Приобщение учащихся к народной культуре на уроках технологии и внеурочной деятельности

Дата публикации: 2019-03-18 15:10:10
Статью разместил(а):
Брянская Инна Николаевна

Приобщение учащихся к народной культуре на уроках технологии и внеурочной деятельности

Engaging students to folk culture in the classroom technology and optional activities

Автор: Брянская Инна Николаевна

МБОУ «Куретская СОШ», Ольхонский район, Иркутская область, Россия.

E-mail: ibryanskaya@bk.ru 

Brianskia Inna Nikolaevna

Kuretskaja Middle School, Olkhon district, Irkutsk oblast, Russia.

Аннотация: Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков выступает как фактор роста их познавательной активности, а также развития исторического и национального самосознания и обусловлено этнокультурной направленностью содержания образования, эффективным использованием межпредметных связей и активных методов обучения. Изучение основ традиционной народной культуры в урочной и внеурочной деятельности по технологии несёт педагогическую ценность познания. 

Abstract: Formation of interest to the traditions of folk arts and crafts in adolescents acts as a growth factor of their cognitive activity, as well as the development of the historical and national consciousness and cultural orientation of educational content, efficient use of interdisciplinary linkages and active methods of learning. Learning the basics of traditional folk culture in the regular school and extra-mural activities on technology brings teaching the value of knowledge.

Ключевые слова: народная культура, педагогический проект, технология. 

Keywords: popular culture, pedagogical project, technology.

Тематическая рубрика: средняя школа, НПО, СПО.

 

Интегративные процессы современного общества способствуют усилению унификации культуры. Стирание культурных границ между народами и культурное единообразие, с одной стороны, способствует установлению толерантных взаимоотношений к улучшению взаимопонимания между людьми, принадлежащим к разным этническим группам. С другой стороны, забвение собственной культуры может привести к утрате самобытности народа, потере им своего лица.

Для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

Формирование полиэтнической культуры личности возможно в процессе урочной, внеурочной деятельности при вовлечении их в исследовательскую, проектную, поисковую и практическую деятельность посредством различных предметных областей.

Противоречие между необходимостью формирования потребности в изучении истоков культуры своего края и отсутствием этнокультурного компонента в учебном плане школы, недостаточное использование в процессе технологического обучения традиций народной культуры определило актуальность исследования и выбор темы педагогического проекта «Приобщение учащихся к народной культуре на уроках технологии и внеурочной деятельности».

Целью исследования является изучение возможности включения элементов  традиционной народной культуры в школьную программу образовательной области «Технология» и внеурочную деятельность по предмету, разработка соответствующих методических рекомендаций.

Проект разрабатывался  на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Куретская средняя общеобразовательная школа» Ольхонского района Иркутской области. В исследовании принимали участие ученики 5 класса данной образовательной организации. Участники проекта: учащиеся, учителя технологии, педагоги дополнительного образования, родители.

Теоретико-методологической основой данного исследования явилась концепция формирования технологической культуры школьников, концепция культуросообразной школы, концепция системно - деятельностного подхода к проблемам обучения, дидактические закономерности и принципы обучения, педагогические основы совершенствования содержания образования.

Предмет «Технология» имеет широкие возможности для сохранения и возрождения материальной культуры народа. Знакомство школьников с традициями, различными видами народного искусства и ремёсел, оформлением жилища, национальной кухней способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений. Изучение образцов декоративно-прикладного искусства родного края, поиски новых средств выразительности приводят к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше.

В процессе исследования был проведен анализ программно-методического сопровождение учебного предмета Технология» на предмет включения элементов традиционной народной культуры. Для анализа школьной программы выбрана примерная программа по предмету «Технология», направление «Технология ведения дома», составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа включает в себя разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Оформление интерьера», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное самоопределение» и  «Технология творческой и опытнической деятельности».

Использование традиций русского народа в образовательном процессе как средства воспитания нравственности школьников на уроках технологии в наибольшей степени возможно при изучении раздела «Художественные ремесла». Больше всего народная эстетика сохранилась в народном декоративно-прикладном искусстве, в существующих сегодня художественных промыслах. Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воплощалась в предметах, имевших практическое назначение: убранстве жилища, одежде, игрушках, предметах быта. В этом блоке изучаются такие народных ремёсел как вышивка, лоскутное шитьё, вязание, аппликация, ковроткачество, плетение, роспись по дереву и тканям, обучающиеся приобщаются к народным традиционным техникам и дает возможность применить данные навыки работы для изготовления современного изделия в данной технике. Объекты труда подбираются таким образом, чтобы изделие, выполненное в старинной технике, вписалось в условия современной жизни: было актуальным, практичным и интересным для исполнения.

