Использование видеоматериалов на уроках английского языка

Дата публикации: 2019-12-13 02:48:21
Статью разместил(а):
Лебедева Светлана Михайловна

Использование видеоматериалов на уроках английского языка

Using videos on English lessons

 

Автор: Лебедева Светлана Михайловна 

МБОУ "СОШ № 10", г. Иркутск, Россия.

E-mail: varvaral26m@yandex.ru

Lebedeva Svetlana Mikhailovna

School № 10, Irkutsk, Russia.

E-mail: varvaral26m@yandex.ru 

 

Аннотация: В данной статье представлена проблема использования видеоматериалов на уроках английского языка. В педагогической науке давно доказано, что визуализация учебного материала значительно повышает эффективность усвоения учебного материала. Исходя из личного опыта, учитель на конкретных примерах доказывает важность использования видеоматериалов на уроках английского языка.

Abstract: This article presents the problem of using video footage in English lessons. In pedagogical science, it has long been proven that the visualization of educational material significantly increases the efficiency of mastering educational material. Based on personal experience, the teacher proves the importance of using video materials in English lessons with concrete examples.

Ключевые слова: урок, английский язык, видео.

Key words: lesson, English language, video.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Сегодня, когда наука постигает новые просторы, возрастает необходимость в квалифицированном персонале. Для наилучшего обеспечения рабочими кадрами постоянно повышается уровень обучения, как школьного, так и высшего. В учебный процесс внедряются такие методики, как тренинги, семинары, практикумы. Особое место занимают видеоуроки, о них я и хочу поговорить в своей статье.

В отличие от аудио или печатного текста, которые, безусловно, могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола и психологическими особенностями личностей говорящих.

В современном мире человек окружен всевозможными информационными технологиями: компьютеры, ноутбуки, планшеты, электронные книги и смартфоны. Все это делает нашу жизнь разнообразной и более удобной. Современные дети — это дети высоких технологий, бумажные носители становятся им неинтересны и непонятны. Что же делать учителю в этой ситуации? Педагогу необходимо учиться подстраиваться под изменяющуюся действительность, учиться использовать цифровые технологии и их продукты в процессе обучения.

Видеоурок может быть двух типов:

1. В таком видеоуроке учащимся демонстрируется обучающее видео от 5 до 15 мин, где сначала им рассказывается теория (правило, новый материал и др.), а затем приводятся примеры. В данном видеоролике можно привести элементарные задания, направленные на контроль усвоения увиденного и услышанного материала.

2. Во время урока учащиеся смотрят небольшие видеоролики (фрагменты из мультфильмов, художественных и документальных фильмов, сериалов и научно-познавательных программ), которые носят познавательный характер. После просмотра видео учащиеся выполняют чаще всего ряд коммуникативных заданий. 

Просматривая видеоролики, учащиеся активнее вовлекаются в процесс обучения, а если в них еще есть интерактивные задания, тогда процесс восприятия новой информации возрастает не только у заинтересованных в предмете учащихся, но и у слабоуспевающих.

Еще одной отличительной чертой данного метода можно назвать возможность отработки данного материала учащимися самостоятельно, в случае их отсутствия на уроке. Учителю и ученику не нужно будет искать удобное для обоих время, чтобы восполнить пробел по пропущенной теме, ученик может самостоятельно просмотреть материал в подходящем для него время и месте, а в случае затруднений или возникших вопросов, обсудить их с преподавателем. Также этот материал могут просмотреть еще раз дома все желающие ученики, закрепив и отработав материал урока.  

Применение видеоуроков, на мой взгляд, является эффективным средством при формировании коммуникативной культуры школьников, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и помогают погрузиться в языковую ситуацию, где они могут познакомиться с языком жестов, мимики. Видео помогает связывать урок с реальным миром и показывать язык в действии, помогая, кроме всего прочего, преодолеть культурный барьер. Просматривая видеоролики, учащиеся активнее вовлекаются в процесс обучения, а если в них есть ещё и интерактивные задания, то процесс восприятия новой информации возрастает не только у заинтересованных в предмете учащихся, но и у более слабоуспевающих и менее заинтересованных.

Применение видео является очень эффективным при формировании коммуникативной культуры школьников, поскольку видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Видеоматериал позволяет, помимо заданий на понимание, давать учащимся задания на трактовку мимики и жестов, на распознавание стиля взаимоотношений и т.п. с тем, чтобы в реальной ситуации учащиеся не делали грубых ошибок при общении с представителями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Видео позволяет связать урок с реальным миром и показать язык в действии, что, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка.

