Профильное обучение: детский сад - школа - техникум - ВУЗ
Профильное обучение: детский сад - школа - техникум - ВУЗ
Profile training: a children's garden - school - technical school - HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Автор: Архипова Наталья Валентиновна
ГБПОУ СО "БЭМТ", г. Кушва, Россия
e-mail: arkhipova_kushva@mail.ru
Arkhipova Natalia Valentinovna
"BEMT", Kushva, Russia
e-mail: arkhipova_kushva@mail.ru
Аннотация: Статья содержит конкретные мероприятия по реализации комплексной программы Губернатора Свердловской области "Уральская инженерная школа": мастер- классы, профессиональные пробы и задачи.
Abstract: Article contain concrete actions for implementation of the comprehensive program of the Governor of Sverdlovsk region "The Ural engineering school": the master - classes, professional tests and tasks.
Ключевые слова: комплексная программа Губернатора Свердловской области, "Уральская инженерная школа", мастер- класс, квест, профессиональные пробы, конференции.
Keywords: the comprehensive program of the Governor of Sverdlovsk region "The Ural engineering school", the master - a class, quest, professional tests, conferences.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Прогрессивное изменение требований к качеству профессионального образования требует изменения подходов к процессу подготовки будущих специалистов в пользу повышения эффективности этой подготовки. [4]
Результаты входного контроля по математике, проводимого ежегодно в группах первого курса ГБПОУ СО "БЭМТ", показывают, что, в среднем, более половины студентов плохо владеют техникой счета, не знают базовые математические понятия, определения и алгоритмы. Решение геометрических задач трудны, в среднем, для 80% первокурсников. Подростки не видят взаимосвязи математики с избранной профессией (специальностью).
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 - УГ "О комплексной программе "Уральская инженерная школа" (далее - Указ) необходим комплекс мероприятий по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественно- научного цикла и повышению качества подготовки специалистов непосредственно в системе среднего профессионального образования. [1]. В программе "Уральская инженерная школа" указаны мероприятия, за счет реализации которых могут быть решены поставленные задачи.
В целях развития у детей интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно - научного цикла для детей дошкольного и младшего школьного возраста в техникуме проводятся различные мероприятия. Так, например, в рамках сетевого взаимодействия для воспитанников дошкольных образовательных учреждений №№ 9,30 регулярно проводятся экскурсии в слесарные, строительные мастерские, дошкольники посещают кулинарные мастер-классы, мастер-классы по отделочным работам, ребята из дошкольного образовательного учреждения № 62 участвуют в зимних интеллектуальных играх. Младшие школьники - участники интеллектуальных квестов, проводимых на базе техникума. Так, например, школьники четвертого класса школы № 1 г. Кушвы в декабре 2018 года принимали участие в зимнем квесте "Путь к успеху".
В целях создания условий для качественного овладения учащимися общеобразовательных организаций знаниями по математике и предметам естественнонаучного цикла совместно с Сетевой инженерно- технической школой при Уральском Федеральном университете имени Первого Президента РФ Б.Н.Ельцина (СИТШ) на базе техникума проводятся интеллектуальные мероприятия для ребят 5-11 классов общеобразовательных школ Кушвинского городского округа Ежегодно
в первом полугодии проводится заочный тур инженерно- технической олимпиады для учеников 8- 11 классов общеобразовательных школ, в дни зимних каникул победители и призёры олимпиады приглашаются в ВУЗ на финал олимпиады, во втором полугодии инженерно- техническая олимпиада проводится для школьников 5-7 классов с финалом на Кушвинской площадке техникума. Кроме этого, на площадке техникума проходят мастер-классы от СИТШ. Так, например, в сентябре 2018 на базе техникума состоялся мастер-класс по решению задач методом табличного анализа. Мастер-класс проводили представители СИТШ.
Для более близкого знакомства с профессиями, реализуемыми на базе техникума, для ребят 7-9 классов общеобразовательных организаций Кушвинского городского округа проходят профессиональные квесты и профессиональные пробы. Регулярно проводятся профессиональные пробы по профессиям "Автомеханик", "Повар, кондитер", "Мастер отделочных строительных работ", "Дефектоскопист."
Ясно, что для подготовки высококвалифицированных специалистов формат традиционного урока не подходит. Современный урок - оптимальное сочетание научного и занимательного материала, а порой фактов, вызывающих удивление.
