Самостоятельная учебная деятельность на уроках биологии и географии

Дата публикации: 2019-09-16 21:11:07
Статью разместил(а):
Неботеева Ирина Дмитриевна

Самостоятельная учебная деятельность на уроках географии и биологии

Self-study in geography and biology classes

 

Автор: Неботеева Ирина Дмитриевна

МБОУ «Коробицынская СОШ», п. Красносельское, Россия.

e-mail: numa2007@yandex.ru

Negoteeva Irina Dmitrievna

Korobitsinskaya Middle School,

e-mail: numa2007@yandex.ru

 

Аннотация: В результате самостоятельных работ у учащихся происходит формирование навыков, умений и знаний, а в дальнейшем обеспечивается усвоение учениками приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и  к способности решать различные практические  задачи.

Abstract: As a result of independent work, students develop skills, skills and knowledge, and in the future ensure the students' assimilation of cognitive techniques, interest in creative work and the ability to solve different practical tasks.

Ключевые слова: самостоятельная работа, биология, география.

Keywords: independent work, biology, geography.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Эльберт Хаббат

 

... Без помощи учителя, т.е. самостоятельно. Самостоятельно – это как?

… «не находясь в подчинении, в зависимости; независимо, свободно; будучи способным к независимым действиям, суждениям;»

Ещё  Ян Амос Коменский отмечал, что «природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой». Он призывал  учителей обучать  своих учеников так, «чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили только чужие  наблюдения и объяснения» [2, с.138].. Но в школах до середины  XX века преобладало объяснительно-иллюстративное обучение. К концу XX века интерес к данному вопросу опять возрос в связи с  изменениями условий жизни. Направление «обучения на всю жизнь» меняется на «обучение через всю жизнь».

Очень много о развитии самостоятельности  учащихся в процессе обучения можно встретить в трудах   педагогов  Бабанского Ю.К., Лернера И.Я., Махмутова М.И., Пидкасистого П.И., Скаткина М.Н. и др.; психологов  Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Занкова Л.В., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., и др.

Советский и российский педагог В.И. Андреев, приоритетом современного образования считает обучение, ориентированное на саморазвитие личности:

1)  неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития;

2)  приоритете свободы для творческого саморазвития;

3)   самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация личности и самосовершенствование.

«… только такое образование можно считать образованием гарантированного качества, которое переходит в самообразование. При этом обучение переходит в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а личность из состояния развития - в состояние творческого саморазвития».

Почему же так важно это качество человека?    

И.С. Кон пишет: «Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно». 

Фрэнсис  Скотт  Фицджеральд в книге «Ночь нежна» пишет: «Или думай сам — или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя».

Современная система Федеральных  государственных  образовательных стандартов направлена на развитие  самостоятельности у учащихся через универсальные учебные действия (УУД):

Личностные - способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Познавательные – самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.

Коммуникативные – организация учебного сотрудничкства с педагогами и сверстниками.

Регулятивные – целеполагание, построение образовательного маршрута.

В связи с этим перед учителем стоит задача научить детей работать самостоятельно. Научить детей учиться, т.е. развить в них  способности и потребности  к  творчеству, повседневной  и планомерной работе, активной самостоятельной деятельности.

Самостоятельные учащиеся  быстрее усваивают школьную программу. Им легче сделать выбор в определение верных ответов, экзаменов и дальнейшего образовательного пути. А далее они становятся успешными , ответственными  гражданами страны, способными жить в постоянно меняющемся мире.

Побывав на открытых уроках у своих коллег, пришла к выводу, что мы (учителя ) очень много говорим, материал темы «разжёвываем и в рот складываем». А дети «… даже проглотить не хотят!» Да и сама так же работала. Как-то раз мой голос «пропал» и я с большим трудом  отвела уроки. Чтобы не мучится на следующий  день, я составила и распечатала для учащихся инструктивные карточки. В результате учащиеся самостоятельно изучили тему, выполнили задания по теме и (при проверке выяснилось) усвоили её лучше. С этого дня самостоятельная работа учащихся на уроке стала мне интересна.

Целью моей деятельности на уроке является развитие навыков самостоятельной работы учащихся. 

Знакомлюсь с литературой разных авторов по данной теме и пробую  работать. В зависимости  от темы, типа и целей урока продумываю и составляю самостоятельную работу для учащихся. Стараюсь, чтобы самостоятельная деятельность учащихся занимала большую часть урока (при проверке д.з, при изучении новой темы и при выявлении усвоения материала) .

Самостоятельные работы могут быть:

- по дидактической цели: познавательные, практические, обобщающие;

- по типам решаемых задач: исследовательские, творческие, познавательные;

- по уровню проблемности: репродуктивные, исследовательские, репродуктивно-исследовательские;

- по месту выполнения: аудиторные и внеаудиторные;

- по методам научного познания: теоретические, экспериментальные;

- по характеру коммуникативного воздействия:  индивидуальные, групповые, фронтальные;

Работая над самостоятельной деятельностью учащихся, я столкнулась с некоторыми трудностями:

1. Часто в среднее звено школы приходят дети с неразвитыми качествами самостоятельности. И тут начинаются проблемы: такие дети не справляются с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. В итоге они теряют интерес к обучению и учатся ниже своих возможностей.

2. Уровень знаний и способностей не у всех детей класса одинаков. Для выполнения самостоятельной работы у детей не хватает знаний и умений.

3. Не во всех школах есть психологи и логопеды, а многие дети нуждаются в них, т.к. имеют низкую самооценку, боязнь индивидуальной деятельности.

