Активные и интерактивные методы обучения на уроках русского языка
Активные и интерактивные методы обучения на уроках русского языка при подготовке к итоговому собеседованию в 9 классе
Active and interactive methods of teaching in Russian language lessons in preparation for the final interview in grade 9
Автор: Амелькина Раиса Александровна
МБОУ "Остерская средняя школа", Смоленская область, Рославльский район, Россия.
e-mail: amelkinar@mail.ru
Amelkina Raisa Aleksandrovna
Secondary school Osters'ke, Smolensk region, Roslavl district, Russia.
e-mail: amelkinar@mail.ru
Аннотация: Содержание учебного предмета Русский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных и метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений.
Abstract: The content of the teaching subject Russian language allows to create conditions for achieving a wide range of personal and meta-subject educational results and the formation of communicative educational skills.
Ключевые слова: Активный метод обучения, интерактивный метод обучения, русский язык, итоговое собеседование.
Keywords: Active teaching method, interactive method of learning, Russian language, final interview.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
На уроке русского языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Дети работают индивидуально и в группе, находя общее решение и разрешая конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Они формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и обучающегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Интерактивные методы обучения: Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Комиксы позволяют обсудить важные темы. При обсуждении затронутых вопросов активизируется словарный запас учащихся, актуализируется их личный опыт. Активизации мышления будет способствовать выполнять вопросы и задания, направленные на выявление причинно-следственных и пространственно-временных связей.
Творческим ребятам предлагаю и такое задание: озвучьте комикс. Разыгранные диалоги способствуют развитию диалогической речи учащихся. На основе комиксов предлагаю упражнение на развитие памяти: закройте комикс и после этого скажите, сколько персонажей на нем изображено? На всех ли рисунках количество персонажей одинаково? Перечислите всех героев слева направо и справа налево.
В поде беседы активизируются ресурсы пассивного лексического запаса, применяются на практике грамматические знания. Здесь применяются активные методы обучения: ставятся проблемные вопросы, затрагиваются спорные темы, происходит обмен мнениями, и делаются выводы на основе аргументированности суждений, которые активизируют имеющиеся знания, помогают мотивировать ученика для того, чтобы он проявлял себя не только на занятиях, но и стремился продемонстрировать и применить знания на практике вне школы.
Активно используем тексты и задания, которые также соответствуют требованиям, способствующие достижению основных целей учебного процесса: практической, развивающей (развитие произвольной и непроизвольной памяти; мышления - при выполнении заданий, предусматривающих обсуждение прочитанного; внимания - при ответах на вопросы; воображения если требуется придумать продолжение истории; умения логически оформлять мысли при выполнении всех вышеперечисленных заданий);
Развиваем навыки письменной речи, предлагаются задания на закрепление грамматического и лексического материала, которые способствуют развитию умения осуществлять самоконтроль, тренируют зрительную и моторную память и способствует закреплению этого материала и включению его в активный словарь учащихся.
Выполняются упражнения на развитие навыков говорения и умения логически оформлять мысли:
- разработать диалог, используя активную лексику;
- разработать продолжение истории и разыграть ее в группе;
- разыграть предложенные диалоги;
Каждое из упражнений направлено на всестороннее развитие личности, активное взаимодействие между учащимися, развитие не только коммуникативных умений, а также умений организовывать и вести диалог.
Надо предусматривать задания и упражнения, позволяющие использовать все каналы восприятия информации учащимися. Так, для детей-визуалов, предусмотрены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника, тексты к этим рисункам записаны на диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей- аудиалов и для детей-кинестетиков. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс усвоить большую часть информации. Как, говорят психологи, у современных детей развито так называемое клиповое мышление – это восприятие информации в усеченном виде: коротких сюжетов, ярких картинок, эмоциональных образов. Иллюстрации воздействуют на эмоциональную сторону восприятия учеников, вызывают положительные эмоции, создают благоприятный климат на уроке.
Благоприятный климат на уроке стараюсь поддержать на протяжении всего урока, используя активные методы на разных стадиях занятия
«Генератор ребусов»
Генератор ребусов. С его помощью получается отличный вход в урок
Например, берём 1 - 3 слова, связанные с темой, шифруем их с помощью генератора в ребус. Просим детей разгадать ребусы и объяснить, как связаны между собой эти слова. Дети формулируют тему урока. Цель достигнута.
Причём он одинаково хорошо работает как на пятиклашках, так и в старшей школе.
«Стикер под стул»
Помимо всего прочего, это ещё может быть и в начале урока (вход в урок)
Записываю грамматическое правило так, чтобы фразы было на отдельном стикере или листочке.
Перед уроком помещаю стикеры под стулья учеников. 1 ученик=1 стикер, я размещаю в случайном порядке.
Далее, когда доходим , до момента работы с правилом, я прошу их заглянуть под стул и тех, кто обнаружил стикер, выйти к доске.