Одно из важных умений будущего специалиста - умение считать. Считать устно и письменно, используя рациональные способы, производить расчеты с использованием справочных таблиц и вычислительных средств. Так, например, практическую работу, посвященную натуральным и десятичным логарифмам, студенты выполняют с помощью калькулятора мобильного телефона. Большой интерес у подростков вызывает тот факт, что с помощью мобильного телефона можно не только переписываться в социальной сети, но и выполнять сложные расчеты.
Систематическое применение на уроке интерактивных заданий образовательной интернет- ресурса "ЯКласс", модулей приложения LearningApps.org позволяют отработать математические навыки и при этом превращают урок математики из занудного и непонятного в увлекательный и познавательный процесс.
Не менее важна и внеурочная научная деятельность обучающихся. Обучающиеся техникума - участники научно-практических конференций, олимпиад и конкурсов профессионального мастерства. Так, например, в декабре 2015 года на областной конференции "По дорогам научных открытий" было представлено .исследование первокурсника "Логарифмы - прихоть математиков или жизненная необходимость", технологи машиностроения принимали участие в окружной олимпиаде по материаловедению, в марте 2018 года на областной конференции студенты техникума представили творческие работы "Автоматизация расчетов в столовой техникума" и "Проектирование детской комнаты в стиле "Анаморфоз", в декабре 2018 года будущие технологи машиностроения принимали участие в олимпиаде по САПР.
Участие студентов в различного рода математических соревнованиях, олимпиадах, конкурсах позволяют ребятам применить свои знания в нестандартной ситуации и определить уровень своих знаний. Так, например, участвуя в конкурсах "ПУМА", подростки смогли применить свои знания для решения бытовых, технических, кулинарных, логических задач. По результатам соревнования "Кенгуру - выпускникам" будущие специалисты узнали уровень своей математической подготовки.
В соответствии с Программой "Уральская инженерная школа" в целях повышения качества профессионального образования на уроках математики студентам предлагаются задачи с профессиональным содержанием. Производственную ситуацию вместе с ребятами "переводим" на язык математики, решаем методами математики, а полученный результат интерпретируем с точки зрения производственной ситуации.
Так, например, при изучении темы "Производная" будущие технологи машиностроения решают и анализируют задачу: "В конической заготовке, радиус которой R=10 см и высота H=12 см., нужно высверлить цилиндрическое отверстие наибольшего объема. Оси отверстия и конуса совпадают. Определить высоту получившейся втулки". [2]
При изучении темы "Аксиомы стереометрии" будущие каменщики практически применяют аксиому для определения ровности поверхности кирпича. При изучении темы "Объемы тел" будущие строители вычисляют массу кирпича, объем связующего материала и т.д. Будущим экономистам, например, тема "Логарифм числа" помогает понять природу сложных процентов, а при изучении темы "Решение систем уравнений методом Крамера" в группе по специальности "Экономика и бухгалтерский учёт
(по отраслям)" обучающимся предлагается решить задачи с конкретным экономическим содержанием, а ребятам, обучающимся по программе "Прикладная информатика (по отраслям)," предлагаются задачи с компьютерно - техническим содержанием. При изучении темы "Экстремумы функции" будущие автомеханики анализируют графическую информацию, связанную с автомобилестроением. Практика показывает, что при решении задач с профессиональным содержанием у обучающихся повышается мотивация и интерес к изучении общеобразовательных предметов.
В целях привлечения подростков к науке и научным достижениям в техникуме проводятся математические конкурсы, викторины, праздники. Так, ежегодно 8 февраля проходит викторина "День Российской науки", 14 марта отмечаем день рождения числа ПИ. На базе техникума организуются встречи в литературно - математических гостиных "Софья Ковалевская: математик и литератор", "Льюис Кэрролл- математик с детской душой", "Лев Николаевич Толстой- писатель, математик, педагог" и др.
Знания, полученные в техникуме помогают выпускникам СПО более осознанно подходить к выбору высшего учебного заведения для продолжения своего профессионального образования.
Список использованных источников:
1. Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 - УГ "О комплексной программе "Уральская инженерная школа".
2. Роль задач в формировании математических знаний и развитии учащихся: Учебн. Пособие/ под ред. И.Н.Семеновой; Урал. Пед. ин-т. Екатеринбург, 1993.
3. Сыромятникова Н.В . Решение математических задач прикладного направления как способ развития общих и профессиональных компетенций студентов.
4. Тимерев М. В. Сравнительный анализ профильного обучения в школе и интегрированного предпрофильного образования на базе колледжа // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 88-91.