Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Патриотическое воспитание в современной школе

Дата публикации: 2019-02-20 18:12:34
Статью разместил(а):
Юнусов Александр Иванович

Патриотическое воспитание в современной школе 

Patriotic education in a modern school

 

Автор: Юнусов Александр Иванович

МБОУ «Шомиковская ООШ», Чувашская Республика, Россия

e-mail: aleksandryunysov@mail.ru 

Yunusov Alexander Ivanovich

Shomikovskaya Middle School, Chuvash Republic, Russia

e-mail: aleksandryunysov@mail.ru 

 

Аннотация: Сегодня патриотическое воспитание должно осуществляться на примерах героической борьбы, подвигов, талантов нашего народа — прекрасных иллюстрациях для подражания. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества.

Abstract: Today, patriotic education should be based on examples of heroic struggle, feats, talents of our people — beautiful illustrations to follow. Revealing the feats of heroes, it is important to involve pupils to understand why our ancestors and recent predecessors sacrificed State, love, life in the interests of the fatherland.

 

Ключевые слова: патриотизм, воспитание молодёжи, подвиг.

Keywords: patriotism, education of young people, feat.

Тематическая рубрика: Свободные педагогические темы.

 

Россия всегда была страной, где любовь к Родине стояла на первом месте, а предательство считалось страшным преступлением. Наши предки считали, что честь Родины выше личной жизни, и поэтому они были непобедимы.

Истоки такого понимания лежат в седой древности - языческой Руси. Богом-Вседержителем славянорусов был Род-батюшка, и все остальные боги были лишь его проявлениями, ипостасями. Родина была для них земным воплощением и проявлением Единого Бога - Рода, и поэтому защищать ее -было святым долгом любого русского человека 

В последующий период в период удельной раздробленности, «элитарусского общества» - князья и боярство, забыв о единой Русской земле растащили ее по частям. Появляются новые понятия: «новгородцы», «рязанцы», «москвичи» и так далее. Это привело к страшной катастрофе - нашествию хана Батыя (1237-1240 года), феодальным усобицам и войнам, игу Орды. Но в народе понятие «Русь, Русская земля» было живо, и это позволило московским князьям вести объединительную политику и создать новое единое государство. Патриотизм народа поддерживался героическими эпосами, песнями, былинами, сказаниями.

Это были не только былины и сказы эпохи становления Киевской Руси (об Илье Муромце, Добрыне, Алеше, Святогоре и многих других), но новый, творческий дух народа был жив. После каждой победы или поражения появлялись новые произведения - «Повесть о разорении Батыем земли Русской», о гибели Рязани, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, «Задонщина» Софония (о Куликовской битве 1380 года), «Казанская история», песни и сказы о Ермаке Тимофеевиче, об осаде Пскова Стефаном Баторием, о народном герое Степане Разине, «История Свейской войны» (о Северной войне 1700 — 1721 годов) и многое дру 

А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания, отмечал, что каждый воспитанник «дол­жен быть... патриотом». При этом он справедливо утверждал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках («героических вспышках»), а в «длитель­ной, мучительной, нажимной работе, часто даже очень тяжёлой, неинтересной, грязной».

Большое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А. Сухомлинского, полагавшего, что школа должна воспитывать у молодёжи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский точно подметил, что одной из главных воспитательных задач школы являет­ся подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества как к патриотической деятельности, причём сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.

Особенно этот процесс усилился в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 года) и после нее, снимались фильмы патриотической направленности, писались книги, исследования. В этот период патриотическое воспитание достигло высокого уровня. В последующие годы (60-80-е) патриотическое воспитание идет по «затухающей», особенно на государственном уровне. Забыты золотые слова: «лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Безмерно дорога человеческая жизнь, но есть ценности, неизмеримо выше жизни моей и твоей — это жизнь нашего Отечества. Наша Родина живет и будет жить вечно, потому что миллионы героев пошли на смерть во имя ее чести и достоинства.

После развала СССР патриотическое воспитание переживало тяжелый кризис. Ценности, идеология Советского Союза были отвергнуты, а новые еще не сформировались. В некоторых кругах слово «патриот» стало ругательным, синонимом понятия «фашист» и «нацист». В России на рубеже двадцатого - двадцать первого веков учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности и так далее. Ни в одном из них не указаны даже праздники - государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями, и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школе и на уровне государства (День Независимости в США, День взятия Бастилии во Франции и так далее).

В девяностые годы двадцатого века это было связано с тяжелым положением Российской Федерации, которая фактически стала сырьевым придатком Запада. В начале двадцать первого века часть государственных деятелей видимо осознала, что «так жить больше нельзя», и предприняло некоторые шаги в патриотическом воспитании: пышно отмечено шестидесятилетие победы в Великой Отечественной войне, сняты новые фильмы на эту тему, прославляющие подвиги русских воинов. Сняты новые мультипликационные фильмы, направленные на восстановление национального самопознания: «Алеша Попович и Тугарин змей», «Князь Владимир».

Среди причин, обусловливающих необходимость активизации патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Исходя из вышеизложенного, в МБОУ «Шомиковская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики разработана программа «Я – гражданин России». Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

При планировании учебно-воспитательной работы учитываются традиционные общешкольные, районные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, республиканских, всероссийских конкурсах.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее: воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; охранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций, формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через проведение памятных дней, участие в патриотических акциях, проведение спортивно-массовых мероприятий, участие в акции «Вахта памяти»,  изучение родного края и проведение конкурсов.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям.

 

Список литературы:

1. Патриотизм - духовный стержень народов России. - М.: Издательство «Экономическая литература»2013г.

2. Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. - М.: Издательство «Планета», 2010.  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site