Анализ организации и реализации исследовательской работы как метода обучения
Анализ организации и реализации исследовательской работы как метода обучения
Analysis of the organization and implementation of research work as a training method in the preparation
Автор: Машукова Евгения Михайловна
ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум», г. Иркутск, Россия
e-mail: mashukovae@list.ru
Mashukova Evgenia Mikhailovna
Irkutsk Agricultural Technical School, Irkutsk, Russia
e-mail: mashukovae@list.ru
Аннотация: В статье рассматриваются основные понятия исследовательской работы как метода обучения, приводятся рекомендации по ее организации и несколько примеров с анализом их реализации в учебном процессе при подготовке обучающихся по специальности: «Ветеринария» в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум».
Abstract: The article discusses the basic concepts of research as a teaching method, provides recommendations on its organization and a few examples with an analysis of their implementation in the educational process in preparing students for the specialty: “Veterinary medicine” at the Irkutsk Agrarian Technical School.
Ключевые слова: исследовательская работа, ветеринария.
Keywords: research work, veterinary.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Перед тем как приступить к анализу организации и реализации исследовательской работы как метода обучения, рассмотрим основные понятия:
Исследовательская деятельность обучающихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование.
Исследовательская деятельность предполагает выполнение обучающимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.
Исследовательское обучение – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности обучающихся.
Современное понимание смысла исследовательской деятельности обучающихся.
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность обучающихся» приобретает несколько новое значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Организация исследовательской работы в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» при обучении ветеринарных фельдшеров.
В ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» при подготовке ветеринарных фельдшеров исследовательская работа как метод обучения реализуется в образовательном процессе по следующим последовательным этапам:
1. Выбор темы.
2. Составление плана работы.
3. Обеспечение исследовательской работы необходимыми материально-техническими средствами.
4. Изучение литературных источников по выбранной теме.
5. Проведение экспериментальной части исследовательской работы.
6. Формулированию основных выводов работы и составление отчета в разных его вариантах.
7. Участие в конференциях, как метод реализации исследовательской работы.
Рассмотрим все этапы более подробно:
1. Выбор темы исследования.
Выбор темы для исследования может быть абсолютно любой, но при этом рассматривать ее необходимо с позиции той дисциплины, которая изучается.
Так, например, при изучении дисциплины «Анатомия и физиология животных» важным является исследование в области строения тела животного и их видовых особенностей, поэтому в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» была создана творческая группа студентов, принявшая участие в работе по реконструкции Анатомического музея техникума.
Другая творческая группа провела исследование по теме: «Влияние глюкозы разной концентрации на эритроциты крови коровы методом «in vitro»» изучив её с позиции фармакологии.
А исследовательская группа по дисциплине «Клиническая диагностика и внутренние незаразные болезни животных» изучила «Возможности применения универсального электронного термометра при обследовании крупного рогатого скота».
Несколько исследований были проведены по МДК 02.01. Раздел 3 Проведение диагностики и лечения гинекологических заболеваний и оказание акушерской помощи, по темам: Диагностика субклинического мастита у крупного рогатого скота с применением различных тестеров (кенотест, масттест, бромтимоловая проба) и приборов (Маститон, Милтек - 1) и т.д.
Таким образом, перед обучающимися ставится задача по решению какой-то проблемы, или же они сами выбирают интересную для них тему, по которой проводится исследование.
Результат работ может и не быть глобально значимым, но он позволяет обучающимся проявить свои возможности и раскрыть способности, а главное изучить материал по теме и приобрести профессиональные умения и навыки.
2. Составление плана работы.
Исследовательская работа в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» реализуется в форме:
1) творческого кружка,
2) как лабораторное занятие,
3) в комплексе теоретического и практического занятий,
4) при прохождении учебной практики.
План исследовательской работы составляется с учетом ее объёма.
Так, например, тема "Влияние глюкозы разной концентрации на эритроциты крови" была рассмотрена и реализована в течение 8 часов практического занятия по дисциплине ветеринарная фармакология, а такая тема как реконструкция и восстановление Анатомического музея реализовывалась в течение учебного года.
При этом необходимо четко продумывать и составлять план с учетом учебного процесса, особенно если экспериментальная часть проводится не в стенах образовательного учреждения, а например, на учебной ферме, это прослеживается в исследовательской работе по теме «Возможности применения универсального электронного термометра при обследовании крупного рогатого скота» и «Диагностика субклинического мастита с применением тестеров и приборов». В этом случае работа разбивается на блоки и изучается по определенному графику. Во время теоретических занятий изучается теория по данной теме, а во время реализации учебной практики отрабатывается экспериментальная часть работы.
1.3. Обеспечение исследовательской работы необходимыми материально-техническими средствами.
