Современные игровые технологии на уроках английского языка как прием развития воображения и фантазии

Дата публикации: 2019-12-14 22:48:19
Статью разместил(а):
Пилипенко Екатерина Александровна

Современные игровые технологии на уроках английского языка как прием развития воображения и фантазии

Modern gaming technologies at English lessons as a method of developing imagination and fantasy

 

Автор: Пилипенко Екатерина Александровна

МБОУ «СОШ № 12», ст. Павловская, Краснодарский край, Россия.

e-mail: katenok361@yandex.ru 

Pilipenko Ekaterina Aleksandrovna

Middle School № 12, Pavlovskaya village, Krasnodarsky kray, Russia.

e-mail: katenok361@yandex.ru 

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме использования современных игровых технологий на уроках английского языка как прием развития воображения и фантазии. В данном материале приводятся примеры игр, которые могут быть использованы на уроках на любом учебном материале с любым уровнем владения английского языка.

Annotation: The article is devoted to the problem of using modern gaming technologies at English lessons as method of developing imagination and fantasy. This material gives the examples of games which can be used at lessons on any learning material with any English proficiency level.

Ключевые слова: игровые технологии, английский язык, развитие воображения и фантазии.

Keywords: gaming technologies, English lesson, development of imagination and fantasy.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображением приходится дополнять проверенные представления, между тем как фантазия связана с темпераментом и мнимыми представлениями, мало или совсем непроверенными. Воображение и фантазия развиваются особенно интенсивно в возрасте от пяти до пятнадцати лет, и если в этот период их специально не развивать, то наступает быстрое снижение активности этой функции, что не оказывает положительного влияния на развитие личности.

Вместе с тем воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из эффективных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других связанных с ним психических функций, являются игры и задания, имеющие несколько верных решений.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов и остаются «Инновационными» в системе российского образования. Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Игровые технологии нашли большое применение в нашей практике, так как они имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи. Игра, как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания, переживает в настоящее время период своеобразного расцвета.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с ним возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне с другими.

Позитивными и рациональными сторонами использования игровых технологий является следующее:

1. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Способность к творчеству заложена в детях самой природой. Они любят сочинять, фантазировать, воображать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные игры сближают взрослых и детей.

2. Игра – наиболее комфортный способ познания для ребенка. Он может безо всяких ограничений применять свою фантазию для «решения» игровых задач, используя свойства своего характера и темперамента для достижения своих целей, т.е. подсознание, разум, фантазия, воображение ребенка «работают» синхронно.

3. Игротерапевтический момент. В процессе игры можно диагностировать, познать, ободрить, одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.

4. Игра активизирует мыслительную деятельность. В процессе игры у ребенка часто возникает желание принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть). А если ребенок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра – это, прежде всего, увлекательное занятие.

В свете современных подходов в преподавании иностранного языка учебная игра представляется уникальным методическим приемом. Всем известная аббревиатура 4Сs уже стала основополагающей в методике преподавания иностранного языка в настоящее время.

1. Critical thinking (критическое мышление)

2. Communication (общение)

3. Collaboration (сотрудничество)

4. Creativity (творчество)

Ниже приведу несколько игр, которые кажутся для меня наиболее эффективными и интересными.

Игра «Составь слова». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса учащихся. Она проводится после изучения конкретной учебной темы или после прочтения определенного текста.

Ученики должны, используя буквы, составить как можно больше слов, встречающихся в прочитанном тексте. Количество слов, образованных учеником, служит показателем его словарного запаса.

Игра «Как лучше использовать предметы» направлена на общее развитие и на стимулирование фантазии учащихся.

Учитель показывает картинку, где изображен какой-либо предмет, например книга. Учащиеся должны перечислить все действия – реальные или воображаемые, которые можно совершить с этим предметом. A book – read, learn, give, take, look …

Игра-пантомима «Превращение» направлена на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения с творческим мышлением и построена на универсальном механизме детской игры, имитирующей функции предмета.

Берется простой предмет, например стул, который превращается с помощью пантомимы в кровать, в сиденье в автобусе, в самолете, кресло в ресторане, в карету. Куртка превращается в шубу, одеяло – в спальный мешок, подушку, одежду для чучела на огороде и т.д.

Следующее задание «Сочини историю по опорным словам» также направлено на развитие воображения и фантазии.

Учащиеся делятся на две-три группы. Каждая группа получает листок с опорными словами, по которым сочиняют историю в течение пятнадцати минут и затем она пересказывается представителями групп. Последовательность опорных слов значения не имеет, важно, чтобы они все были использованы в рассказе. После ознакомления с рассказом каждой группой выбирается самая интересная история.

Такая форма игры может проводиться при работе над текстом, перед чтением которого выписываются опорные слова, по ним каждый ученик составляет свою историю.

Вместо опорных слов учитель может выставить ряд картинок, и учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, воображение составляют рассказ, а затем читают текст и проверяют, насколько сочиненная ими история соответствует содержанию предложенного текста. 

В заключение хочу подчеркнуть, что все игры и упражнения создают благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды, помогают детям «проживать» воображаемые ситуации, способствуют интенсивному применению лексики, развивают чувство языка, умения работы с текстом. При этом учитель обеспечивает детям максимальную самостоятельность в творчестве, не дает прямых инструкций, помогает действовать независимо, а на основе тщательного наблюдения и оценки определяет их сильные и слабые стороны. Я считаю, что самое главное – не нужно сдерживать инициативы детей и делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. 

 

Список литературы:

1. Лащикова И.И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках английского языка/ Лащикова И.И. – «Иностранные языки в школе», 2003. С. 48-51

2. Коптелева И.Е. Игры со словами/ Коптелева И.Е. «Иностранные языки в школе», 2003. С.52-53

3. Ловчева Л. В. К вопросу о применении игровых образовательных технологий на практических занятиях по английскому языку в целях формирования познавательного интереса студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 40. – С. 39–41.