Пути преодоления затруднений обучающихся в предметной области «иностранный язык»
Пути преодоления затруднений обучающихся в предметной области «иностранный язык» через развитие компенсаторных компетенций при системно-деятельностном подходе
Ways to overcoming the students’ difficulties in the subject area “foreign language” through the development of compensatory competencies with a system-activity approach
Автор: Филиппова Марина Андреевна
МБОУ «СОШ № 1», г. Бийск, Россия
e-mail: fresheclipse@mail.ru
Filippova Marina Andreevna
Middle School № 1, г. Бийск, Россия
e-mail: fresheclipse@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена поиску путей преодоления затруднений обучающихся в предметной области «иностранный язык», подробно разбираются причины неуспеваемости. Основная задача – обратить внимание на трудности обучающихся при учете индивидуальных особенностей личности обучающегося для составления персональной образовательной траектории. Данный материал может быть полезен при построении индивидуальных образовательных траекторий на основе личностных характеристик обучающихся через развитие компенсаторных компетенций при системно-деятельностном подходе.
Аnnotation: The article is devoted to finding ways to overcoming the students’ difficulties in the subject field “foreign language”, the reasons for failure are examined in detail. The main task is to draw attention to the difficulties of students in taking into account the individual characteristics of the student’s personality for compiling a personal educational trajectory. This material can be useful in constructing individual educational trajectories based on the personality characteristics of students through the development of compensatory competencies with a system-activity approach.
Ключевые слова: компенсаторные компетенции, неуспеваемость, отставание, дезадаптация.
Keywords: compensatory competencies, poor performance, lag, maladaptation.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
И.В Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету или по всем предметам сразу в четверти или в году.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиции.
Неуспеваемость и отставание тесно взаимосвязаны. В неуспеваемости как в продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания, многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.
Отставание – это невыполнение требований (или одного их них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований.
Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.
В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:
1) не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;
2) не стремится получать новые знания теоретического характера;
3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ним;
4) не стремится к оценке своих достижений;
5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.
Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках. Неуспеваемость как итог характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они то и предстают как отставание. Школьная неуспеваемость является социально-педагогической проблемой. На неуспеваемость ребенка влияет много факторов, которые нужно устранять по мере их поступления.
Чтобы говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляются как синонимы неуспеваемости: школьные трудности, школьная дезадаптация.
Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости в школе.
Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами
Имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Особый интерес представляет схема П.П. Борисова. В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости:
- Общепедагогические причины.
- Психофизиологические причины.
- Социально-экономические и социальные причины.
Причины первой группы порождаются, как считает П.П. Борисов, недостатками учебно-воспитательной работы учителей. Соответственно эти причины делятся на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и вне школьной работы с детьми).
Вторая группа причин обусловлена нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.
Причины третьей группы, как отмечает автор, непосредственно не зависят от воли учителей и учащихся. К ним он относит слабую материально-техническую базу школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, проблемы в изучении языка, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей.
П.П. Борисов также предлагает подробную классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные причины в 4 крупных блока.
- Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс;
- Социально-бытовые причины: неблагоприятные условия. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка;
- Физиологические причины; болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушение двигательных функций центральной нервной системы (ЦНС), болезни нервной системы.
- Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медлительность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
О.П. Матвеева приводит интересные факты, позволяющие выделить противоречие во взглядах на проблему неуспеваемости различных субъектов педагогического процесса:
- 80% родителей, обратившихся за консультацией по поводу школьных трудностей, считают, что основные причины неудач ребенка связаны с учителем (несправедливость учителей-29%; неумение найти подход к ребенку-48%; низкая квалификация-23%);
- Педагоги же (88%) связывают свои трудности в работе с детьми с неверными установками их родителей (пассивность и невнимательность к своим детям-31%, нежелание и неумение помочь ребенку-18%).
По данным исследований, специалисты выявили точки зрения педагогов, родителей, представителей администрации и детей на проблему неуспеваемости.
Анкетирование 64 учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
- здоровье 60%;
- семейные проблемы 32%;
- низкую самооценку учащегося 16%;
- тревожность 18%;
- педагогическую запущенность детей 24%;
- сложность программы 16,5%.
Родители (опрошено 100 человек) склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:
- неинтересное преподавание предмета – 36%;
- лень ребенка – 32%;
- недостаток внимания детей - 28%;
- отсутствие индивидуального подхода – 24%;
- большие учебные нагрузки – 24%.
Анкетирование 10 психологов показало, что они считают неуспеваемость следствием:
- амбиций родителей 30%;
- незрелостью психических функций детей 28%;
- недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся 28%;
- проблемы здоровья детей 20%.
