Анализ организации и реализации исследовательской работы как метода обучения

Дата публикации: 2019-04-26 05:55:10
Статью разместил(а):
Машукова Евгения Михайловна

Анализ организации и реализации исследовательской работы как метода обучения

Analysis of the organization and implementation of research work as a training method in the preparation

 

Автор: Машукова  Евгения Михайловна

ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум», г. Иркутск, Россия

e-mail: mashukovae@list.ru 

Mashukova Evgenia Mikhailovna

Irkutsk Agricultural Technical School, Irkutsk, Russia

e-mail: mashukovae@list.ru

 

Аннотация: В  статье рассматриваются основные понятия исследовательской работы как метода обучения, приводятся рекомендации по ее организации и несколько примеров с анализом их реализации в учебном процессе при подготовке обучающихся по специальности: «Ветеринария» в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум».

Abstract: The article discusses the basic concepts of research as a teaching method, provides recommendations on its organization and a few examples with an analysis of their implementation in the educational process in preparing students for the specialty: “Veterinary medicine” at the Irkutsk Agrarian Technical School.

 

Ключевые слова: исследовательская работа, ветеринария.

Keywords: research work, veterinary.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Перед тем как приступить к анализу организации и реализации исследовательской работы как метода обучения, рассмотрим основные понятия:

Исследовательская деятельность обучающихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование.

Исследовательская деятельность предполагает выполнение обучающимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Исследовательское обучение – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности обучающихся.

Современное понимание смысла исследовательской деятельности обучающихся.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность обучающихся» приобретает несколько новое значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Организация исследовательской работы в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» при обучении ветеринарных фельдшеров.

В ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» при подготовке ветеринарных фельдшеров исследовательская работа как метод обучения реализуется в образовательном процессе по следующим последовательным этапам:

1. Выбор темы.

2. Составление плана работы.

3. Обеспечение исследовательской работы необходимыми материально-техническими средствами.

4. Изучение литературных источников по выбранной теме.

5. Проведение экспериментальной части исследовательской работы.

6. Формулированию основных выводов работы и составление отчета в разных его вариантах.

7. Участие в конференциях, как метод реализации исследовательской работы.

Рассмотрим все этапы более подробно:

1. Выбор темы исследования.

Выбор темы для исследования может быть абсолютно любой, но при этом рассматривать ее необходимо с позиции той дисциплины, которая изучается.

Так, например, при изучении дисциплины «Анатомия и физиология животных» важным является исследование в области строения тела животного и их видовых особенностей, поэтому в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» была создана творческая группа студентов, принявшая участие в работе по реконструкции Анатомического музея техникума.

Другая творческая группа провела исследование по теме: «Влияние глюкозы разной концентрации на эритроциты крови коровы методом «in vitro»» изучив её с позиции фармакологии.

А исследовательская группа по дисциплине «Клиническая диагностика и внутренние незаразные болезни животных» изучила «Возможности применения универсального электронного термометра при обследовании крупного рогатого скота».

Несколько исследований были проведены по МДК 02.01. Раздел 3 Проведение диагностики и лечения гинекологических  заболеваний и оказание акушерской помощи, по темам: Диагностика субклинического мастита у крупного рогатого скота с применением различных тестеров (кенотест, масттест, бромтимоловая проба) и приборов (Маститон, Милтек - 1) и т.д. 

Таким образом, перед обучающимися ставится задача по решению какой-то проблемы, или же они сами выбирают интересную для них тему, по которой проводится исследование.

Результат работ может и не быть глобально значимым, но он позволяет обучающимся проявить свои возможности и раскрыть  способности, а главное изучить материал по теме и приобрести профессиональные умения и навыки.

2. Составление плана работы.

Исследовательская работа в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» реализуется в форме:

1) творческого кружка,

2) как лабораторное занятие,

3) в комплексе теоретического и практического занятий,

4) при прохождении учебной практики.

План исследовательской работы составляется с учетом ее объёма.

Так, например, тема: Влияние глюкозы разной концентрации на эритроциты крови была рассмотрена и реализована в течение 8 часов практического занятия по дисциплине ветеринарная фармакология, а такая тема как реконструкция и восстановление Анатомического музея реализовывалась в течение учебного года.

При этом необходимо четко продумывать и составлять план с учетом учебного процесса, особенно если экспериментальная часть проводится не в стенах образовательного учреждения, а например, на учебной ферме, это прослеживается в исследовательской работе по теме «Возможности применения универсального электронного термометра при обследовании крупного рогатого скота» и «Диагностика субклинического мастита с применением тестеров и приборов». В этом случае работа разбивается на блоки и изучается по определенному графику. Во время теоретических занятий изучается теория по данной теме, а во время реализации учебной практики отрабатывается экспериментальная часть работы.

1.3. Обеспечение исследовательской работы необходимыми материально-техническими средствами.