У доски дети дружно с помощью остальных составляют текст правила)
«Слово за спиной»
Вариация на тему игры «Крокодил»
1. Берём стул и ставим его спинкой к доске (не вплотную)
2. Просим детей написать в тетради 5-10 терминов по изученной теме.
3. Проходите между рядов и выбираете слово
4. Доброволец или нет) садится на стул. Вы пишите на доске слово.
5. Класс объясняет слово. Ученик, отгадавший написанный термин, возвращается на своё место. Выходит следующий и так далее.
или на этапе актуализации, или на этапе закрепления
«Интервью»
Класс делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и оригинальность, точность высказываний «Респондента».
Прием эффективен на этапе закрепления и обобщения изученного материала и универсален для любого возраста.
«Собери текст».
Класс делится на группы по 4–6 человек. Каждая группа получает пакет с отксерокопированными абзацами текста учебника (домашнего задания) в разрозненном виде. Задание: в течение 1-2 минут восстановить текст и придумать вопрос команде – сопернице, ответом на который будет, например, пятый абзац параграфа.
Прием эффективен на этапе проверки домашнего задания.
«Текст за дверью или «Золотоискатели»
Берём количество фрагментов текста по количеству групп.
Хотя это могут быть и самостоятельные тексты, и даже одинаковые.
Тексты помещаем вне кабинета на стену, либо скамейку или что у вас есть.
Правила:
Каждый участник команды вместе с другими первыми участниками выходит в коридор и 20 секунд читает текст.
По истечении времени первые номера возвращаются в команду и приносят крупицы добытой информации. Все это может быть записано.
Потом идут вторые номера и так далее.
После того как все участники побывали в роли «золотоискателя» и составили свой текст, наступает этап проверки.
В каком формате решать вам) Можно выдать задание по теме или провести тестирование.
Использую такой прием: Берём слова (понятия, термины, страны) и убираем все гласные. Детям необходимо догадаться, что за абракадабра на доске и как связаны между собой эти слова и темой урока, если это актуализация или определить тему урока, если это урок открытия нового знания.
Прием «Таинственная коробка»⠀
Варианты использования:⠀
1. Вы кладёте в коробку предмет, связанный с пройденной темой. Дети гадают, что там, используем игру «Да-нет». Достаём предмет и устно актуализируем тему.
2. Берём предметы, связанные с новой темой. Дети предполагают, что там может быть. Достаём по одному, дети пытаются сформулировать тему урока. В идеале-это становится возможным при соотнесении всех предметов, так интереснее.
«У меня к вам ответ»
Одно из приведённых заданий - это дать детям ответы и попросить написать вопрос.
даём детям ответы по соответствующей теме, а они пишут к ним вопросы. Это требует куда больше анализа, чем бездумный выбор варианта ответа.
Но как это проверять?
Предлагаю все вопросы собрать, перемешать, выдать детям как вопросы, так и ответы и пусть соотносят.
«Путаница»
В последнее время все чаще говорят о важности критического мышления. Но иногда дети не то, что не ставят под сомнение поступающую информацию, но и просто ее не воспринимают.
Слушают на автомате, пишут на автомате.⠀
Так вот, для проверки и выхода из данного состояния я использую «Путаницу». Я часто использую такие ловушки-ошибки на уроках.
На одном из слайдов или на доске написана лексика и определения (профессии) по текущей теме. После объяснений прошу записать его. Да только вот слова в нем ВСЕ перепутаны! Дети были смущены, озадачены и после первых слов останавливались.⠀
«Снегопад вопросов»
Учу детей задавать вопросы по прочитанному, услышанному.
Раздаю детям листочки. Прошу написать 3 вопроса. На данном этапе можно пользоваться учебником. Когда вопросы написаны, просим скомкать лист в «снежок». Раз, два, три - ПЛИ! Дети бросают свои снежки вверх. ⠀
Все встают, берут по «снежку» и пишут свои ответы. Проверить можно выборочно устно или же собрать все работы, все зависит от ваших задач)
«Жокей и лошадь» (автор А. Каменский)
для актуализации и закрепления
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».Или при изучении, например, темы "спорт" « праздники», «профессии» одной команде даются карточки с видами спорта, символами праздника, другой - карточки с предметами, которые нужны для этого спорта или описанием праздника..
На уроке русского языка вводится15-минутная разминка под названием «Что новенького?»⠀
Дети делятся впечатлениями от предыдущего дня, затем они тянут жребий и 4 человека перед классом рассказывают...о том, «что у них новенького». Новая игра, книга, событие-не важно. Важно преодолеть страх рассказывать о себе. Ведь научиться говорить о себе, да и вообще говорить -это важнейший навык, которым мало кто из детей владеет. Им нужна практика, и мы можем помочь им. Я всегда в начале урока спрашиваю как настроение/дела/как прошли выходные и т.д. эти несколько минут дают возможность выговориться, наладить контакт и спокойно перейти к уроку. Так же помогает лучше узнать ученика и приводя примеры и аналогии использовать понятное и близкое ученику.