Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.12.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Повышение орфографической зоркости учащихся

Дата публикации: 2019-05-31 23:58:05
Статью разместил(а):
Дьяконенко Людмила Валентиновна

Повышение орфографической зоркости учащихся

Improve spelling vigilance of students

 

Автор: Дьяконенко Людмила Валентиновна

МОУ "Лицей № 11 Ворошиловского района Волгограда", Волгоград, Россия.

e-mail: fd-ludmila_1974@mail.ru

Dyakonenko Lyudmila Valentinovna

Lyceum № 11, Volgograd, Russia.

e-mail: fd-ludmila_1974@mail.ru

Аннотация: В статье описывается создание комплекса упражнений, способствующего эффективной работе по усвоению слов с традиционными написаниями.

Abstract: this article describes how to create compound exercises, conducive to the effective assimilation of words from traditional scripts.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, грамотность учащихся школы.

Keywords: spelling vigilance, literacy students.

Тематическая рубрика: Среднее образование.

 

Введение.

Каждого учителя русского языка глубоко волнует вопрос, как повысить орфографическую грамотность учащихся, как облегчить учащимся запоминание слов с непроверяемыми написаниями, традиционно именуемыми в школьной практике «словарными».

Работая в школе на территории Таджикистана, часто встречаешься с тем, что особенности нашего региона накладывают свой отпечаток на речь учащихся: национальный диалект, нарушение орфоэпических норм. При изучении с детьми слов с непроверяемыми написаниями по распределению их в учебнике, столкнулась с тем, что обученность учащихся составляла только 40%. Работа велась ежедневно, но результат оставлял желать лучшего.  Проведя анализ теоретической литературы, изучив передовой опыт учителей русского языка,  разработала систему изучения слов с непроверяемыми написаниями, содержанием которой является самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового.

Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. По определению М.Р. Львова «Слово представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А так же формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.  

Актуальность проблемы.

Одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего её исторического развития -  орфографическая грамотность учащихся. Но,  проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.

Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка, на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.

Актуальность методической разработки в том, что она содержит систему изучения слов с непроверяемыми написаниями, которая помогает успешно решить основные противоречия - между стремлением учителя развивать в каждом ученике познавательную активность, мыслительные способности, развивать и обогащать активный словарный запас детей; между потребностями учащихся в самореализации информационной базы, практических навыков. Планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения в начальной школе способствует решению важной педагогической проблемы – повышение орфографической грамотности учащихся.

Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

- Навык письма.

- Умение анализировать слово с фонетической стороны.

- Умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки.

- Умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.

Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимается как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.

Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представителями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой. Поэтому проблема обучения правильному письму на всех этапах развития отечественной школы была и продолжает оставаться одной из центральных.

В дидактике существует много книг и статей, помогающих разобраться в лингвистических, психологических и методических основах обучения грамотному письму.

Однако, не смотря на разностороннюю разработку вопросов методики обучения орфографии, проблема продолжает оставаться актуальной. Об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников школ, а также студентов колледжей и вузов.

Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.

На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности.

Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах.

Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему остается актуальным. Важнейшим компонентом его решения является обеспечение готовности учителя начальных классов вести соответствующую работу на уроке.

Проблеме подготовки учителя к формированию у учащихся орфографических навыков, посвящена эта работа.

Орфографический навык и условия его формирования.

Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка.

Поскольку орфографический навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поиска путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей.

Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании.

Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становиться частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.

Л.В.Савельева предлагает систему работы с непроверяемыми написаниями  с учетом особенностей памяти учащихся и способов запоминания. Она выделяет следующие этапы:

  1. Первичное восприятие группы слов. Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.
  1. Закрепление правописания группы слов. Цель: создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.

Данные научные идеи позволили разработать систему изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка, содержанием которой является самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового. В своей работе использую приёмы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому  и смысловому признаку.

В помощь учителю.

Очень помогает в работе ассоциативная методика. Дети запоминают образы слов, выстраивают для себя цепочку запоминания, опираясь на реально существующие предметы, их  признаки.

Необходимо учитывать основные закономерности процессов запоминания:

- образ должен редко встречаться;        

- важно периодически возвращаться к правильному написанию слов;

- актуальность - всё запоминаемое должно быть постоянно востребовано жизненной ситуацией, а не только учебной задачей.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:

- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции;

- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Поэтому в систему работы я включила следующие составляющие:

  1. Группировка слов из  программного  списка по орфографическому и смысловому признаку (в основном по пять слов). 
  2. Организация педагогически целесообразно построенной работы, связанной со всеми разделами русского языка.
  3. Формирование у учащихся умения работать со словарями.
  4. Творческий подход.

Для реализации данной системы изучения слов с непроверяемыми написаниями использую следующие методы:

- словесные: беседа, рассказ;

- наглядные: метод иллюстраций, метод демонстраций (современное ТСО);

- самостоятельная работа учащихся: работа с орфографическим и толковыми словарями, поиск нужной информации, активное участие в подготовке будущих уроков.

А также приёмы:

1-ая группа - направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова (группировка слов по орфографическому и смысловому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропущенных букв);

2-ая группа - направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова (выяснение лексического значения слова, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, составление тематических групп, сочинение по опорным словам);

3-я группа - направленные на запоминание написания, и на развитие речи (работа над этимологией, подбор однокоренных слов, запись с исправлением ошибок, использование ребусов и кроссвордов, загадок и пословиц).

В моей работе преобладает классно-урочная форма организации учебных занятий. Но вместе с тем с целью повышения интереса к познавательной деятельности учащихся использую нестандартные уроки:

- Уроки с групповыми формами работы.

- Уроки взаимообучения учащихся.

- Уроки- конкурсы.

- Уроки-игры.

- Творческие уроки и другие.

Можно использовать различные упражнения. Очень важно направлять внимание учащихся на поиск нужной орфограммы.  Можно предлагать это задание без пропусков букв, давая установку: найти слова с безударной гласной.

Для совершенствования орфографической зоркости и необходимо научить учеников ставить орфографические задачи и решать их, т. е. пользоваться алгоритмом:

  1. Найди орфограмму.
  2. Определи её тип.
  3. Наметь способ решения в зависимости от типа орфограммы.
  4. Определи последовательность « шагов».
  5. Выполни намеченную последовательность действий.
  6. Напиши   слово в соответствии с правилом.
  7. Осуществи самоконтроль.

Уместно применение алгоритмов – памяток. 

Заключение.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения.

Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Все это способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся. Еще один важный аспект: по моему убеждению, врожденной грамотности не бывает. А бывает врожденная способность человека видеть, распознавать детали. И вот эту-то орфографическую «зоркость» можно и нужно развивать. Это один из важнейших вопросов, решить который помогает данная разработка.

 

Список используемой литературы:

  1. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В.. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. //Начальная школа, 1995, №1. – 94 с.
  2. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. лит., 1988. – 431 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит – ра)
  3. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе. // Начальная школа, 2002, №7. – 112 с.
  4. Толковый словарь русского языка. / Сост. Михайлова О.В. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2009, - 761 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site