Использование новых информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Дата публикации: 2019-11-17 09:34:07
Статью разместил(а):
Половей Ирина Григорьевна

Использование новых информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при изучении биологии в общеобразовательной школе

The use of new information technologies in the classroom and in extracurricular activities in the study of biology in secondary school

 

Автор: Половей Ирина Григорьевна

БОУ «Новоильиновская СШ» Полтавский район, Омская область, Россия.

e-mail: boscharova1983@mail.ru

Polovey Irina Grigoryevna

Novoilinskoe school, Poltavsky district, Omsk oblast, Russia.

e-mail: boscharova1983@mail.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается роль использования новых ИКТ во внеурочной деятельности по биологии в общеобразовательной школе.

Abstract: the article discusses the role of the use of new ICT in extracurricular activities in biology in secondary school.

Ключевые слова: информационные коммуникативные технологии, интернет ресурсы, информатизация образования.

Keywords: information communication technologies, Internet resources, Informatization of education.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Формирование УУД в объемах, рекомендованных стандартом, невозможно без применения информационных технологий. Таким образом, информационная компетентность становится фундаментом для формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности по биологии в современной школе.

Значительная часть биологических процессов достаточно сложна. Обучающимся с образным мышлением сложно усваивать абстрактные обобщения, без визуального сопровождения им трудно понять процессы и явления. Информационные технологии дают возможность подать учебный материал системой опорных образов, которые наполнены структурированной информацией в установленном порядке, что позволяет не только заложить в память обучающихся информацию в фактографическом виде, но также и в ассоциативном.

Одной из особенностей преподавания биологии в школе является демонстрации разных видов наглядности. Использование информационных технологий при преподавании биологии возможно на всех этапах урока:

- в процессе объяснении нового материала; это могут быть электронные презентации, фотографии, цветные рисунки, анимации, видеофрагменты, слайд-шоу, таблицы, графики, диаграммы, различный вспомогательный материал;

- в процессе закрепления знаний, в этом случае активно используются виртуальные лабораторные работы, тренажеры, задания с выбором ответа;

- при контроле знаний - компьютерное тестирование;

- при проведение внеурочной деятельности;

- для развития у обучающихся интереса к предмету и упрочнения знаний посредством выполнения творческих заданий, среди которых могут быть составление опорных конспектов и схем, подготовка разного рода докладов и сообщений, подготовка презентаций и т. п.

В случае, когда технологические возможности информационных технологий в обучении сопровождаются соответствующей методикой, преподавание предмета, в частности и биологии, становится более привлекательным как с точки зрения обучающихся, так и сточки зрения учителя. Формы, в которых возможно реализовать внеурочную деятельность по биологии, достаточно разнообразны, среди экскурсии, олимпиады, секции, кружки, диспуты, круглые столы, конференции, соревнования, школьные научные общества, научные и поисковые исследования, общественно полезные практики.

Как и во всех учебных дисциплинах, в биологии, используется технология проектной деятельности, которая дает возможность эффективно усваивать знания, способствует развитию их анализа, обобщению, интегрированности, позволяет сделать знания более практико-ориентированными. Во внеурочной деятельности активно развивается проектная работа по одному предмету или метапредметные проекты. Важным звеном в таком проекте выступают информационные технологии. При выполнении исследовательских проектов школьники записывают видео или снимают на фотоаппарат полученные результаты. Все это затем оформляют в виде мини-фильма или презентации. Проектная деятельность, основанная на информационных технологиях, дает возможность разнообразить внеурочную деятельность обучающиеся, повысить их мотивацию к самостоятельному изучению биологии.

Во внеурочной деятельности по биологии возможно использование несколько видов проектов:

- информационные поисковые проекты, которые предполагают сбор и последующий анализ информации, а также подготовку и защиту выступления по проекту, что позволяет по мимо прочего накапливать в кабинете биологии материал для подготовки к урокам, олимпиадам, дополнительным занятиям, конкурсам.

- исследовательские, которые нацеливают обучающихся на углубленное изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту личных путей решения этой проблемы, позволяя таким образом формировать и развивать у обучающихся научный тип мышления и способствуя их профессиональному самоопределению.

- продуктивные, которые дают возможность обучающимся проявить собственное творческое мышление в процессе создания при создании презентации, газеты, плаката.

- практико-ориентированные, которые направляют действия обучающихся на решение реальных проблем.

Обучающимися в проектной деятельности активно используются различные возможности информационных технологий, среди которых в первую очередь поиск и обработка информации, а также создание презентаций.

На занятиях экологического кружка можно предложить учащимся с помощью информационных технологий создавать мультфильмы двух видов. Первый пример мультфильма самый простой: учащиеся сочиняют историю, рисуют сюжеты, которые затем сканируют, а далее монтирует в программе Windows Movie Maker, озвучивают. Второй тип мультфильмов отличается от первого тем, что действующие лица движутся, выполняют какие-то действия. Технология создания такого фильма: сценарий, создание объемных героев из пластилина, природного материала, конструктора; фотографирование, а затем сборка и озвучивание в программе Windows Movie Maker.

Как правило, такая работа очень нравится обучающимся. Выполняя такие творческие проекты, они развивают свою информационную компетентность.

Использование компьютера на уроках биологии – это одно из многих средств достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя.

Обобщая вышесказанное, выделю следующее:

1. Вопрос о роли современных информационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении нескольких десятилетий. Для успешной реализации программы модернизации образования потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования. Информационные технологии способствуют модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.

2. О целесообразности использования информационных технологии в обучении биологии говорят такие возрастные особенности учащихся, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.

 

Список литературы:  

2. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности / А.А. Вербицкий.

4. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: метод. пособие для учителя по освоению и использ. пед. технологий ИСУД – дидакт. ресурса личностно-ориентир. образования / Н.Л. Галеева. – М.: АСТ, 2006. – 143 с.

5. Петруленков В.М.  Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы / В.М. Петруленков. – Изд. 2-е. – М.: ВАКО, 2017. – 109 с.