Перед проведением исследовательской работы необходимо тщательно продумать, что понадобиться в экспериментальной части и заблаговременно подготовить материалы и технические средства, можно даже составить опись.
Так в исследовательской работе «Влияние глюкозы разной концентрации на эритроциты крови коровы методом «in vitro» понадобилось лабораторное оборудование (пробирки, штативы, предметные стекла, дозаторы и т.д.), микроскопы, фармакологические препараты и др.
Для проведения исследования в области термометрии понадобились только термометры трех видов (ртутный, электронный и универсальный) и объект исследования – крупный рогатый скот. Но при этом были задействованы дополнительные средства – веревки для фиксации (обездвиживания) животных.
После проведения всех подготовительных мероприятий, которыми может заниматься не только преподаватель, но и обучающиеся (например, в исследовательской работе «Возможности применения универсального электронного термометра в обследовании крупного рогатого скота» обучающиеся сами набирали в программе Word инструкционные карты и таблицы учета животных, а в «Реконструкции Анатомического музея» составляли аннотации для сухих и влажных препаратов. При реализации исследовательской работы по теме: «Диагностика субклинического мастита с применением тестеров и приборов» обучающиеся составляли аналитические таблицы и опись материалов для заявки. По заявке приобретались все необходимые реактивы (масттест, кенотест и бромтимоловая проба), и приборы (Маститон и Милтек – 1). Затем можно переходить к следующему этапу.
4. Изучение литературных источников по выбранной теме.
Пока готовится все необходимое оборудование, и материально-технические средства для проведения экспериментальной части, обучающиеся изучают литературные источники по теме.
Для изучения допускаются любые источники.
После того как материал собран и изучен из него составляется теоретическая часть отчета исследовательской работы и можно переходить к следующему этапу.
5. Проведение экспериментальной части исследовательской работы.
После всех подготовительных этапов приступают к экспериментальной части исследовательских изысканий по поставленной проблеме.
Результаты исследований могут не соответствовать ожиданиям, но суть работы в том, чтобы получить и зафиксировать результаты, собрать фото- и видеоматериал, а так же выработать навыки у обучающихся.
В разных работах результаты могут быть абсолютно разные, что зависит от самой работы. Так в «Реконструкции анатомического музея» результат - это восстановленные муляжи, изготовленные сухие и влажные препараты и составленная экспозиции по системам.
В работе «Возможности применения универсального электронного термометра при обследовании крупного рогатого скота» результатов несколько, так как во время проведения термометрии были получены не только основные, но и дополнительные результаты:
1. Овладение техники подхода и фиксации животного.
2. Освоение техники проведения термометрии разными видами термометра.
В работе с глюкозой как дополнительный результат обучающимися осваивается техника работы с лабораторной посудой, а это важный профессиональный навык для специалиста в области ветеринарии.
В исследовании на субклинический мастит обучающиеся освоили технику:
1. Сдаивания коров.
2. Работы с тестерами.
3. Работу с приборами.
4. Закрепили навыки подхода и фиксации животного.
Поэтому применение исследовательской работы как метода обучения позволяет расширять рамки образовательного процесса.
После получения результатов экспериментальной части работы переходят к следующему этапу:
6. Формулирование основных выводов работы.
Формулирование основных выводов работы и составление отчета реализуется в разных его вариантах:
1) письменный отчет;
2) презентация (для участия в студенческих конференциях);
3) тезисы, статьи для публикаций.
После всей проделанной работы результат всегда должен быть реализован.
Так, все работы, представленные для разбора в данной статье, участвовали в студенческих и научных конференциях и получили награды. Кроме того, они были опубликованы в сборниках. То есть были полностью реализованы.
При этом в 2018-2019 учебном году в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» исследовательская работа как метод обучения продолжает применяться в образовательном процессе и реализуется в творческих кружках по темам: «Микрофотосъемка без лаборатории», «Имитация физиологических процессов методом in vitro (в пробирке)», «Анатомический музей», «Диагностика субклинических маститов» и др.
В заключение можно сказать, что исследовательская работа как один из методов обучения является трудоемкой, но важной и нужной составляющей образовательного процесса. Она вызывает у обучающихся заинтересованность дисциплиной, способствует раскрытию у студентов скрытых особенностей, развивает коммуникативные способности и учит работе в команде. При реализации практической деятельности студенты осваивают технику работы с оборудованием (лабораторным оборудованием, микроскопами, термометрами и др.) и вырабатываю навыки необходимые в профессиональной деятельности ветеринарного фельдшера. А во время обработки полученных данных, учащиеся осваивают основы научного мышления и анализа.
Литература:
1. Хвостикова Елена Сергеевна. Исследовательская деятельность как основа формирования исследовательского опыта.