Профильное обучение: детский сад - школа - техникум - ВУЗ

Дата публикации: 2019-03-09 05:29:24
Статью разместил(а):
Архипова Наталья Валентиновна

Профильное обучение: детский сад - школа - техникум - ВУЗ

Profile training: a children's garden - school - technical school - HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Автор: Архипова Наталья Валентиновна

ГБПОУ СО "БЭМТ", г. Кушва, Россия

e-mail: arkhipova_kushva@mail.ru

Arkhipova Natalia Valentinovna

"BEMT", Kushva, Russia

e-mail: arkhipova_kushva@mail.ru

 

Аннотация: Статья содержит конкретные мероприятия по реализации комплексной программы Губернатора Свердловской области "Уральская инженерная школа": мастер- классы, профессиональные пробы и задачи.

Abstract: Article contain concrete actions for implementation of the comprehensive program of the Governor of Sverdlovsk region "The Ural engineering school": the master - classes, professional tests and tasks.

 

Ключевые слова: комплексная программа Губернатора Свердловской области, "Уральская инженерная школа", мастер- класс, квест, профессиональные пробы, конференции.

Keywords: the comprehensive program of the Governor of Sverdlovsk region "The Ural engineering school", the master - a class, quest, professional tests, conferences.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Прогрессивное изменение требований к качеству профессионального образования требует изменения подходов к процессу подготовки будущих специалистов в пользу повышения эффективности этой подготовки. [4]

Результаты входного контроля по математике, проводимого ежегодно в группах первого курса ГБПОУ СО "БЭМТ", показывают, что, в среднем, более половины студентов плохо владеют техникой счета, не знают базовые математические понятия, определения и алгоритмы. Решение геометрических задач трудны, в среднем, для 80% первокурсников. Подростки не видят взаимосвязи математики с избранной профессией (специальностью).

Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 - УГ "О комплексной программе "Уральская инженерная школа" (далее - Указ) необходим комплекс мероприятий по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественно- научного цикла и повышению качества подготовки специалистов непосредственно в системе среднего профессионального образования. [1]. В программе "Уральская инженерная школа" указаны мероприятия, за счет реализации которых могут быть решены поставленные задачи.

В целях развития у детей интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно - научного цикла для детей дошкольного и младшего школьного возраста в техникуме проводятся различные мероприятия.   Так, например, в  рамках сетевого взаимодействия для  воспитанников дошкольных образовательных учреждений №№ 9,30 регулярно проводятся  экскурсии в слесарные, строительные мастерские, дошкольники посещают  кулинарные мастер-классы, мастер-классы по отделочным работам, ребята  из дошкольного образовательного учреждения № 62 участвуют в зимних интеллектуальных играх. Младшие школьники - участники интеллектуальных квестов, проводимых на базе  техникума. Так, например, школьники четвертого класса школы № 1 г. Кушвы в декабре 2018 года принимали участие в зимнем квесте "Путь к успеху".

В целях создания условий для качественного овладения учащимися общеобразовательных организаций знаниями по математике и предметам естественнонаучного цикла совместно с  Сетевой инженерно- технической школой при Уральском Федеральном университете имени Первого Президента РФ Б.Н.Ельцина (СИТШ) на базе техникума проводятся  интеллектуальные мероприятия для ребят 5-11 классов общеобразовательных школ Кушвинского городского округа Ежегодно
в первом полугодии  проводится  заочный тур инженерно- технической олимпиады для  учеников 8- 11 классов общеобразовательных школ, в дни зимних каникул победители и призёры олимпиады приглашаются в ВУЗ на финал олимпиады, во втором полугодии инженерно- техническая олимпиада проводится для школьников 5-7 классов с финалом  на Кушвинской площадке техникума. Кроме этого, на площадке техникума проходят мастер-классы от СИТШ. Так, например, в сентябре 2018 на базе техникума  состоялся  мастер-класс по решению задач методом табличного анализа. Мастер-класс проводили представители СИТШ.

Для более близкого знакомства с профессиями, реализуемыми на базе техникума, для ребят 7-9 классов общеобразовательных организаций Кушвинского городского округа проходят профессиональные квесты и  профессиональные пробы. Регулярно  проводятся профессиональные  пробы по профессиям "Автомеханик", "Повар, кондитер", "Мастер отделочных строительных работ", "Дефектоскопист."

Ясно, что для подготовки высококвалифицированных специалистов формат традиционного урока не подходит. Современный урок - оптимальное сочетание научного  и занимательного материала, а порой фактов, вызывающих удивление.

