Урок изобразительного искусства как форма организации художественно-эстетической деятельности учащихся
Урок изобразительного искусства как форма организации художественно-эстетической и творческой деятельности учащихся
Lesson of fine arts as a form organization of artistic and aesthetic creative activity of students
Автор: Феоктистова Карлыгаш Анатольевна
МОУ "СОШ", с. Подлесное Марксовского р-на, Россияe-mail: mxkfeo2008@yandex.ru
Feoktistova Karlygash Anatolevna
Middle School, Podlesnoe, Marx district, Russia
e-mail: mxkfeo2008@yandex.ru
Аннотация: В работе рассматривается структура урока изобразительного искусства. Рассматриваются разные варианты проектирования урока изобразительного искусства. Приведен анализ урока в 5 классе.
Abstract: The paper deals with the structure of the lesson of fine arts. Different variants of designing a lesson of fine arts are considered. The analysis of the lesson in the 5th grade is given.
Ключевые слова: урок, структура, искусство.
Keywords: lesson, structure, art
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Урок изобразительного искусства имеет свои особенности структуры.
Так называемая традиционная структура урока как форма организации учебной работы представлена Н.Н. Ростовцевым: «Структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся, закрепление пройденного, подведение итогов». [4]
Другое мнение поэтому же вопросу высказывает Б.М. Неменский: «Мы твердо уверены, что добиться подъема уровня художественной культуры всего народа возможно лишь через общеобразовательную школу, через обязательные, так же как физика или математика, уроки искусства. Но уроки, построенные по-иному. Прочтение педагогом каждого урока может быть личностным».[3] Первый подход-традиционный. Урок изо. искусства рассматривается как урок рисования, а не как урок искусства. Подход Неменского рассматривает урок как драматургическое произведение. Второй подход более отвечает требованиям ФГОС ООО.
Выбор компонентов урока зависит от типа обучения. Представители «традиционного подхода к обучению» делают упор на «внешние» стороны звеньев обучения, ориентируя деятельность на репродуктивные формы передачи содержания образования. «Педагогика двукрыла: одно крыло — рационально-логическое мышление, другое — эмоционально-образное. Соответственно этим формам мышления, ни одна из которых не ниже, не выше (хотя, несомненно, эмоционально-образное возникло раньше), существуют и две неидентичные формы познания...— пишет Б. М. Неменский, [3] обосновывая суть своей теории.
Представители проблемного обучения ориентируют структуру обучения на звенья творческого процесса — их создание и проявление в деятельности учащихся.
Звеньями обучения при этом, например, являются:
1) постановка проблемы и осознание познавательных задач;
2) возникновение гипотезы решения задачи в результате различных форм работы учащихся;
3) закрепление и совершенствование знаний и привитие умений и навыков;
4) применение знаний и оценка их, выявлений умственного развития.
В структуре урока изобразительного искусства с позиции концепции художественного образования Б. Неменского отображаются элементы театрального действия. В нем всегда есть завязка, кульминация, эпилог. Два педагога— два разных театра, хотя тема пьесы — урока, тема модуля (триместра) и года едина для всех. Задача таких уроков не столько дать информацию (даже очень интересную) о жизни и творчестве художника, сколько вызвать интерес к этому у учащихся, потребность дальнейшего «общения» с героями его произведений, выражения собственного понимания и отношения к большому искусству.
Таким образом, на вопрос: «Что такое драматургия урока?» и зачем она нужна, можно ответить следующим образом: это эффективный урок, урок, на котором учтено состояния учеников, ситуация в классе, установлен контакт с детьми, на котором поведение учителя располагает их к сотрудничеству. В книге Рыловой Л.Б. [5] все это называется – срежиссировать урок. Это урок - спланированный и проведенный таким образом, что он приведет к личностному росту, пониманию сложного, непривычного, уверенности в своих силах.
Попробую проанализировать урок в 5 классе с точки зрения проектирования:
Содержание элементов урока |
||
Актуализация прошлого художественно-педагогического опыта учителя и учащихся Что было? О чем? |
||
«Замысел» задачи урока О чем будет урок? Познакомить обучающихся с историей промысла Хохломы; Формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи; Способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства. |
||
Поисковая деятельность учителя по наполнению содержания урока. Что необходимо сделать. |
||
«Жанр», «сюжет» — структура урока Каким будет урок? Сегодня придя на работу, около нашего кабинета, я обнаружила посылку. На ней было написано: «Художникам – умельцам». Давайте вместе с вами откроем посылку и посмотрим, что там находится. Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся на нашу школьную выставку и посмотрим, есть ли изделия похожие на эту ложку. (На выставке нет хохломской росписи) Держа ложку в руке и показывая на ней узор, учитель читает стихотворение про хохлому. Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые, А может, солнцем залитые. Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись». Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии. 3. Актуализация новых знаний. (Погружение в урок) Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам? Почему она вам понравилась? Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией) Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Значит, кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей. Возникла она и развивалась в Нижегородском Заволжье, где обработка древесины издавна достигла высокого художественного уровня. Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. Родоначальниками, которой были иконописцы и мастера рукописной книги. 3. Техника исполнения хохломской росписи. Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим, как, же изготавливали эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением) Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой». Рассмотрев изделия хохломских художников, скажите Какие основные цвета используются в росписи? Какой орнамент присутствует в росписи? Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- свет, солнце; зеленый – цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной». Тренировочное упражнение. Ребята, на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная). Выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «травинки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» - изображаем непрерывной линией одинаковой толщины линию, закрученную в спираль, «завитки» - выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента. |
||
Художественно-педагогическая «критика» урока. Анализ, оценка, самооценка урока Как оценить процесс и результаты деятельности учителя и учащихся, их взаимодействие в сюжете урока? (Обдумывание предварительной оценки). По каким критериям? Вот наши полоски-закладки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые.
|
Как мне кажется, в предложенном Рыловой Л.Б. варианте проектирования урока изобразительного искусства предполагается дальнейшая рефлексия. Учащийся не «делает» домашнее задание, а продолжает переживать событие под названием УРОК.
Список использованной литературы:
1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2012.
3. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М., 1981.
4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М., 1998.
5. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. — Ижевск, Изд-во Удм. ун-та, 1992.