Stem/steam-образование в школе как способ овладения учащимися ключевыми компетенциями и умениями

Дата публикации: 2019-02-07 18:06:36
Статью разместил(а):
Камкина Татьяна Викторовна

STEM/STEAM-образование в школе как способ овладения учащимися ключевыми компетенциями и умениями на уроках английского языка

STEM/STEAM-education at school as a way for students’ mastering of key competencies and skills in English lessons

Автор: Камкина Татьяна Викторовна

МБОУ «Нижнесортымская СОШ», с.п. Нижнесортымский, ХМАО-Югра, Россия.

E-mail: tatkamkina@mail.ru

Kamkina Tatyana Viktorovna

Nizhnesortymkaya School, Nizhnesortymsky settlement, KHMAO, Russia.

E-mail: tatkamkina@mail.ru

Аннотация: В данной статье речь идет о STEM-образовании в школе как о способе овладения учащимися ключевыми компетенциями и сквозными умениями на уроках английского языка. Рассматриваются пути повышения мотивации к обучению и способы достижения коммуникативной цели.

Abstract: This article deals with cross-curricular teaching English that can increase students 'motivation for learning and their level of engagement. It examines ways of improving their communicative competence.

 

Ключевые слова: STEM-образование, творчествонаука, технологии. 

Key words: STEM, art, technology, information, project, cognitive activity, motivation, effective learning.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Основной идеей российской школы является создание школы для современной жизни в современном обществе. Критическое мышление, медиаграмотность, умение анализировать - необходимые  характеристики успешного человека сегодня. Конкуренция на рынке труда требует усиленной подготовки учащихся по предметам естественного и математического циклов, технического творчества и предусматривает введение STEM-обучение на всех этапах образовательного процесса.

Образовательная реформа утверждает, что главной целью обучения станет не получение суммы знаний, а овладение учащимися определенным набором компетенций и сквозных умений. Сущность ФГОС заключается в том, что сквозные умения должны пронизывать все предметы.

STEM-образование - это метапредметный подход к обучению, который стирает границы, разделяющие научные предметы (физику, химию, биологию), технологии (информатика, трудовое обучение), математику и интегрирует полученные знания в опыт познания окружающего мира. При сочетании STEM с предметами творческого цикла (изобразительное искусство, музыка и др.)

Художественно-эстетическое образование формирует не только человека со способностями художника, но и личность вообще, которая имеет способность к формированию эстетических систем общественной жизни и эстетического среды. Такая личность должна быть с большим духовно-творческим потенциалом и быть готовой к любой деятельности, гармонично связанной с потребностями общества и самого человека, опираясь в равной степени на образы и логическое мышление. 

STEAM-образование (S - science, T - technology, E - engineering, A - art, M - mathematics) - естественные науки, технологии, инженерия, искусство, математика - система образования, стимулирует овладение знаниями и навыками технологических научных направлений, позволяют участвовать в крупнейших инновационных проектах, конкурсах и олимпиадах. Это - образование, направленное на поддержку творчества и инновационных навыков.

Технологии - это не только компьютеры и способы обработки информации. Технологии может быть любая модификация-видоизменение окружающей среды, созданная для того чтобы соответствовать потребностям и желаниям человека

Цель STEM-образования:

1. Функциональность и процветания в современном высокотехнологичном мире.

(Способность принимать решения, активно участвовать в общественной и культурной жизни, экономическая производительность)

2. Взаимосвязь между учебными дисциплинами (взаимосвязь, переплетение знаний по различным предметам, углубленное понимание теоретических понятий, сочетание теоретических знаний и практических умений и навыков).

STEAM можно найти в каждом аспекте жизни. Методика может быть применена практически к любой дисциплины, где бы ее не преподавали -  в младшей школе, или в старшей. STEM отвечает всем требованиям современной русской  школы, способствует инновационности, развитию творческого и критического мышления.

STEАM предусматривает творчество, а инновации и творчество - это ключ к успеху на будущем рынке труда. Значительная часть рабочих процессов уже сейчас поддается автоматизации, а в будущем, как предсказывают аналитики, все больше профессий попадут в зону риска и исчезнут, останутся специальности требующих эмпатии и эмоционального интеллекта. Понимание потребностей человека и творческое переосмысление задач, которые стоят перед нами,является прерогативой специалистов, которые знакомы с гуманитарными аспектами развития личности, творчеством, искусством, философией. Вот далеко не полный перечень профессий, которые связаны с STEAM, являются современными и интересными для молодежи: архитектор, современный планировщик городов и населенных пунктов, механик и инженер-строитель, разработчик веб-сайтов, биомедицинский инженер, дизайнер продукции, аниматор, звукорежиссер дизайнер видеоигр, астрофизик, графический дизайнер, телеведущий, модельер, дизайнер интерьера, фотограф, все профессии связанные с киноиндустрией (дизайнер освещения, мастер / производитель реквизита, дизайнер костюмов) и др ..

Иностранный язык - это предмет, который охватывает и объединяет почти все сферы человеческого существования, поэтому метапредметные связи здесь четко выражены. Чтобы вести беседу на иностранном языке, человек должен не только владеть лексикой и грамматикой данного языка, но и знать, о чем говорить. И, наоборот, зная тот или иной предмет, оперируя научными понятиями и терминологией, мы расширяем свои знания, пользуясь иностранном языке, которая дает возможность участвовать в мировой интеллектуальной казны или расширять свой кругозор.