Одно из важных умений будущего специалиста - умение считать. Считать устно и письменно, используя рациональные способы, производить расчеты с использованием справочных таблиц и вычислительных средств. Так, например, практическую работу, посвященную натуральным и десятичным логарифмам, студенты выполняют с помощью калькулятора мобильного телефона. Большой интерес у подростков вызывает тот факт, что с помощью мобильного телефона можно не только переписываться в социальной сети, но и выполнять сложные расчеты.

Систематическое применение на уроке интерактивных заданий образовательной интернет- ресурса "ЯКласс", модулей приложения LearningApps.org позволяют отработать математические навыки и при этом превращают урок математики из занудного и непонятного в увлекательный и познавательный процесс.

Не менее важна и внеурочная научная деятельность обучающихся. Обучающиеся техникума - участники научно-практических конференций, олимпиад и конкурсов профессионального мастерства. Так, например, в декабре 2015 года  на областной конференции "По дорогам научных открытий" было представлено .исследование первокурсника "Логарифмы - прихоть математиков или жизненная необходимость", технологи машиностроения принимали участие в окружной олимпиаде  по материаловедению, в марте 2018 года на областной конференции студенты техникума представили творческие работы "Автоматизация расчетов в столовой техникума" и "Проектирование детской комнаты в стиле "Анаморфоз", в декабре 2018 года будущие технологи машиностроения принимали участие в олимпиаде по САПР. 

Участие студентов в различного рода математических соревнованиях, олимпиадах, конкурсах позволяют ребятам применить свои знания в нестандартной ситуации и определить уровень своих знаний. Так, например, участвуя в конкурсах "ПУМА", подростки смогли применить свои знания для решения бытовых, технических, кулинарных, логических задач. По результатам соревнования "Кенгуру - выпускникам" будущие специалисты узнали уровень своей математической подготовки.

В соответствии с Программой "Уральская инженерная школа" в целях повышения качества профессионального образования на уроках математики студентам предлагаются задачи с профессиональным содержанием. Производственную ситуацию вместе с ребятами "переводим" на язык математики, решаем методами математики, а полученный результат интерпретируем с точки зрения производственной ситуации.

Так, например, при изучении темы "Производная" будущие технологи машиностроения решают и анализируют задачу: "В конической заготовке, радиус которой R=10 см и высота H=12 см., нужно высверлить цилиндрическое отверстие наибольшего объема. Оси отверстия и конуса совпадают. Определить высоту получившейся втулки". [2]

При изучении темы "Аксиомы стереометрии" будущие каменщики практически применяют аксиому для определения ровности поверхности кирпича. При изучении темы "Объемы тел" будущие строители вычисляют массу кирпича, объем связующего материала и т.д. Будущим экономистам, например, тема "Логарифм числа" помогает понять природу сложных процентов, а при изучении темы "Решение систем уравнений методом Крамера" в группе по специальности "Экономика и бухгалтерский учёт
(по отраслям)" обучающимся предлагается  решить задачи с конкретным экономическим содержанием, а ребятам, обучающимся по программе "Прикладная информатика (по отраслям)," предлагаются задачи с компьютерно - техническим содержанием. При изучении темы "Экстремумы функции" будущие  автомеханики   анализируют графическую информацию, связанную с автомобилестроением.  Практика показывает, что при решении задач с профессиональным содержанием у обучающихся повышается мотивация и интерес к изучении общеобразовательных предметов.

В целях привлечения подростков к науке и научным достижениям в техникуме проводятся математические конкурсы, викторины, праздники. Так,  ежегодно 8 февраля   проходит  викторина "День Российской науки", 14 марта отмечаем  день рождения числа ПИ. На базе техникума  организуются встречи в литературно - математических гостиных "Софья Ковалевская: математик и литератор", "Льюис Кэрролл- математик с детской душой", "Лев Николаевич Толстой- писатель, математик, педагог" и др.

Знания, полученные в техникуме помогают выпускникам СПО более осознанно подходить к выбору высшего учебного заведения для продолжения своего профессионального  образования.

 

Список использованных источников:

1. Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 - УГ "О комплексной программе "Уральская инженерная школа".

2. Роль задач в формировании математических знаний и развитии учащихся: Учебн. Пособие/ под ред. И.Н.Семеновой; Урал. Пед. ин-т. Екатеринбург, 1993.

3. Сыромятникова Н.В . Решение математических задач прикладного направления как способ развития общих и профессиональных компетенций студентов.

4. Тимерев М. В. Сравнительный анализ профильного обучения в школе и интегрированного предпрофильного образования на базе колледжа // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 88-91.