Перед проведением исследовательской работы необходимо тщательно продумать, что понадобиться в экспериментальной части и заблаговременно подготовить материалы и технические средства, можно даже составить опись.

Так в исследовательской работе «Влияние глюкозы разной концентрации на эритроциты крови коровы методом «in vitro» понадобилось лабораторное оборудование (пробирки, штативы, предметные стекла, дозаторы и т.д.), микроскопы, фармакологические препараты и др.

Для проведения исследования в области термометрии понадобились только термометры трех видов (ртутный, электронный и универсальный) и объект исследования – крупный рогатый скот. Но при этом были задействованы дополнительные средства – веревки для фиксации (обездвиживания) животных.

После проведения всех подготовительных мероприятий, которыми может заниматься не только преподаватель, но и обучающиеся (например,  в исследовательской работе «Возможности применения универсального электронного термометра в обследовании крупного рогатого скота»  обучающиеся сами набирали в программе Word инструкционные карты и таблицы учета животных, а в «Реконструкции Анатомического музея» составляли аннотации для сухих и влажных препаратов.  При реализации исследовательской работы по теме: «Диагностика субклинического мастита с применением тестеров и приборов» обучающиеся составляли аналитические таблицы и опись материалов для заявки. По заявке приобретались все необходимые реактивы (масттест, кенотест и бромтимоловая проба), и приборы (Маститон и Милтек – 1). Затем можно переходить к следующему этапу.

4. Изучение литературных источников по выбранной теме.

Пока готовится все необходимое оборудование, и материально-технические средства для проведения экспериментальной части, обучающиеся изучают литературные источники по теме.

Для изучения допускаются любые источники.

После того как материал  собран и изучен из него составляется теоретическая часть отчета исследовательской работы и можно переходить к следующему этапу.

5. Проведение экспериментальной части исследовательской работы.

После всех подготовительных этапов приступают к экспериментальной части исследовательских изысканий по поставленной проблеме.

Результаты исследований могут не соответствовать ожиданиям, но суть работы в том, чтобы получить и зафиксировать результаты, собрать фото- и видеоматериал, а так же выработать навыки у обучающихся.

В разных работах результаты могут быть абсолютно разные, что зависит от самой работы. Так в «Реконструкции анатомического музея» результат - это восстановленные муляжи, изготовленные сухие и влажные препараты и составленная экспозиции по системам.

В работе «Возможности применения универсального электронного термометра при обследовании крупного рогатого скота» результатов несколько, так как во время проведения термометрии были получены не только основные, но и дополнительные результаты:

1. Овладение техники подхода и фиксации животного.

2. Освоение техники проведения термометрии разными видами термометра.

В работе с глюкозой как дополнительный результат обучающимися осваивается техника работы с лабораторной посудой, а это важный профессиональный навык для специалиста в области ветеринарии.

В исследовании на субклинический мастит обучающиеся освоили технику:

1. Сдаивания коров.

2. Работы с тестерами.

3. Работу с приборами.

4. Закрепили навыки подхода и фиксации  животного.

Поэтому применение  исследовательской работы как метода обучения позволяет расширять рамки образовательного процесса.

После получения результатов экспериментальной части работы переходят к следующему этапу:

6. Формулирование основных выводов работы.

Формулирование основных выводов работы и составление отчета реализуется в разных его вариантах:

1) письменный отчет;

2) презентация (для участия в  студенческих конференциях);

3) тезисы, статьи для публикаций.

После всей проделанной работы результат всегда должен быть реализован.

Так, все  работы, представленные для разбора в данной статье, участвовали в студенческих и научных конференциях и получили награды. Кроме того, они были опубликованы в сборниках. То есть были полностью реализованы.

При этом в 2018-2019 учебном году в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» исследовательская работа как метод обучения продолжает применяться в образовательном процессе и реализуется в творческих кружках по  темам: «Микрофотосъемка без лаборатории», «Имитация физиологических процессов методом  in vitro (в пробирке)», «Анатомический музей», «Диагностика субклинических маститов» и др.

 

Заключение

В заключение можно сказать, что исследовательская работа как один из методов обучения является трудоемкой, но важной и нужной составляющей образовательного процесса. Она  вызывает у обучающихся заинтересованность  дисциплиной, способствует раскрытию у студентов скрытых особенностей, развивает коммуникативные способности и  учит работе в команде. При реализации практической деятельности студенты осваивают технику работы с  оборудованием (лабораторным оборудованием, микроскопами, термометрами и др.) и вырабатываю навыки необходимые в профессиональной деятельности ветеринарного фельдшера. А во время обработки полученных данных, учащиеся осваивают основы научного мышления и анализа.

 

Литература:

1. Хвостикова Елена Сергеевна. Исследовательская деятельность как основа формирования исследовательского опыта.