Учителя английского языка всегда были впереди педагогов других дисциплин в использовании новых методов и форм работы на уроке, поскольку владение иностранным языком помогало первыми знакомиться с передовыми идеями, направлениями и учебными методиками систем образования других стран.  К примеру, в Соединенных Штатах Америки STEM-образование еще два десятилетия назад была интегрирована в учебные планы образовательных учреждений. Поэтому элементы STEAM-образования начинают активно применяться на уроках английского языка в России. Конечно, мы не можем на уроках иностранного языка проектировать роботов или воспроизводить сложные технологические процессы (такими проектами должны управлять специалисты из физико-математического цикла дисциплин, а английский язык является лишь средством получения и распространения необходимой информации), но охотно применяем элементы STEAM, которые помогают усваивать учебный материал по предмету и разнообразят образовательный процесс.

STEAM вдохновляет ученика задавать вопросы, как ученый; разрабатывать дизайн, как технолог; строить как инженер; творить, как художник; доказывать, как математик и при этом мотивирует к изучению иностранного языка.

Основные принципы STEM / STEAM-задач:

1.         Сосредоточенность на интеграции (сочетание понятий, которые кажутся не сочетаемые).

2.         Установление актуальности (актуальная (текущая) событие, глобальная проблема).

3.         Совершенствование умений 21 века (доступ к информации (посредством является английский язык), творческое решение задачи, сотрудничество и работа в команде).

4.         Вызов для учеников (не слишком трудная задача, чтобы ученики могли выполнить и не слишком легкое, чтобы им не было скучно).

5.         Смешанные виды деятельности (проблемное обучение, проектное обучение). 

Работая учителем английского языка в школе, я всегда тесно сотрудничала с преподавателями информатики. Это позволяло делать совместные проекты. Современным школьникам постоянно необходимо видеть результаты своей работы, и они очень радуются, когда выполнив один проект, получают оценки по нескольким предметам.

Примеры задач, которые можно выполнять на уроках иностранного языка:

1.         Создание бумажных буклетов на английском языке с помощью графической программы-редактора (на экологическую тему, например).

2.         Озвучивание отрывков из художественных фильмов или мультфильмов и наложения субтитров на английском языке.

3.         Создание собственного фильма о школе, домашнего любимца, хобби и т.д.

4.         Storytelling. На основе прочитанного англоязычного текста ученики воспроизводят события, используя игрушки (готовые или созданные самостоятельно) в собственном мультфильме, применяя программы компьютерной анимации и озвучивая английском языке.

5.         Colour by Coding.Раскраска рисунка, расшифровав коды цветов. Ученики пользуются таблицами ASCII кодирования и пошаговой инструкцией. Результатом задачи является раскрашенный несложный рисунок-иллюстрация, который соответствует теме урока или посвящен определенному дню календаря (Рождественская елка, снеговик и т.д.).

6.         Создание 3D моделей домиков, макета населенного пункта.

Архитектура является прекрасным примером сочетания дизайна, искусства, технологий и инженерного мышления. Инструкции для создания домиков, конечно, написаны на английском языке. Этот вид задания помогает заинтересовать даже самых слабых учеников усвоить лексику по темам «My House», «My Town», «My School» , «Travelling». Таким образом, учащиеся могут создать макет современного или средневекового города, города будущего или города мечты и в процессе работы над проектами усваивать употребления английских глаголов в разных грамматических временах.

Ученики вырезают из бумаги модели домиков, раскрашивают и склеивают.

При создании макетов деревьев дети используют палочки для мороженого (Stick-craft), декорации разрисовывают карандашами или красками (Build and add colour).

Преимущества STEM (STEAM)-образования:

1.         Меняется привычная для нас форма преподавания, когда урок построен вокруг учителя. По STEM методике, в центре внимания находится практическое задание или проблема. Ученики учатся находить пути решения путем проб и ошибок.

2.         Работая над проектами по STEM ученик / ученица получает гораздо больше автономности, учится быть самостоятельным, принимать решения и брать за них ответственность.

3.         Ученики получают навыки критического мышления.

4.         Большое значение имеет практическое применение полученных знаний. Школьники не просто знакомятся с новыми понятиями, а учатся реализовывать теоретические знания в решении практических проблем.

5.         Получение необходимой информации из первоисточников и возможность распространять и обмениваться информацией с представителями других стран является мотивацией для изучения иностранного языка.

6.         Создаются условия для раскрытия творческого потенциала одаренных детей, а также условия для привлечения детей с разным уровнем развития способностей.

STEAM помогает школьникам овладеть четыре навыки, которые потом на каждом шагу будут им нужны в жизни: озвученные желаемой цели; план решения; действия в соответствии с планом; презентация результата работы.

STEAM-образование в Росиии развивается бурно и является прекрасным инструментом для развития логического мышления. Школьник, который занимается STEAM, улучшает оценки по математике, физике, информатике, иностранному языку. К тому же, это возможность применить полученные знания и умения по предметам художественного цикла (например, изобразительного искусства, музыки).

Дети учатся быстро ориентироваться в нюансах технологий, общаться, сотрудничать, усваивать знания параллельно по нескольким дисциплинам. Такие дети в будущем будут успешными, и заниматься любимым делом.

 

Список использованных источников:

1.      Тен А.С. Новые тренды в современном образовании.

2.      Азизов Р. Образование нового поколения: 10 преимуществ STEM образования.

3.      Институт модернизации содержания образования. Научно - практическая конференция «STEM - мир инновационных возможностей» в рамках ИХ Международной выставки «Инноватика в современном образовании» и VI Международной выставки «WorldEdu - 2017».

4.      The Journal of STEM Education: Innovations and Research.

5.      STEAM Education: A 21st Century Approach to Learning.