Не меньшие возможности для приобщения обучающихся к народным традициям имеет раздел «Кулинария». Как необъятна и разноязычна Россия, как многообразны традиции, обычаи народов, её населяющих, так самобытна и разнообразна национальная кухня. Особенно это касается семейных праздников. Таким образом при изучении тем кулинарного раздела обязательно включаются материалы по истории появления того или иного продукта, блюда, характеристика народных обычаев, праздников, старинные меры веса. При выполнении практической работы предпочтение отдаётся рецептам старинных народных блюд. В разделе «Кулинария» девочки подбирают дополнительный материал по проведению традиционных праздников земледельческого народного календаря, исследуют старинные рецепты, готовят фрагменты сказок, пословицы, поговорки, загадки, игры связанные с культурой приема пищи. Учащиеся знакомятся с интерьером и убранством русской избы, гостеприимством русского человека, значением очага в жизни древнего и современного человека.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов». Изучение народного костюма - это целый комплекс исследований, он предлагает постепенное изучение народного костюма, сохранение традиций и использование элементов в современной одежде. Изучение народного костюма дает возможность сравнить старинную разновидность швейного изделия (элемент народного костюма - фартук, юбка-понева, рубаха, сарафан) с современными аналогами. А также проследить историю семейной одежды, проводя исследовательскую работу. Ученицы приобретают навыки конструирования, моделирования, раскроя и изготовления современного швейного изделия (фартука, юбки, сорочки, плечевого швейного изделия с проймой) с использованием народных традиций.

Также целесообразно проводить беседы о культуре народов, населяющих Иркутскую область, Ольхонский район и предложить ученикам провести мини-исследование о традициях, которые, возможно, поддерживают их родственники. На основе этих мини-исследований можно организовать проектную деятельность школьников.

Данное направление представлено разделом «Технология творческой и опытнической деятельности». Метод проектов позволяет решить одну из педагогических задач, которая в нынешних условиях стоит очень остро – это воспитание на богатых народных традициях. Именно проектная деятельность дает возможность изучить культурные традиции, обряды, что несет в себе воспитывающий потенциал, способствует развитию определенных личностных качеств: трудолюбие, чувство долга ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливости, уважительному отношению к людям и умению взаимодействовать с ними, беречь народное наследие. Темы проекта являются значимым для духовно-нравственного воспитания - формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что школьная программа по технологии имеет широкие возможности для внедрения изучения элементов народной культуры. При необходимости и по возможности такие уроки могут быть организованы как педагогические мероприятия.

 С методической точки зрения необходимо отметить, что, во-первых, уроки с изучением элементов национальной культуры не должны мешать изучению основной школьной программы, не перегружать ее, не заменять её, а органично вплетаться в общую сеть учебных тем. Наполнить содержание соответствующим материалом может помочь программы внеурочной деятельности.

В соответствии с основным содержанием учебных предметов, подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося.  

В процессе исследования был разработан методический комплект по теме исследования: учебно-тематический план по технологии с примерной тематикой проектной деятельности, опирающейся на изучение народной культуры для 5 класса на основе рабочей программы по технологии (Технология ведения дома) к УМК Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко. Представлена подборка тем и материалов с элементами народной культуры к разделам и темам рабочей программы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования способствуют дальнейшему углубленному анализу, а также поиску новых форм и средств приобщения учащихся к народной культуре. Результаты проекта могут быть использованы в работе учителей, а также педагогов дополнительного образования.

 

Список литературы: 

  1. Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие/ Н.В.Синица. – Вентана-Граф, 2015г.
  2. Соколова В.А. Лучший клад – ремесло. Программа трудового обучения//Народное образование – 1996 г.
  3. Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2013г.
  4. Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – М.: Вентана-Граф, 2003г.
  5. Третьякова С.В., Иванов А.В., Чистякова С.Н. и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и  безопасный  образ  жизни. Основная школа. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.
  6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.
  7. Русские умельцы. 5-6 классы: методическое пособие для учителя / Гос. образовательное учреждение доп. проф. образования (повышения квалификации) специалистов "Калининградский обл. ин-т развития образования"; [авт.-сост.: Т. А. Калюжная, М. Б. Филькова]. - Калининград: ИП Мишуткина И. В., 2008г.