Ситуации на уроках, когда видео может быть особенно полезным:

1. Введение нового лексического и/или грамматического материала.

2. Показать коммуникативную сторону языка через изучение мимики и жестов.

3. Практиковать навыки аудирования в естественном контексте.

4. Представить ситуации для обыгрывания в классе (например, ролевая игра).

5. Практиковать навыки описания и пересказа.

6. Обогатить словарный запас.

7. Стимулировать общение или дискуссию.

 К преимуществам использования данной технологии является, конечно, можно отнести:

1. Экономию времени. Заранее подготовленный видеоматериал позволяет экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.

2. Наглядность, что важно для учащихся начального и среднего звеньев, потому как большая часть информации усваивается с помощью зрительной памяти.

3. Интерактивность, благодаря чему у учащихся повышается концентрация внимания, улучшается усвоение материала.

4. Возможность учащимися самостоятельной отработки пропущенного материала.

5. Формирование универсальных учебных действий, что крайне важно при ФГОС.

А также видеоуроки могут помочь решать следующие учебные задачи:

1.  Повторение лексики и расширение словарного запаса.

2. Введение новой лексики или лексической темы.

3. Обучение пониманию речи на слух.

4. Тренинг аудирование и выработка навыков чтения.

5. Проектная работа, исследовательская работа.

6. Использование видеоматериалов для поиска новой языковой информации.

Учитель может использовать самые разнообразные видеоматериалы:

1. Видео на учебную тематику.

2. Художественные и документальные видео.

3. Мультипликационные фильмы.

4. Видеозаписи телевизионных новостей, передач, рекламы.

5. Музыкальные видеоклипы.

6. Видеоэкскурсии и т.д.

Итак, видеоуроки, обучающие мультфильмы, передачи. Я пользуюсь видео и мультфильмами на учебную тематику несколько лет. В связи с тем, что сама снимать и монтировать видео не умею, пользуюсь готовым материалом, выражая глубокую благодарность создателям скачанного видео. И, в первую очередь, нужно отметить тот факт, что далеко не всегда эти видео соответствуют надлежащему качеству, поэтому иногда приходится потратить немало времени, чтобы скачанный продукт соответствовал требованиям, а именно:

1. Временные рамки. Длительность видеоматериала не должна превышать возможности урока или его этапа, и детям младшего школьного возраста быстро надоедает одно и то же, повторяющееся более 3-5 минут.

2. Контекст видеоролика должна иметь оттенок новизны и неожиданности, но при этом должен соответствовать тематике и уровню подготовки учащихся.

3. Ситуация представляет интересные возможности для развития языковой, речевой и социокультурной компетенции учащихся.

4. Возрастная категория, т.е. содержание используемых видеоматериалов должно соответствовать уровню общей и языковой подготовленности учащихся. С этим проблем не возникает, ибо видеоматериалов для всех возрастов огромное количество.

5. Этичность. Иногда смотришь на рекламу – так интересно, но при просмотре становится … стыдно и неприятно, с какой небрежностью снят материал. Или промелькнет какое-нибудь выражение - замена «крепкого словца», что категорически неприемлемо в обучении кого бы то ни было.

6. Дикция и произношение ведущего/голоса за кадром. Я понимаю, что не всем дается красивое и правильное произношение английского языка, но считаю, что если уж снимать обучающие ролики на английском языке, то произношение должно быть близким к идеалу.

7. Текст видео должен сопровождаться четкой инструкцией, направленной на решение конкретной учебной задачи, понятной ученикам.

8. Речь должна быть четкой и небыстрой, сама речь должна прослушиваться четко, без посторонних шумов; необходимо наличие пауз между высказываниями. 

9. Язык должен быть современным, соответствующим требованиям и нормам литературного языка, из тех областей, с которыми чаще всего придется сталкиваться учащимся (однако, во многих случаях данный выбор определяется задачей урока). 

10. Жаргонные выражения и восклицания должны быть достаточно короткими и не слишком сложными для понимания. 

11. Изображение и звук должны быть четкими и качественными.

Демонстрация любого видеоматериала включает в себя три этапа:

1. Подготовительный - преддемонстрационный;

2. Демонстрация видео;

3. Контроль понимания основного содержания – последемонстрационный.

