, чуткого к авторскому слову, мы должны учить школьника передавать слушателям свои впечатления от прочитанного. А для этой передачи он должен овладеть приёмами театрального искусства.
Существуют различные формы интерпретации художественного произведения.
Часто обращаюсь к инсценированию и чтению по лицам (по ролям).
Чтение по ролям с игровой установкой близко по своей природе детской ролевой игре, помогает «вживанию» в произведение, иногда при этом даю ещё дополнительные задания. Например, прошу подготовить чтение в лицах разговора оленя и лапландки (сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»), срежиссировать перед этим движения, мимику, выражение лица героя. Такие дополнительные задания облегчают переход к инсценированию. Так, после знакомства с творчеством Чехова (7класс), предлагаю следующее задание: ребята делятся на группы (по желанию), выбирают рассказ Чехова, составляют сценарий, сами назначают сценариста, режиссёра, распределяют роли, придумывают декорации, костюмы. Всё делают самостоятельно.
Удачной формой исполнительской игры считаю театрализованную игру. Такая игра не требует длительной подготовки: выбор темы, распределение ролей, создания сценария, 1-2 репетиции. Театрализованная игра хорошо воспринимается и старшеклассниками. Такие игры помогают глубже понять автора, подойти к литературе как бы изнутри, прикоснуться к театру и, наконец, понять нам учащихся, а им, в свою очередь, понять нас.
Проводимые игры всегда заканчиваются выполнением творческого задания. Ребёнок свои переживания по поводу прожитой, проигранной ситуации реализует в рисунках, в сочинениях и других творческих работах, осмыслив, закрепив полученный во время игры опыт, чувства и знания. А для восприятия произведений искусства, как и для творчества, необходимы два качества: способность мыслить, т.е. интеллект, и способность чувствовать, переживать.
Игра доставляет ребёнку удовольствие, позволяет проникать в самые невероятные пространства, попробовав свои силы в различных ситуациях, примерять на себя разнообразные роли, поступки,
Так, через удовольствие, эстетическая игра создаёт условия для развития креативных способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Такой подход учителя позволяет ребёнку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, способствует развитию самостоятельной творческой активности, формирует личностное отношение к материалу, способствует заинтересованности каждого учащегося, делает прочными умения и навыки, а также положительно влияет на свойства и качества личности.