4. Возникают трудности в системе оценивания деятельности учащихся. Пятибалльная система не позволяет отразить личностный рост и достижения каждого отдельного ученика в зависимости от его индивидуальных способностей. Трудно приходиться объяснить ученику, который справился с базовым уровнем без единой ошибки, почему ему поставили «3», а не «5».

5. Слабая обеспеченность сельских школ техническими средствами и средствами связи. 

В связи с этим приоритетными  задачами в работе над развитием самостоятельной учебной деятельностью я ставлю:

·     Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности.

·     Повышение самооценки учащихся.

·     Учить получать знания, решая соответствующие задачи, анализировать, формулировать и аргументировать выводы.

·     Учить находить  дополнительную информацию из различных источников информации.

·     Учить применять полученные знания.

·     Учить творчеству.

Решая поставленные перед собой задачи для достижения цели я использую ряд правил:

1. Самостоятельность развивается у ребёнка, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь». Уроки биологии и  географии включают в себя занятия практические, экскурсии, лабораторные, что способствует повышению мотивации к самостоятельности.

2. К повышению мотивации ведёт и  использование разных видов деятельности с созданием ситуации, когда самостоятельность возможна и « по силам» учащимся.( создание и проведение проверочной работы: теста, кроссворда, вопросов, загадок и т.п.  по параграфу.)

3. Уважительное отношение перед всеми к каждому ученику.

4. Чаще «давать слово»  ученикам на уроке, побуждать к самостоятельной деятельности.

5. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить её итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. «…Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед. Поэтому задача учителя – организовать самостоятельную работу на уроке таким образом, чтобы она поставила ученика в активную позицию, учила усваивать предложенный способ проработки учебной информации, формировала умения планировать свою деятельность, осознанно ориентироваться в учебном материале» Буряк В.К.  [7].

6. Так как уровень знаний и способностей не у всех детей класса одинаков, то на уроках необходим  дифференцированный подход. Он важен в развитии познавательной самостоятельности  и  в  формировании мотивации к самообразованию у учащихся.

П.И. Пидкасистый выделят следующие типы самостоятельных работ: 

1) самостоятельные работы по образцу; 

2) реконструктивные самостоятельные работы; 

3) вариативные самостоятельные работы; 

4) творческие самостоятельные работы.

Приведу примеры  самостоятельных работ часто используемых мною на уроках для развития самостоятельности. 

·     Самостоятельные работы по образцу. 

Чаще такие задания использую в 5-6 классах, т.к. они помогают учащимся овладеть основными умениями и навыками, способами работы, сформировать умения и навыки самостоятельной деятельности. (Например, в ходе изучения нового материала  я показываю или даю готовый алгоритм определения расстояния между географическими объектами на карте. После чего учащимся предлагаю  самостоятельно выполнить схожее задание). Такие задания я проверяю тут же на уроке и  «плохих» оценок за них не ставлю.

·     Творческая самостоятельная работа.

Этот вид самостоятельной работы  очень нравится учащимся. (Например, создание сказок, рекламных проспектов о материке)

·     Реконструктивная самостоятельная работа.

Такие работы чаще использую при проверке усвоения материала. Это работы на нахождение ошибок в тексте или расчётах, знание  терминологии или нахождение географических объектов.

·     Вариативная самостоятельная работа.

Это тестовые задания с выборочной формой ответа. При выполнении таких работ ребята   пользуются  учебниками, записями в тетрадях, атласами, Эта работа позволяет выработать основные умения и навыки работы с текстом, атласами.

·     Поиск информации.

Создаю рабочую информационную карту по теме урока. Задача учащихся её изучить и выполнить по ней задание. Поиск ответов на вопросы в тексте. Поиск информации для выполнения творческой работы, сообщения.

В своей работе я так же применяю: 

1. Поиск дополнительной и основной информации по теме.

2. Работу с таблицами, схемами, графиками, атласами.

3. Прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов.

4. Выполнение творческих заданий.

5. Подготовка к контрольным, зачетным, тестовым и экзаменационным работам.

6. Трансформация учебного материала (схемы, конспект, таблицы).

7. Анализ прочитанного материала.

8. Выполнение практических заданий (опыты, тесты, задачи, тренировочные упражнения, ответы на вопросы).

9. Выполнение расчетов.

10. Подготовку сообщений.

 Работая по данной теме, делаю выводы, что: 

1. Систематически проводимая самостоятельная работа  способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с  получением «готовых» знаний.

2. Разнообразные виды самостоятельных работ способствуют развитию  познавательных и  творческих способностей учащихся, развитию их мышления.

3. Разнообразные самостоятельные работы ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это ведёт к формированию познавательных умений и навыков.

4. При систематической организации самостоятельной работы на уроках  у учащихся вырабатываются навыки самостоятельной работы, что  позволяет наращивать темпы изучения программного материала.

5. Самостоятельные работы позволяют учащимся определяться  с выбором (варианта ответа, экзамена, дальнейшего образовательного пути).

 

Литература: 

1. Андреев В. И. «Педагогика творчества саморазвития». - М., 2003.

2. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. — Санкт-Петербург, 1995.

3. И.С.Кон. «В поисках себя. Личность и её самосознание».-М., Политиздат.1984.-336с. 

4. Фрэнсис  Скотт  Фицджеральд . «Ночь нежна». – Проф-Издат, 2010.-384 с.

5. Буряк В.К. "Самостоятельная работа учащихся". Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. – 64с. 

6. Пидкасистый П.И. «Самостоятельная деятельность учащихся в обучении». МГПИ, 1978.