Межпредметные связи в дополнительном образовании по ИКТ

Дата публикации: 2019-07-11 00:12:30
Статью разместил(а):
Тихонова Вера Викторовна

Межпредметные связи в дополнительном образовании по ИКТ

Cross-disciplinary links in additional ICT-education

 

Автор: Тихонова Вера Викторовна

МОУ "СОШ № 1", Звенигород, Московская область, Россия.

e-mail: firstzveni@mail.ru

Tikhonova Vera Vicktorovna

School № 1, Zvenigorod, Moscow region, Russia.

e-mail: firstzveni@mail.ru

 

Аннотация: Обучение информатике и ИКТ необходимо строить на межпредметной основе. Особенно, это относится к дополнительному образованию, где педагог, не связанный строгими общеобразовательными стандартами, вправе сам выбирать траекторию, наиболее благоприятствующую воспитанию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира.

Abstract: Training in Informatics and ICT needs to be built on an interdisciplinary basis. Especially, this applies to additional education, where the teacher is not bound by strict educational standards, he has the right to choose the path that is most conducive to education in students a holistic perception of the world.

 

Ключевые слова: дополнительное образование, межпредметные связи, ИКТ, Geogebra, LibreCad.

Keywords: additional education, interdisciplinary communications, Geogebra, LibreCad.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

В последнее время уделяется большое внимание вопросу межпредметных связей в обучении из-за нарастания интеграционных процессов во всех сферах жизни современного общества.

На современном этапе обучение должно быть ориентировано на самостоятельное и сознательное усвоение школьниками новых знаний и приобретение опыта активной поисковой деятельности. Сегодня главной задачей школы является создание условий для развития индивидуальности учащегося. Современному обществу необходим выпускник, умеющий действовать самостоятельно, способный к творчеству, а, следовательно, он должен уметь применять знания в комплексе. Этого можно достичь лишь при развивающем обучении, построенном на интегративной основе.

Предмет «Информатика и ИКТ» позволяет на практике применить проблемно-интегративное обучение. Однако на изучение курса «Информатика и ИКТ» выделяется очень мало времени. Систематическое изучение курса начинается с 7-го класса по 1 часу в неделю. Поэтому базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Поэтому значимость дополнительного образования в коле трудно переоценить. В МОУ СОШ № 1 г.о. Звенигород уже несколько лет ведется курс «Инфознайка» в качестве дополнительного образования. Дополнительное образование позволяет педагогу выйти за рамки государственных образовательных стандартов и в процессе практико-ориентированных занятий помочь обучающемуся развить личностные качества, способности, интересы, которые помогут ему в самореализации саморазвитии.

Одним из стратегических ориентиров школьного обучения является развитие мышления учащихся. На занятиях по программе дополнительного образования «Инфознайка» (начальный уровень) постепенно формируется умение учащихся работать с координатной плоскостью. Школьники, играя с забавным котенком из программы «Scratch», составляя для него различные алгоритмы, учатся работать с координатами и знакомятся с отрицательными числами. А когда в конце шестого класса на уроках математики учащиеся начинают работать с координатами, этот материал им оказывается уже знакомым и поэтому лучше усваивается. Основные задачи, которые ставятся при освоении начального уровня программы дополнительного образования «Инфознайка», в первую очередь нацелены на развитие познавательных интересов, на реализацию творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности за счет развития образного, алгоритмического и логического мышления, а также на стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам.

Следующий уровень (базовый) дополнительного образования по программе «Инфознайка» способствует формированию учебно-интеллектуальных умений, освоению рациональных способов осуществления мыслительных действий. Основная цель программы – формирование у обучающихся навыков операционного и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и программ. В этом курсе обучающиеся знакомятся с такими базовыми понятиями как модель, моделирование, алгоритм, учатся строить и интерпретировать различные информационные модели (графы, схемы, блок-схемы). То есть получает базовые навыки работы с информацией, учится ее структурировать, что, несомненно, сказывается на успешном обучении по многим предметам. Базовый уровень дополнительного образования по программе «Инфознайка» призван подготовить обучающихся к освоению программирования на других языках.

