Пропорциональное деление на уроках общепрофессиональных дисциплин

Дата публикации: 2019-11-27 16:19:30
Статью разместил(а):
Короткова Любовь Владимировна

 Пропорциональное деление на уроках общепрофессиональных дисциплин

Proportional division in the lessons of general professional disciplines

 

Автор: Короткова Любовь Владимировна

БУ ПО "Нижневартовский строительный колледж", г. Нижневартовск, Россия.

e-mail: korotkova_61@bk.ru

Korotkova Lyubov Vladimirovna

Nizhnevartovsk Construction College, Nizhnevartovsk, Russia.

e-mail: korotkova_61@bk.ru

 

Аннотация: Содержание учебного предмета «Основы калькуляции» позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных и метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. 

Abstract: The content of the subject Fundamentals of calculation allows you to create conditions for achieving a wide range of personal and meta-subject educational results and the formation of communicative learning skills

Ключевые слова: Активный метод обучения, интерактивный метод обучения, калькуляция, итоговое собеседование.

Key words: Active teaching method, interactive teaching method, calculation, final interview.

Тематическая рубрика: Средне профессиональное образование.

Рост благосостояния людей в условиях рыночной экономики способствует развитию такой важной отрасли, как общественное питание.

Её основной задачей является обеспечение развития предприятий общественного питания, улучшения качества обслуживания, повышения его культуры, увеличения числа предоставляемых услуг.

Предмет “Торговые вычисления” является разделом прикладной математики. В нем изучаются методы расчетов с посетителями при всех видах обслуживания, методы вычисления показателей хозяйственной деятельности предприятия общественного питания, например удельного веса отдельных групп блюд в общем товарообороте, суммы выручки, суммы заработной платы.

Изучение этого предмета дает возможность научиться быстро и безошибочно производить вычисления с требуемой точностью благодаря применению методов и средств рационализации счета, а также правильно и своевременно оформлять необходимые документы.

В общественном питании производиться много различных вычислительных операций. Это связано с тем, что в процессе производства и обращения товаров используется огромное количество товарно - материальных ценностей: блюда, покупные товары и напитки, денежные средства. А контроль за этими ценностями и их учет связаны с вычислительными работами. Любой вид обслуживания заканчивается расчетами и оформлением соответствующих документов.

На своих уроках стараюсь донести до каждого учащегося в доступной форме приемы и методы расчетов.

Если официант научится быстро и точно считать, владея всеми приемами и методами расчетов, правильно заполнять документацию, то это повысит качество его работы, производительность труда и культуру обслуживания.

Рассмотрим типовой урок по данной тематике.

Цели урока:

Образовательные: 

- Применение экономических знаний к задачам практической направленности, 
- Контроль знаний по разделу торговые вычисления

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания на практике;
- Расширить кругозор учащихся, логическое мышление.

Воспитательные: 

- Развивать культуру общения и культуру речи. 
- Воспитание чувства ответственности к материальным ценностям.

Тип урока: Комбинированный.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: Изучение нового материала

Методы обучения: контроль и самоконтроль.

Ход урока.

1. Проверка готовности группы к уроку, наличие конспектов их заполнение. 

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили тему: “ Процентные вычисления”.

Давайте мы с вами закрепим пройденный материал.

Вопрос:

1. Какие приводятся цифры в расчетах, осуществляемых в общественном питании?

Ответ: В расчетах, осуществляемых на предприятии общественного питания, приводятся цифры, характеризующие сравнимые величины.

2. Что называется “Абсолютной величиной”? 

Ответ: Абсолютной называется величина, взятая вне сравнения с какой – нибудь величиной и выраженная в конкретных единицах измерения: р, шт, кг.

3. Как нужно выразить десятичную дробь в процентах. 

Ответ: Чтобы десятичную дробь выразить в процентах, достаточно запятую перенести на два знака вправо, т.е. умножить на 100 и поставить знак - %.

4. Какое число называется начальным? 

Ответ: Число, условно принятое за 100%, от которого начинаются вычисления, называетсяначальным числом. Его обозначают буквой Ч.

5. Что называется процентной таксой.

Ответ: Величина, которая показывает, сколько процентов одного числа находится в другом, называется процентной таксой.

6. Что называется процентной суммой?

Ответ: Сумма, соответствующая одному или нескольким процентам, называется процентной суммой.

7. Решить задачу на нахождение процентной суммы. 

Ресторану установлен план товарооборота на месяц в сумме 5,1 млн. р. Ресторан перевыполнил план на 1,7 %. Определить сумму перевыполнения плана товарооборота.

Решение: Запишем сокращенно условие примера.

Дано: Ч = 5,1 млн.р
Т = 1,7%

Найти: П=?

Подставив в расчетную формулу П = Ч·Т /100,

Где Ч – начальное число; Т- процентная сумма, исходные данные, получим

П = (5 100 00 р. · 1,7%) / 100% = 86 700р.

Учитель: А сейчас мы переходим к изучению нового материала “Пропорциональное деление”

Пропорциональное деление – это процесс распределения результатов в процентах пропорционально затраченному времени, количеству изготовленных изделий, сумме товарооборота, норме выработке.

Пропорциональное деление применяется на предприятиях общественного питания при вычислении норм выработки, премий, доплат, заработной платы при бригадно – сдельной оплате труда, определении расценок.

А сейчас рассмотрим пример:

За 24 рабочих дня при 8-часовом рабочем дне официант сдал выручку в сумме 123 000р. при норме выручке 600 р./ч. Определим выполнение нормы в процентах.

Решение:

1. Вычислим месячную норму официанта: 

600 · 8 · 24 = 115 200 р.

2. Вычислим процентное соотношение фактической выработки за месяц к месячной норме выработки:

123 000 · 100 / 115 200 = 106,77%

3. Вычислим процент перевыполнения нормы:

106,77% - 100% = 6,77%.

Учитель: 

А сейчас изучив пропорциональное деление, вам надо будет решить задачу.

Задача. Обслуживание банкета на сумму 66 000 р. выполнили три официанта V разряда, три официанта IV разряда, и два официанта III разряда. Определим, какая сумма выручки за обслуживание банкета приходится на каждого официанта.

Решение:

1. Установим сумму разрядов всех официантов: 

3 · 5 = 15; 3 · 4 = 12, 2 · 3 = 6, значит сумма разрядов составляет

15 = 12 = 6 = 33.

2. Вычислим выручку, приходящуюся на один разряд: 

66 000 / 33 = 2 000 р.

3. Определим причитающуюся сумму выручки трем официантам V разряда: 

2 00 · 15 = 30 000 р.,

трем официантам IV разряда:

2 000 · 12 = 24 000р.,

двум официантам III разряда:

2 000 · 6 = 12 000р.

4. Рассчитаем выручку одного официанта каждого квалифицированного разряда. Для официантов V она составит 30 000 /3 = 10 000р,

для IV разряда - 24 000 /3 = 8 000 р,

для III разряда - 12 000 /2 = 6 000 р.

Подведение итогов.

Учащиеся собирают и сдают работы учителю по торговому вычислению для проверки, анализа и последующего выставления оценок, учитель вставляет оценки