Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.08.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Охрана здоровья обучающихся в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 2019-02-28 14:05:39
Статью разместил(а):
Верхогляд Татьяна Валерьевна

Охрана здоровья обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Health protection of students in the conditions of implementation of Federal state educational standards

 

Автор: Верхогляд Татьяна Валерьевна

МБОУ «Остерская средняя школа», Рославльский район, Смоленская область, Россия.

E-mail: wtwoster@mail.ru

Verhoglyad Tatyana Valeryevna 

Secondary school Osterskaya, Roslavl district, Smolensk region, Russia.

E-mail: wtwoster@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в школе. В качестве основных компонентов рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые дают возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких образовательных результатов.

Abstract: The article is devoted to the use of health-saving technologies in school. Health-saving technologies are considered as the main components, which make it possible to use educational time productively and achieve high educational results.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии, принципы здоровьесберегающих технологий, физкультминутки.

Keywords: health, health-saving technologies, health-saving educational technologies, principles of health-saving technologies, physical training.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

 

Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности.

К.Д. Ушинский

 

Современное состояние государства, высокие темпы его развития предъявляют всё новые и более высокие требования к человеку и его здоровью, формированию здорового образа жизни у детей. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества, это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения [1]. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, устанавливающей стратегию и основные направления его развития до 2025 года, указано, что к основным целям образования относится воспитание здорового образа жизни, противодействие негативным социальным явлениям. При этом государство гарантирует защиту жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание  учащихся.

Применение здоровьесберегающих технологий в современной школе обусловлено тем, как остро эта проблема стоит перед современным обществом. Количество информации и знаний неуклонно возрастает, нагрузка в школе тоже, экология при этом не улучшается, поэтому очень важно сохранять здоровье обучающихся: во-первых, за здоровьем школьников призваны следить педагоги, во-вторых, родители, а в-третьих, именно у школьников должна сформироваться привычка самостоятельно уделять внимание своему самочувствию и здоровью.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми, хорошо физически развитыми. Термин «здоровье» сегодня рассматривается не только как отсутствие заболевания или физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия [2]. Стремясь к этому, каждый учитель должен внедрять  в свою деятельность образовательные программы и технологии, оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения.

С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья, использовать различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые  домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, проводить: гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, точечный массаж, физкультминутку, музыкальную паузу, а между уроками динамическую паузу, предусмотренную Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. С позиций здоровьесбережения занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне. Физкультминутки – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности [3]. Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи: активизацию внимания обучающихся и повышение способности к восприятию учебного материала, эмоциональную «встряску» обучающихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствовать расслаблению мышц выполняющих значительные статические или статикодинамические нагрузки. Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток может вменяться «дежурному по здоровью». Положительный эмоциональный фон –обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение.

Повысить интерес детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе, может какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс. Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности школьника в течение учебного дня: усиливает обмен веществ в организме, повышается внимание, улучшается осанка. Требования к подбору упражнений: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы, быть простыми по выполнению. Выбор времени проведения: при проявлении первых признаков утомления, при снижении активности на уроке, при нарушении внимания.

Обучающиеся, с помощью учителя, должны научиться правильно планировать свою учебную, трудовую деятельность  и личную жизнь. Каждый должен сам в себе преодолеть психологический стереотип "потребителя своего здоровья" и начать заботиться о себе.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» - эти слова Жан-Жака Руссо должны стать девизом современного учителя.

 

Список литературы:

1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.–2005.–№10.–С.84–92.

2.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека / Н.К. Смирнов. – М.:АРКТИ, 2003 г.

3. Лукичева Е.Ю. Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС / Е.Ю.Лукичева. - СПБ, 2013

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site