Содержательно-деятельностная система обучения

Дата публикации: 2019-10-30 11:16:57
Статью разместил(а):
Охрименко Людмила Ивановна

Содержательно-деятельностная система обучения

Content-active learning system 

 

Автор: Охрименко Людмила Ивановна

ГАПОУ «СаМеК», Самара, Россия.

e-mail: ksenon163-73@mail.ru

Ohrimenko Lyudmila Ivanovna

GAPOU "SaMeK", Samara, Russia.

e-mail: ksenon163-73@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается направление содержательно-деятельностной системы учения в колледже, нестандартности построения познавательного процесса – нешаблонных подходах к содержанию знания, способам его подачи, стремлению к результатам, имеющим конкретное выражение в виде определенных «произведений», мероприятий.

Abstract: The article examines the direction of the meaningful and active system of teaching in college, the non-standard construction of the cognitive process - unconventional approaches to the content of knowledge, ways of submitting it, striving for results, have a specific expression in the form of certain "works" events.

Ключевые слова: построение познавательного процесса, направления, лингвистика, обучение.

Key words: construction of the cognitive process, directions, linguistics, training.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Основное направление содержательно-деятельностной системы учения в колледже – от студента, потребляющего знания к студенту, их добывающему. При этом вносятся изменения в содержание обучения, его способы: не забивать голову обучающегося огромной информацией, которую он должен воспроизводить (ведь информация растет беспредельно, а человеческая память имеет граница), но научить его при условии овладения фундаментальными знаниями в соответствующей области науки пополнять свои знания самостоятельно.

Чем же конкретно отличается реализация указанного направления освоения знаний от того, когда студент заучивал материал по лекции, учебному пособию и должен был его воспроизводить, без особого интереса писал курсовую и т.п.?

Если ответить на этот вопрос коротко, то в нестандартности построения познавательного процесса – нешаблонных подходах к содержанию знания, способам его подачи, стремлению к результатам, имеющим конкретное выражение в виде определенных «произведений», мероприятий. Сотрудничество, сотворчество студентов и преподавателей является образовательной стороной всей этой работы, в процессе которой создается творческий микроклимат в коллективе, постоянно действует вдохновляющее начало.

Среди направлений, стимулирующих деятельность учащейся молодежи, привлекающих ее к познанию, можно назвать несколько. Прежде всего это активные способы освоения существующего знания (например, специальной литературы). Затем – поднятие уровня проблемности содержательно- деятельностного обучения при установлении особых соотношений компонентов знания (осмысление конкретных явлений русского языка в аспекте общих закономерностей системы и развития языка) и наконец, такие пути подачи знания, которым свойственна занимательность (например, представление лингвистических знаний в играх, театрализованной форме). Общим стимулом является практическая направленность деятельности студентов: они подготавливают, а затем применяют в учебном процессе своеобразные пособия и словари. На этой особенности нашей работы мы хоти и остановится. Суть ее заключается в том, что информация, получаемая нашими воспитанниками, остается не только в конспектах, но и в создаваемых в коллективно пособиях, которые становятся хорошим подспорьем в самостоятельной педагогической деятельности. Расскажем о некоторых таких пособиях.

«Как мы читаем» (об активизации изучения социальной литературы). Здесь отражается многообразие форм заданий, связанных с различными способами активного чтения: рассмотрение лингвистического источника под углом зрения структуры изложения научного знания- концепции; определения понятия, классификации; составление блок-схемы, передающей структуру источника, и т.д.; выявление причинно-следственных связей языковых явлений в источнике, их оппозиций, использование сопоставлений, сравнений в нем; определение ключевых компонентов в источнике, связей его начала и конца, соотношение абзацев. При изучении специального текста можно строить фрагменты для эксперимента с заданиями: вставить нужное слово, выбрать слово из нескольких, собрать «рассыпной текст», определить ошибочное словом (оно специально вводится) и т.д.

Пособия указанного рода очень нужны как школе, так и колледжу: ведь не только школьники, но и студенты нередко не умеют читать, изучать литературу с должным пониманием.

Хрестоматия «Русский язык» для школ с углубленным изучением русского языка (на материалах научно- популярной литературы). Перед каждым помещёнными в ней текстом целесообразно поставить проблемный вопрос (вопросы), который вызовет интерес к соответствующему явлению, предложить ряд других вопросов, направляющих учащихся к следующим частям книги. Процесс подготовки такой хрестоматии многое дает студентам в плане познания школьной программы, стимулирует размышление по поводу совершенствования творческого потенциала нашей школы и т.д.

Хрестоматии указанного рода могут быть использованы в лицее гимназии, а также в вузе.

Курс «Современной русский язык» в аспекте общих закономерностей системы и развития языка. Темы курса, отдельные явления языка рассматриваются с позиции изоморфизма- многообразия связей лингвистических явлений, оппозиций в системе языка, синонимии, вариативности, проявления тенденций языкового развития и т.д.

