Тестирование как метод контроля качества обучения
Тестирование как метод контроля качества обучения
Testing as a method of learning quality control
Автор: Яковлева Ксения Сергеевна
ГАПОУ «Самарский металлургический колледж», г. Самара, Россия.
e-mail: xenya.yackovleva2016@yandex.ru
Yakovleva Ksenia Sergeevna
Samara Metallurgical College, Samara, Russia
e-mail: xenya.yackovleva2016@yandex.ru
Аннотация: В статье описана роль тестирования как метода контроля качества обучения. Рассмотрены основные дидактические принципы, а также преимущества и недостатки тестирования как метода контроля.
Annotation: The article describes the role of testing as a method of controlling the quality of education. The main didactic principles are considered, as well as the advantages and disadvantages of testing as a method of control.
Ключевые слова: тестирование, дидактические принципы, формы тестовых заданий.
Keywords: testing, didactic principles, forms of test tasks.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Качество обучения зависит от многих факторов, главную роль среди которых играет контроль. Педагогический контроль нацелен не только на соответствие приобретенных учащимися знаний и умений, но и на познавательную деятельность учащихся.
В педагогике процесс контроля разделяют на дидактические принципы: эффективность, наглядность, научность, объективность, справедливость, всесторонность, систематичность, связь теории с практики, последовательность, активность обучаемых; прочность усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности [1].
От других методов диагностики тесты отличаются тем, что [5]:
1) Предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
2) Позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов.
3) Сокращают временные затраты на проверку знаний.
4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки.
Проблемы оценки качества обучения с помощью тестов всегда рассматривалась как важная и, одновременно, «опасная». «Опасность» педагогического тестирования заключается в том, что любая необоснованность, неосторожность или поспешность в выводах может привести к случайным заключениям, поспешным рекомендациям и сомнительным педагогическим последствиям. Один из источников «педагогической опасности» заключается в том, что в условиях тестирования один объект измерения нередко подменяется другим.
Одним из недостатков тестового метода контроля знаний является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит характера хода решения, глубину знаний (мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным, нет гарантии наличия прочных знаний у учащегося). Отметим, что это недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных.
Кроме того, составление тестов зачастую базируется на элементарной психической функции – узнавании, которая проще функции воспроизведения; некоторые исследователи считают, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком.
Но несмотря на указанные недостатки тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.
Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:
· повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
· осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
· снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
· высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
· ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
· возможность математико-статистической обработки результатов контроля, и как следствие, повышение объективности педагогического контроля;
· осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;
· возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки;
· облегчение процесса интеграции системы образования страны в европейскую.
Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам. Зачастую мы сталкиваемся со стереотипным определением «теста» как задания на выбор правильного ответа из числа предложенных. Однако, как уже б