На подготовительном этапе происходит предварительное обсуждение, творческая работа, когда дается задание, например, озаглавить либо перевести заголовок и подумать, о чем будет сюжет; работа с новой лексикой, снятие языковых трудностей, анализ аутентичных разговорных фраз и формул.

Демонстрация фильма. Здесь также можно провести разные виды работ: проиграть видеосюжет со звуком, с паузами, когда учащиеся пытаются предугадать, что персонаж скажет дальше и т.д.

Последемонстрационный этап может включать в себя следующие виды работ: повторение и закрепление речевых блоков, обсуждение и соотношение увиденного с реальными ситуациями и т.д.

На уроках в младших классах часто использую видео на учебную тематику при обучении чтению. Вот некоторые упражнения при использовании обучающего видео:

1. Перед просмотром видео дать ученикам задание просмотреть и прослушать и ответить на вопрос – с каким буквосочетанием мы познакомимся, и как оно читается. Оговорюсь сразу, на первых порах ребята чаще всего называют звук, а с буквосочетанием («буквы подружки») им приходится помогать.

2. Затем стандартное задание повторять за диктором. После можно усложнить задачу – повторять одновременно с диктором, прочитать слово самостоятельно и проверить себя. Обычно в таких обучающих  видео уже заложено время для повторения, либо уже есть задания «прочитай и проверь», что также облегчает нам, учителям, «жизнь на уроке».

3. Когда запомнили буквосочетание и звук, повторили слова, воспроизвести видео без звука, т.е. есть картинка, которую ученики читают, как по книге. При необходимости, воспроизвести видео ее раз, но уже со звуком для самостоятельной проверки. Ребята, как правило, сами находят свои ошибки.

4. После просмотра видео можно предложить назвать слова с этим звуком.

5. Ну а дальше можно переходить к работе с учебником. Чаще всего мы с учениками работаем с простым карандашом, просматриваем текст и подчеркиваем буквосочетания.

6. При знакомстве с типами слогов, можно использовать ту же схему.  Либо действуем наоборот. Сначала объясняем, а потом переходим к закреплению. Оба варианта подходят.

При работе с учениками постарше, начиная примерно с 5-6 класса, можно брать видеоуроки грамматики. Поначалу, конечно же, возникнут трудности с восприятием материала (они же привыкли к вам и вашему голосу, манере объяснять и т.д.), но это все временные трудности. Обычно мы работаем следующим образом: учащиеся просматривают видео и формулируют тему. Затем воспроизводим видео еще раз, делая паузы по мере необходимости, ключевые моменты записываем в тетрадь, далее закрепление изученного материала в удобной и привычной для нас форме.

Также интересны видеоуроки по лексическому материалу. Например, ребятам очень понравились видео, где знакомят с разговорным английским, в учебнике такого часто не встретишь, особенно интересно, когда рассказывается и о происхождении слова, а также о слове, которое известно в совершенно другом значении. Также понравились ребятам и видео, где разбирается лексика из популярных мультфильмов. Такую практику я открыла для себя недавно и была приятно удивлена, с каким интересом и увлечением мои ученики смотрят.

Очень полезны видео во внеклассных мероприятиях. Обычно я использую видеоматериал, связанный со страноведением, культурой, традициями. Однако, в этом случае, всегда провожу параллель с русскими традициями, даже иногда даю домашнее задание написать доклад или реферат о русских традициях, имеющих сходство с теми или иными английскими или американскими традициями. И, также хочу отметить, ученики приносят очень интересные работы, и нередко, выясняется, что до этого дети и понятия не имели, что у нас такая богатая культура.

В заключение можно отметить, что такие методы и приемы использования видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывают уникальные возможности для учителя и учащихся с целью формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом.
Помимо содержательной  стороны общения, видео содержит визуальную информацию о месте события, внешнем  виде  и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации.

Таким образом, использование видеоуроков позволяет: 

1. Повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

2. Создать благоприятный климат на уроке.

3. Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности.

4. Формировать информационную культуру у учащихся.

5. Активизировать познавательный интерес учащихся.

6. Снизить уровень напряженности и усталости.

7. Практиковать навыки аудирования в естественном контексте.

8. Стимулировать общение или дискуссию.

9. Обогатить словарный запас.