Ситуация успеха в организации текущего контроля сформированности результатов обучения студентов
Ситуация успеха в организации текущего контроля сформированности результатов обучения студентов в условиях компетентностного подхода на уроках математики
Situation of success in the organization of the current control of formation of results of training of students in the conditions of competence-based approachat mathematics lessons
Автор: Архипова Наталья Валентиновна
ГБПОУ СО "БЭМТ", г. Кушва, Россия
e-mail: arkhipova_kushva@mail.ru
Arkhipova Natalia Valentinovna
"BEMT", Kushva, Russia
e-mail: arkhipova_kushva@mail.ru
Аннотация: Статья содержит конкретные примеры педагогической практики по созданию ситуации успеха для студента на уроках математики.
Abstract: Article contains concrete examples of student teaching on creation of a situation of success for the student at mathematics lessons.
Ключевые слова: ситуация успеха, конкурсы, гаджеты, задания разных уровней.
Keywords: success situation, competitions, gadgets, tasks of different levels
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Многие годы единственной формой итогового контроля знаний, умений и навыков оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребенка оставался вне поля зрения педагога. Сегодня, в рамках компетентностного подхода, традиционная контрольная работа не позволяет студенту всесторонне проявить свои компетенции, а преподавателю - объективно оценить степень сформированности компетенций студента.
Разнообразие форм и методов обучения влечет за собой разнообразие форм и методов в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, анализировать степень сформированности компетенций студентов, а с другой стороны – находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося.
Нетрадиционные формы текущего контроля, частично повторяют уже известное, но существенно отличаются степенью эмоционального состояния ученика, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления, воспитания каждой личности и коллектива в целом.
Усвоение курса математики в настоящее время требует уровневой дифференциации в обучении. В основе которой, во-первых, обязательное достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, во-вторых, создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми, кто проявляет интерес к математике и желание освоить больше.
В рамках текущего контроля на уроках математики применяю как индивидуальные формы и методы контроля, так и групповые.
Индивидуальная форма контроля целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные способности и возможности отдельных учащихся. Выбор форм и методов зависит от математической подготовки студентов, их мотивации к обучению.
Отметим лишь некоторые из них:
Работа с образовательным интернет- ресурсом "ЯКЛАСС" . Представленный ресурс позволяет проводить тестирование студентов по изученным темам, задавать индивидуальные домашние задания в электронном виде. На этой площадке автоматически ведется вся статистика выполненных студентами работ.
Для студента- это база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажер по решению задач. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, состязания.
В течение года студенты участвуют в дистанционных олимпиадах, весной проводится олимпиада на уровне техникума, в конце учебного года- на уровне округа. В настоящее время в сети Интернет проводится множество олимпиад на сайтах: "Видеоуроки", "Интолимп", "Интернет- олимпиада" и другие. В ноябре 2016 года студента БЭМТ впервые приняли участие в олимпиаде "Пума: грани математики". Необходимо отметить, что задания конкурса предполагают Проверку Уровня Математических Аспектов по различным направлениям.
Студентам с низкой мотивацией к учению предлагаются задания на:
- составление ментальных карт по определенной теме,
- работу с текстом (вставить в предложенный текст пропущенные числа, слова, пользуясь текстом учебного пособия, найти в тексте термины и т.д),
- составление тавтограмм на заданную тему.
Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала при выделении приёмов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т.п.
В качестве групповых форм и методов контроля хочется отметить:
- Работу с интерактивными сервисами,
- Игры по изучаемым темам (например, игра "Своя игра" по теме "Логарифмическая функция", логарифмический бой, тригонометрическое лото и др.),
- Организацию работы студентов в парах и группах, взаимоконсультирование и взаимообучение,
- Практические работы с применением гаджетов и электронных устройств (например, практическая работа "Вычисление натуральных логарифмов на калькуляторе мобильного телефона"),
- Творческие работы (презентации, групповые проекты, исследования и т.д),
- Многовариантные проверочные работы.
Арсенал форм и методов текущего контроля преподавателя математики разнообразен. Задача преподавателя - найти такое сочетание приемов контроля, при котором обучающийся (студент) будет чувствовать себя комфортно, будет испытывать радость от собственного успеха.
Большой успех складывается из множества маленьких успехов.