Материалы к занимательному школьному учебнику (с указанием темы, параграфа, соответствующими комментариями и т.д.), фрагменты такого учебника. Создание занимательного школьного учебника по языку- одна из не осуществленных пока задач методики средней школы, линговодидактики. (Правда, в этом плане заслуживает серьезного внимания раздел, посвященный изучению звукового строя русского языка в пособии «Русский язык. Экспериментальные материалы для средней школы»). Так что подготовка студентами фрагментов к такому учебнику – дело не только «занимательное», но и полезное для будущей школы.

Дискуссия в науке. Дискуссия может быть представлена в виде ее проблемного описания. Существенной стороной пособия является указание в нем на соотношение точек зрения со школьной программой, выделение положения, соответствующему школьному учебнику, и т.п.

Различные сборники материалов с элементами занимательности (лингвистические сценарии, лингвистические миниатюры, загадки с раскрытием их лингвистической сути и т.п.). Здесь используются частично материалы опубликованные, в значительной мере это и собственное творчество студентов.

Лингвистика. Язык и личность. Пособие, посвященное развитию творческой личности того или иного лингвиста (В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, В.И. Даля и др.), содержит задания по изучению его трудов и т.д.

Всматриваясь в строки писателя … Нестандартность работы заключается в особом направлении изучения художественного слова писателя, сравнение этого видения разными студентами и т.п.

Словарь оппозиций в системе современного русского языка. Он предполагает отражение поиска для определенных лингвистических понятий, их различий сторон наибольшего количества оппозиций. Словарные статьи могут сопровождаться блок-схемами. Существенны здесь и сравнения со школьным курсом (можно-учебником).

Словарь «Выразительность русского слова. Цветы, цветы, цветы …» В известной мере напоминает «словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло, но, в отличие от него, рассматривает все тропы и символику. В предложении рассказывается и о происхождении названий цветов.

Составление такого словаря способствует осмыслению студентами выразительных возможностей слова в художественной литературе, дает богаты материал учащимся для развития художественного вкуса, совершенствования собственных сочинений по соответствующей тематике.

Словарь «Лингвистические терминология-в рифме». Процесс подготовки этого словаря сопряжен  с активной работой его составителей со многими существующими словарями, их более органичным восприятием. В результате он оказывается неистощимым источником для стихотворений о языке – серьёзных и забавных:

Ах, красавица фонема,

настоящая поэма.

Бодуэнова морфема,

Золотовой – синтаксема,

Виноградова – лексема.

«Лингво-философский словарь», «Философско-лингвистический словарь». С одной стороны, с этих в этих справочных пособиях к законам, категориям философии приводятся определённые лингвистические темы освещаются с позиции категориального аппарата философии и т.п.

Творческая работа по связи философии и лингвистики ведёт к развитию мышления студентов, повышению его уровня, лучшему знанию философии и лингвистики, что, конечно, положительно отразится в дальнейшем на их учительской деятельности.

Словарь «Детская речь». Студенты собирают соответствующий материал в литературе, записывают особенности речи детей в детский садах, семьях и т.д. Материалы данного словаря способствуют заострению, лучшему осмыслению тех или иных языковых явлений.

И в заключение хотелось бы подробнее рассказать об одном из оригинальных словарей:

«Лингвистические знания – в образах» Речевой образ, в форме которого представляется то или иное языковое явления, его содержание, структура, явно способствуют привлечению внимания учащихся к соответствующему материалу, заинтересованности в нём. Источником речевых образов лингвистического характера может служить различная специальная литература, в первую очередь, естественно, научно-популярная.

Объём цитат в словаре определяется возможностями восприятия читателем их содержания, при этом располагается в ряде случаев аналитическая работа учителя, который направит мысль учащихся к лингвистической интерпретации речевого образа. В каждом из приводимых высказываний указывается его источник.

Вот несколько статей из указанного словаря «Корень слова», «Ударение», «Словосочетание и виды связей слов».

Корень слова – «сердцевина слова»

1. Сердцевина слова, его смысловым центром является корень. От него слова растут, как ветви на дереве. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево...(действительно, историю каждого слова нельзя узнать, не поняв, как оно образовалось, на какой ветке выросло). В науке такие словесные деревья называют словообразовательными гнёздами (Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. М., 1990 – С. 34-35).

См. художественную литературу:

Слова, дружище, - это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учится (М. Горький).

Слова, как деревья, ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь.

Войди в этот мир многолистый

И в музыку вслушайся вновь,

Любовь моя, Любонька, Люба,

Любляна, Любань, Люблино.

…………….....

Слова разрослись, как деревья,

Вершины вздымая свои.

(М. Танк)

2. Встречаются в нашей практике и корни-близнецы. Возьмём слова: приводить, провод, уводить, водяной, наводнение (Земская Е. А. Как делаются слова. М., 1963. – С. 86).

3. Учитывая то, что корень является «вытяжкой из всего известного «семейства слов» (А. А. Потебня), логично полагать, что в центре (вершине) семантико-морфологического гнезда слов должен находится корень слова - свободный или связанный (Цыганенко Г.П Состав слова и словообразование в русском языке. К., 1978. – С. 65)

4. Корень может стать родоначальником целой семьи слов. Корень –лёт- без труда обнаруживается в таком гнезде слов, как полёт, лётный, самолёт, залётный и десятки других слов (Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 1987. – С. 6).

