Технология проблемного обучения

Дата публикации: 2019-03-28 19:27:18
Статью разместил(а):
Болкова Мария Николаевна

Технология проблемного обучения

Problem-based learning technology

 

Автор: Болкова Мария Николаевна

МАОУ «Лицей № 21», Тамбов, Россия

E-mail: bolkova_mn@mail.ru

Bolkova Maria Nikolaevna

Lyceum № 21, Tambov, Russia

E-mail: bolkova_mn@mail.ru

 

Аннотация: С внедрением ФГОС в образовательный процесс приоритетная роль отводится деятельности учащихся. В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных технологий, как более действенных и эффективных. Рассмотрим более подробно одну из технологий интерактивного обучения – проблемную  технологию.

Abstract: With the introduction of the GEF in the educational process a priority role is given to the activities of students. Within the GEF is supposed the use of active and interactive technologies as more efficient and effective. Let us consider more detail one of the technologies of interactive learning – problem technology.

Ключевые слова: Обучение, проблема, технологии, знания, умения.

Keywords: Training, problem, technologies, knowledge, skills.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. В основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения лежат:

·        создание проблемных ситуаций

·        обучение учащихся в процессе решения проблем

·        сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

·        сложность, выступающая в форме противоречия;

·         ёмкое содержание;

·         увлекательная форма;

·        доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения. Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:

1) актуализации знаний и умений;

2) осознания и осмысления блока новой учебной информации;

3) закрепления и систематизации знаний;

4) применения знаний в новой учебной ситуации;

5) проверки уровня усвоения знаний и умений.

Одна из эффективных форм урока по данной технологии – блоковый проблемный урок.

Правила моделирования проблемно-блокового урока следующие:

1. При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4 логические части.

2. К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.

3. Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью: а.) актуализация знаний; б.) осознание и осмысление учебной информации; в.) закрепление новых знаний.

4. На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.

5. В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.

6. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.

7. Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает учитель.

8. На этапе диагностического контроля учитель проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – если учащиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.

Применение педагогических технологий, реализуемых, в частности, в системе проблемного обучения, связано сегодня с использованием информационных технологий.

Возможности интернет-технологий предоставляют огромный потенциал для реализации поисковых и проблемных методов в обучении ИЯ, в частности, такая разновидность электронного обучения как веб-технологии.

Поисковая и познавательная деятельность обучаемых может быть организована в пяти различных форматах:

· «Список ресурсов». Первым шагом к освоению серии технологий является создание «Списка ресурсов» — списка веб-ресурсов, полезных для учеников.

· «Мультимедийная коллекция». В случае, если необходимо предоставить обучаемым разнообразные средства обучения по проблеме, то первым видом деятельности будет изучение мультимедийной коллекции, представляющей собой подборку сайтов, которую преподаватель предварительно проанализировал и систематизировал. Коллекция может включать ссылки на фотографии, карты, истории из жизни, факты, цитаты, аудиофайлы, видеофрагменты, виртуальные экскурсии и т. п. Ученики изучают коллекцию, а затем они создают свои коллекции из предложенных учителем ссылок в виде презентации, информационного письма, коллажа, новой веб-страницы или подобный ресурс о России или стране изучаемого языка.

· «Поиск сокровищ». И преподаватели, и ученики могут создавать «Сокровищницу», что будет способствовать приобретению знаний по определенной проблеме или теме. Самое главное здесь — найти интернет-сайты, которые содержат нужную информацию по теме. После того, как вы подобрали ссылки на интернет-сайты, необходимо поставить вопросы к каждому сайту для обучаемых.

· «Коллекция примеров»: ученики изучают коллекцию подобранных преподавателем ссылок, включая вопросы,  основанные на содержании сайтов и выражают свое отношение к нему; более сложный вид деятельности, чем поиск сокровищ, имеет личностно-ориентированный характер. 

· «Веб-квест». Если ученики не используют интеллектуальные навыки критического мышления, то для этого возможно организовать их деятельность в формате веб-квеста для более тщательного изучения проблемы. В нем ученики разделяются на малые группы, каждая из которых получает проблемное задание. Лучше всего подбирать спорные многосторонние аспекты проблемы. Очень хорошо подходят для этого текущие события, обсуждаемые с разных позиций социальные и экологические проблемы.

Весьма успешно применяется технология проблемно-диалогического обучения. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы –это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Таким образом, преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.

 

Список использованных источников:

1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. — М., 1909.— С. 10-11.]

2. Ковалевская ЕВ. Проблемность в преподавании иностранных языков. Современное состояние и перспективы. — М.: «МНПИ», 1999.

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемнодиалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.

4. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — 2-е изд., стер. — М: «Академия», 2008. - С. 3.

5. Татаринова, М.А. Педагогические технологии обучения иностранным языкам с использованием веб-технологий // Медиатека и мир. – 2010. - № 4. – С.30-35.