Проектная деятельность в патриотическом воспитании школьников
Проектная деятельность в патриотическом воспитании школьников
Project activity in patriotic education of schoolchildren
Автор: Львов Николай Демидович
МБОУ «Староузеевская СОШ», Аксубаевский район Республика Татарстан, Россия.
e-mail: nikolajlvov9@mail.ru
Lvov Nikolay Demidovich
Staroseevsky School, Aksubaev District Republic of Tatarstan, Russia.
e-mail: nikolajlvov9@mail.ru
Аннотация: В статье представлены особенности патриотического воспитания молодёжи во внеурочное время через техническое творчество. Выявлены способствующие факторы при участии учащихся в проектной деятельности оказывающие влияние на формирование патриотических качеств, выделены этапы выполнения проектной работы.
Abstract: The article presents the features of Patriotic education of youth in extracurricular time through technical creativity. The contributing factors with the participation of students in project activities influencing the formation of Patriotic qualities are identified, the stages of project work are highlighted.
Ключевые слова: проектная деятельность, патриотизм, техническое творчество, проблема, воспитание, гражданственность, толерантность.
Keywords: project activity, patriotism, technical creativity, problem, education, citizenship, tolerance.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания современной молодежи в России является патриотическое воспитание.
Очевидны трудности, которые стоят перед школой: влияние социума, пагубное влияние улицы, сверстников, СМИ. Конечно, школа не может противостоять этому, изолировать ребенка, но может помочь ему найти свое место в жизни, стать школой социального опыта, развивающей и воспитательной средой. И работа учителя должна быть направлена на непрерывное социально-личностное развитие учащихся. Опыт работы в школе показывает, что в школе должна быть создана особая воспитательная среда, включающая содержательный и технологический компонент.
В качестве идеологической основы этой воспитательной среды мы выбрали патриотическое воспитание школьников через проектную деятельность.
Цель воспитательной работы: воспитание социально-ориентированной, творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Развитие патриотических чувств и сознание обучающихся;
2. Воспитание у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
3. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну и народ;
4. Изучение героическое прошлое нашей страны;
5. Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология проектов или метод проектов. Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Проектная деятельность имеет ряд общих признаков:
- Направлены на достижение конкретных целей;
- Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;
- В определенной степени неповторимы и уникальны.
Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки. Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по патриотическому воспитанию в нашей школе идет по четырем системообразующим направлениям:
- Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
- Военно-спортивные игры.
- Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.
- Техническое творчество.
Три года назад мы вместе с учениками начали работу над созданием самых разнообразных проектов патриотической направленности. Начиная обдумывать конкретные проекты, всегда задаешься вопросом: как сделать так, чтобы работа была действительно проектной и не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-то теме. Если идея, положенная в основу, интересна, актуальна – это настоящая удача, залог плодотворной работы.
Поэтому для интеграции военно-патриотического воспитания во внеурочной деятельности была выбрана тема проектной деятельности «История оружия времён ВОВ».
В 5 классах мальчики изготавливали модели пистолетов, в 6 классах – модели автоматов, в 7-8 классах модели авомотобронетехники. Сначала изучили изготовление изделия в оригинале, его преимущества и недостатки, потом изготовление самого макета. Эскиз, технический рисунок, чертёж, подбор древесины, подготовка инструментов, изготовление макета оружия, зачистка, шлифовка, окрашивание – это всё этапы технологического процесса. А следующий этап, это составление проекта на каждый изготовленный макет. Эффективность, результативность и успех создания проекта проверяются защитой работы. Лучшие работы были продемонстрированы на районных, республиканских и на всероссийских выставках, посвящённых годовщине победы в Великой Отечественной Войне. Многие работы защищались на научно-практических конференциях и конкурсах проектов и занимали призовые места.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.
Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля.
Данная система патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по воспитанию в этом направлении подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет.
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удаётся и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, уровень правонарушений снизился на ноль. И это, пожалуй, радует больше всего.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Список литературы:
1. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
2. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2000 г.
3. Крючков Ю.А.Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.