Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Проектная технология и роль учителя в ней

Дата публикации: 2019-12-01 17:17:30
Статью разместил(а):
Белолюбцева Галина Витиславна

Проектная технология и роль учителя в ней

Project technology and the role of the teacher in it

 

Автор: Белолюбцева Галина Витиславна

МБОУ «Большегнеушевская СОШ», с. Большегнеушево, Рыльский р-н, Курская область, Россия.

e-mail: Galina.Belolubzeva@yandex.ru 

Belolyubtseva Galina Vitislavna

Bolshegneushevskaya secondary schoo", Bolshegneushevo, Rylsky district, Kursk region, Russia.

e-mail: Galina.Belolubzeva@yandex.ru

 

Аннотация: В процессе проектной деятельности осуществляется развитие учащихся, их эмоциональности, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность обеспечивает развитие различных компетентностей учащихся.

Abstract: In the process of project activity, students develop, their emotionality, memory, logical and critical thinking, speech, and other creative abilities. In this way, the training project activities ensure the development of the different competences of students.

Ключевые слова: проектная технология, роль учителя, изучение истории.

Keywords: design technology, teacher role, history study.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

На современном этапе важнейшая задача –  формирование личности гражданина России. История – это предмет, который воспитывает гражданские и патриотические качества, формирует мировоззрение.

Переход на новые стандарты привел к тому, что по истории мы проходим огромное количество материала, пытаясь успеть дать очень сложные темы до окончания детьми 9 класса.  Результат – дети плохо знают историю, боятся ее выбрать на экзамены. Главная и единственная причина, по которой дети не выбирают историю для сдачи ОГЭ и ЕГЭ – перегруженность программы и учебников. Да и никто не хочет испортить итоговую оценку. Они понимают, что вызубрить многостраничные параграфы, массу дат, имен, событий не смогут. Ориентируясь на Историко-культурный стандарт, учитель определяет рамки знаний материала, его объем, свою роль в процессе обучения. ИКС разгружает учебники от излишнего материала и дает возможность ученику какие-то детали и подробности добывать собственным трудом: через интернет, дополнительную литературу и другие источники.

Мы живем в 21 веке. Это век компьютеров, информации. Наши ученики живут в виртуальном мире. А мы должны уметь это обращать в пользу обучения. Учителю, чтобы не отставать от учащегося приходится соответствовать своему положению.  Еще вчера учитель был главным источником знаний. Авторитет, уважение и доверие к нему держались на его знании предмета. 

Сейчас у учителя появились новые роли:

– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;

– учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;

– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;

– учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

В современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Проработав в школе 30 лет, я использовала в работе многие технологии, различные формы и методы обучения. Для меня важно развивать у детей умение самостоятельно мыслить, анализировать и делать выводы. Если раньше я практиковала дискуссии и проблемный метод, то теперь детей включаю в   проектную деятельность. 

Проектная технология – не новое в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Кил Патриком.

В работе над проектом по истории и обществознанию учащиеся проходят пять основных этапов:

- Постановка проблемы;

- Планирование – определение задач и пути их решения;

- Поиск и обработка информации;

- Получение результатов;

- Публичное представление результатов проекта.

Выполнение проекта школьниками – это объемная самостоятельная работа. Не все обучающиеся могут выполнить данную работу. Как показала практика, для слабоуспевающих это нереально трудно. Они не умеют выделить проблему, отобрать и систематизировать собранный материал, сделать выводы. Работа с данной категорией обучающихся полностью ложится на плечи учителя. В данной ситуации понятна позиция многих учителей, которые отвергают проекты и считают эту деятельность бесполезной.

Прежде, чем научить детей выполнять проект, проектной технологией должен овладеть и учитель. Мне в этом помогли курсы в ОГБУ ДПО КИРО по программе «Организация проектно-исследовательской деятельности педагога в образовательной организации».

Проектами занимаются больше обучающиеся старших классов. Например, проект «Ушаков - новатор морского боя», который был написан ученицей 8 класса Абраамян Мадлен и занял призовое место в «Ушаковских чтениях», дал возможность реализовать личный потенциал в самостоятельном учении. В ходе выполнения проекта обучающийся включался в разные виды деятельности: поиск информации, анализ, оформление материала, публичная защита… Это формирует личность. За всем стоит руководитель проекта, консультирующий каждый этап работы.

Участие в межрегиональном конкурсе проектных и исследовательских работ, обучающихся «Лествица» Ковалевой Анастасии 8 класс (2017г диплом I степени в номинации «Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному краеведению»), и победа в муниципальном этапе конкурса исследовательских работ «Куряне-участники локальных конфликтов» этой же ученицы, но уже в 10 классе, доказало результативность данной технологии. Учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать творческими способностями, фантазией, инициативой, без которых он не сможет заинтересовать обучающихся. Этим определяется авторитет учителя в глазах ученика и желание заниматься поиском и исследованием под его руководством. 

Исследовательские работы «Памятники воинской славы Курского края», «Земли Курской славные сыны», «Рождение обители» показывают разносторонние направления проектов и способствуют воспитанию патриотизма.

Неоднократно мне выпадала роль быть членом жюри конкурсов проектно-исследовательских работ муниципального уровня. При оценке работы часто встает вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Для меня критерием является результат сотрудничества учителя и ученика. Хорошо выполненная работа-показатель ответственности ученика и профессионализма учителя. 

Проектная технология помогает учителю готовить обучающихся к ЕГЭ по истории и формирует у них следующие умения и навыки:
1. Cистематизировать исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса.
2. Анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей.
3. Выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах.
4. Анализировать исторические версии.
5. Извлекать информацию из источника.

Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех типах уроков, т.е. закладывая навыки исследовательской работы. 

На уроках иногда применяю элементы проектной деятельности: даю детям задания (за два-три урока заранее) подготовить материал по изучаемой теме, например, «Личность Ивана Грозного в кинематографе», «Петр Первый в художественной литературе» и т.д. При этом направляю и корректирую их работу по подготовке материала. Задания «не по учебнику» детям нравятся и выполняются с желанием.

В школе я являюсь руководителем музея, который создавался по крупицам много лет. Можно сказать, что сам музей – это масштабный и долгосрочный проект, реализованный силами учащихся и педагогов, а поисковая работа, проводимая активистами музея, является проектно-исследовательской деятельностью.

Проанализировав свою деятельность и обобщив опыт работы по проектной технологии, пришла к выводу: мою педагогическую деятельность по формированию у обучающихся ключевых компетентностей и универсальных учебных действий через проектную деятельность можно считать успешной.  

 

Список литературы: 

1. Вяземский Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–10 с.

2. Горохова Ю.В. Изменение роли учителя в современной школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 528-530. 

            

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site