Приведенные выше цифры показали: чтобы оптимизировать процесс обучения в школе, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и др. и нельзя забывать, что поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить, прежде всего, из интересов самих детей.
В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость, существует несколько подходов к классификации типов неуспеваемости.
Так, А.А. Бударный выделяет два типа неуспеваемости – абсолютную и относительную.
- Абсолютная неуспеваемость, по мнению автора, выражена отметками «2» и «1» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
- Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский представляют другую классификацию, построенную в зависимости от устойчивости отставания. Они выделяю три степени школьной неуспеваемости и причины ее возникновения в каждом случае.
- Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время) • Неподготовленность.
- Неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства).
- Нерадивость, лень.
- Недостаточный уровень общего развития.
- Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам).
- Недостатки преподавания.
- Недоработки в предыдущих классах.
- Отсутствие интереса к учебе, сознательности.
- Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету).
- Недочеты преподавания.
- Неаккуратное посещение школы.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
- Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
- Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
- Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, на Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
- Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими детьми происходит не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности при построении индивидуальных образовательных траекторий на основе личностных характеристик обучающихся через развитие компенсаторных компетенций при системно-деятельностном подходе. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся, построение индивидуальных траекторий и выработка компенсаторных компетенций. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников.
Известно, что повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и мало эффективен.
Есть несколько условий перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин.
В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.
Наряду с причинами общего характера можно выделить также некоторые специфические факторы, негативно влияющие на успешность обучения иностранным языкам в условиях малого города: отсутствие языковой среды; несовпадение начала обучения языку с соответствующим сенситивным периодом; потребность в контроле и помощи наставника; отсутствие возможности организовать обучение в необходимо малых группах в условиях современной общеобразовательной школы; психологический барьер; интерференция, негативное влияние родного языка; чрезмерная загруженность детей в школе и дома; неспособность родителей помочь своим детям в изучении иностранного языка.
Неуспевающие по иностранному языку ученики характеризуются общей интеллектуальной пассивностью, низким уровнем развития мышления, обусловливающим особенности внимания и памяти, негативной направленностью отношения к учению при средней или слабой его интенсивности, несформированностью навыков учебной работы. Применительно к иностранным языкам мы бы выделили следующие признаки неуспеваемости: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; длительное обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия автоматизмов; неумение употреблять знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад; пассивность на уроке; высокая отвлекаемость, постоянные переходы на родной язык.
Наибольшие трудности у школьников при изучении английского языка вызывает овладение следующими знаниями, умениями и навыками: произношение межзубных звуков; чтение сложных английских слов; правописание; понимание речи на слух; распознавание слова в измененной форме; использование притяжательных и возвратных местоимений (вместо слова "свой" в русском языке); образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий; построение спонтанного диалога в предложенной ситуации с опорой на известные речевые клише; использование знакомых слов для построения пересказа; употребление отрицательных и вопросительных предложений; распознавание различных времен английских глаголов и адекватное их употребление.
В зависимости от причин неуспеваемости могут быть применимы различные подходы к ее преодолению. В задачи учителя входит в первую очередь диагностика причин школьных неудач в каждом отдельном случае и разработка стратегии, тактики педагогической деятельности; учителя, которые предполагают установление психологически комфортной учебной атмосферы для каждого учащегося, формирование навыков учебного труда, развитие мышления школьников, формирование положительной учебной мотивации и адекватной самооценки учащихся, создание для каждого из них ситуации успеха, реализация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и др.
Подведя итог можно сделать вывод, что неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Неуспеваемость - ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы
Можно выделить три группы причин неуспеваемости: общепедагогические, психофизические, социально-экономические и социальные причины. Неуспеваемость делится на абсолютную и относительную.
Современная дидактика предлагает четыре способа в преодолении неуспеваемости: педагогическую профилактику, педагогическую диагностику, педагогическую терапию, воспитательное воздействие.
Наибольшие трудности у школьников при изучении английского языка вызывает овладение следующими знаниями, умениями и навыками: произношение межзубных звуков; чтение сложных английских слов; правописание; понимание речи на слух; распознавание слова в измененной форме; использование притяжательных и возвратных местоимений (вместо слова "свой" в русском языке); образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий; построение спонтанного диалога в предложенной ситуации с опорой на известные речевые клише; использование знакомых слов для построения пересказа; употребление отрицательных и вопросительных предложений; распознавание различных времен английских глаголов и адекватное их употребление.
Список литературы:
- Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки/ Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2005. - С. 190.
- Блонский, П.П. Школьная успеваемость/ П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2013. - 423 с.
- Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. дис. канд. пед. наук/ А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2015. - 521 с.
- Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления/ А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2014. - С.326.
- Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся/ М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 2012. - 432 с.