5. Слова – родичи, потомки корня –лов- к нашему времени образовали в русском языке обширную семью, большое гнездо… Деды (ловитва, ловичй) и внуки различаются по многим признакам (Успенский Л.В. Слово о словах. К., 1987. – С. 247).

6. Жизнь слов, генетически связанных между собою, можно представить себе в виде родословного дерева… (А.А. Потебня).

7. При опрощении слова (превращении производного слова в простое) корни поглощают суффиксы и приставки. Корень вырос, поглотив своих соседей (Земская Е.А. Как делаются слова. М., 1963. – С. 68, 69).

8. Корни-захватчики: кружево, пир (Там же. – С. 67).

Ударение в слове «сердце слова»

1. Ударение «подобно биению сердца» (Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. М., 1990. – С. 67).

2. Ударение создаёт пульс в слове (Там же).

3. Логическое ударение – указательный палец, отличающий самое главное слово в фразе или такте (К.С. Станиславский)

 

Словосочетание и виды подчинённых связей

Язык неисчерпаем

В соединении слов.

А.С Пушкин

1.  Сочетаемость слов подобно цепной реакции в ядерных процессах: одно слово влечет за собой другое и т.д. Но эта цепная реакция должна быть максимально управляемой, чтобы не причинять вреда окружающими и самому говорящему (Максимов В.И. Точность и выразительность слова.  М., 1968. – С. 22).

2. Лексические значения знаменательных слов несут черновую информацию о возможных смысловых и грамматических связях всех слов предложения, о возможных семантических функциях отдельного слова, о возможностях его сочетаемости с другими словами- его синтаксической валентности (Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М. 1979.-с.9).

3. Объединять словосочетания, слова присматриваются к лексическому значению друг друга, определяют возможности лексической сочетаемости (Постникова И.И., Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое предложение.  М., 1985. С.-11).

4. Нельзя соединить одно слово с любым другим словом. Каждое из них имеет невидимые, но очень прочные нити, которые связывают их в сочетания (Максимов В.И. Точность и выразительность слова. М.,1968. – С.21).

5. Механизм включения знаменательного слова в синтаксические конструкции состоит в том, что зависимое слово с помощью определенных грамматических прикрепляется к господствующему слову (Чеснокова Л.Ф. Связи слов в современном русском языке. М., 1980. –С.27).

6. Все знаменательные части речи могут выступать как в роли  главного, так и в роли зависимого слова. Каждая из них умеет не только командовать, но и подчиняться, каждая выполняет важную работу, необходимую для создания предложения (Постникова И.И., Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое предложение.  М., 1985. С.-30).

7. В словосочетании «главное слово», заняв исходную позицию, подает сигнал подчиненному, которое, выполняя команду, получает соответствующую форму в зависимости от своих морфологических возможностей (Постникова И.И., Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое предложение.  М., 1985. С.-14).

8. Русское имя существительное – это как вы дирижер грамматического оркестра. За дирижером-существительным зорко следят оркестранты – зависимые слова и употребляются ему по форме, согласуются с ним (Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М.-Л., 1966.-С.63).

9. Существительное с его родовой с его принадлежностью – это хозяин, а формы прилагательных и других слов, склоняющихся, как прилагательные, а также формы прошедшего времени и сослагательное наклонения глагола- слухи (Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика. М., 1988-С. 20).

10. Согласование похоже на игру «Делай как я!». Имя существительное в этой игре выступает в роли ведущего, а стоящее перед ним зависимое слово старается быть похожим на ведущего, копируя его движения. Вот имя существительное приняло исходную стойку, то есть начальную форму… Такую же позицию спешит занять и зависимое слово – наша страна, первый учитель…Затем главное слово (ведущий) начинает изменяться по падежам, по числам – и сразу же уподобляется ему подчиненное слово (Постникова И.И., Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое предложение.  М., 1985. С.-14).

11. Подобно регулировщику, который на шумном перекрестке управляет движением, глагол управляет падежными формами имен существительных (Постникова И.И., Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое предложение.  М., 1985. С.-18).

12. Необходимо, чтобы соединяемые друг с другом слова были на согласии (отсюда и грамматический термин согласование) по своим характеристикам: падежу, роду, числу и др. (Крыскин Л.П. Жизнь слова. М., 1980.-С.15).

13. Особенно тесной эта связь оказывается тогда, когда выражаемый тип соотношения с предметом обязательно предполагается лексическим и грамматическим значением главного слова, подсказывается этим значением …Зависит она от того, насколько конкретно значение глагола предсказывает возможные типы соотношения с предметом (Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 1979. - С. 62-63).

14. …в словосочетании перекрещиваются разные уровни языковой системы: лексика, морфология  и синтаксис (Бабайцева В.В., Максимова Л.Ю. Современный русский язык. Часть III. Синтаксис. Пунктуация. М., 1981. С.43).