Особое место в курсе дополнительного образования занимает повышенный уровень программы «Инфознайка». В качестве повышенного уровня ребята могут выбрать курс «Компьютерное моделирование в GeoGebra», на освоение которого отводится два года, или курс «Компьютерное проектирование на LibreCad»

В рамках курса «Компьютерное моделирование в GeoGebra» ставятся и решаются межпредметные учебные проблемы. При этом учащиеся вовлекаются в познавательную проблемно-интегративную деятельность, направленную на самостоятельный поиск знаний, приобретение умений и навыков, что является основой проблемного обучения.

Однако уже на первом этапе подготовки к такому занятию учитель сталкивается с определенными трудностями: необходимо выявить проблемы (задачи), которые предоставляют интерес для учащихся, и в то же время школьники обладают знаниями, необходимыми для решения (исследования) задачи. Но для этого учитель должен хорошо владеть содержанием смежных дисциплин, что не всегда возможно.

На этапе актуализации знаний важно отобрать такие задания, которые отвечали бы целям и задачам занятия, а для этого опять же надо хорошо знать материал смежной дисциплины. Таким образом, для обучения на основе межпредметной интеграции учитель должен обладать обширными знаниями, и со стороны администрации школы необходима соответствующая поддержка, как например, в виде координации таких занятий, организации семинаров по обмену опытом, а со стороны учителей – в виде сотрудничества и проведении совместных уроков.

Для создания и исследования информационных моделей на первом году обучения возможно использовать задачи:

  1. Спортсмен должен пробежать из пункта А первой зоны в пункт В второй зоны за минимальное время. В какой точке Х следует пересечь границу раздела этих зон, если известно, что скорость спортсмена в первой зоне (с твердым покрытием) V1, а во второй зоне (с рыхлым покрытием) V2 причем V1>V2. Известны расстояния L, L1, L2.
  2. Расчет параметров движущихся тел при частично упругом соударении (центральном лобовом) двух тел массами m1, m2 и скоростями v1, v2.
  3. Финансово-экономические задачи.

На втором году обучения задания усложняются, и курс называется «Прикладные задачи компьютерного моделирования». В рамках этого курса рассматриваются исследовательские задачи с проведением регрессионного анализа, исследования сложных колебательных систем, расчет электрических цепей, задачи линейного программирования, численного интегрирования и др. В зависимости от интересов группы обучающихся и квалификации педагога тематика прикладных задач может быть различной, конечно, чаще всего это либо математика, либо физика, но не исключается возможность построения моделей в различных предметных областях.

Курс «Компьютерное проектирование на LibreCad» призван облегчить переход от среднего образования к профессиональному.

В последние годы все больше выпускников поступает в технические вузы, в которых одним из факторов успешности обучения является умение читать и строить чертежи.

В 10 классе учащиеся приступают к изучению стереометрии, которая предъявляет определенные требования к пространственному мышлению школьников. В настоящее время от выпускника школы требуется свободное владение компьютером как рабочим инструментом, в том числе и в процессе построения чертежей. Поэтому изучение профессиональной системы LibreCAD вполне обоснована. Тем более LibreCAD – кроссплатформенное бесплатное приложение полностью русифицировано и доступно и для учащихся и для учителей. Эта программа для компьютерного дизайна, разработки новых технических и архитектурных объектов. Построение чертежей осуществляется в масштабе 1:1, и пользователю нет необходимости пересчитывать размеры. Возможность использования различных цветов для линий позволяет использовать различные вспомогательные и осевые линии, кроме того построения можно выполнять в различных слоях, а в окончательном варианте слои со вспомогательными линиями сделать невидимыми. Такой прием сокращает время выполнения чертежа. Одним из способов обеспечения точности чертежа является задание координат, причем как абсолютных, так и относительных. Это способствует формированию у учащихся аналитического мышления и дает возможность использовать полученные знания на уроках стереометрии при решении задач координатным способом и методом выносных чертежей.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, следует подчеркнуть необходимость построения дополнительного образования по ИКТ на широкой межпредметной основе и возможно более широкого использования всего многообразия видов межпредметных связей, приемов и форм их реализации. Только интегративный подход позволит добиться осознанного усвоения материала различных предметов школьной программы, и будет способствовать формированию у учащихся системы представлений об окружающем мире и человеке как его части, и результатом применения межпредметной методики обучения будет развитие индивида как полноценного члена общества, а это значит, что цели обязательного образования в школе будут успешно выполнены.