Информационная культура, системное мышление и формирующее оценивание

Дата публикации: 2020-01-22 13:14:46
Статью разместил(а):
Исаева Елена Николаевна

Информационная культура, системное мышление и формирующее оценивание

Information culture, systemic thinking and formative assessment

 

Автор: Исаева Елена Николаевна

МОБУ «СОШ № 10» Арсеньевский городской округ, Приморский край, Россия.

e-mail: elvikis@mail.ru

Icaeva Elena Nikolaevna

School № 10, Arsenvsky urban district, Primorsky Krai, Russia.

e-mail: elvikis@mail.ru

 

Аннотация: Учащиеся становятся субъектами саморазвития в условиях применения формирующего оценивания, системно-деятельностного подхода, техник развития креативности.

Abstract: Students become subjects of self-development in the context of the application of formative assessment, a system-activity approach, creativity development techniques.

Ключевые слова: информационная культура, ключевые компетенции, системное мышление, креативность, формирующее оценивание.

Keywords: information culture, key competencies, systems thinking, creativity, formative assessment.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО. 

 

Современные учащиеся живут в обществе с широчайшим доступом к разнообразной информации, высоким уровнем развития средств создания, сбора, переработки, доставки и распространения информации, всеобщей компьютеризацией, взрывообразным ростом коммуникаций всех видов. Во всём мире наблюдаются попытки формирования информационного общества. В России реализуется стратегическая приоритетная цель движения к информационному обществу.

В информационном обществе уровень знаний становится главным фактором и источником социальных различий.

Нашим сегодняшним ученикам и, в будущем выпускникам, предстоит жить и заниматься профессиональной деятельностью в обществе, социальная основа которого – это широкий слой работников, участвующих в сборе, создании, переработке, распространении и доставке информации.

Американский социолог Элвин Тоффлер, один из создателей теории информационного общества, назвал этот слой «когнитариатом» (от лат. cognitio — познание). В силу своей причастности к информационному процессу эти люди обязаны иметь хорошее образование, уметь самостоятельно обучаться и переучиваться, создавать новые научные и технические идеи, владеть информационными технологиями, быть потребителями обильных информационных потоков.

Одним из последствий информатизации общества является информационный кризис. Информационный кризис проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время. Он проявляется в следующем: информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации; возникает большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации. И становится важным формирование информационной культуры у детей, начиная с ранних стадий развития и образования.

Одной из важных задач курса информатики является развитие элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер.  Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать её полезность, достоверность и т.д. Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.

Решение задачи развития элементов информационной культуры я вижу в формировании ключевых компетенций.

Ключевые компетенции — узловое понятие в современной мировой образовательной практике, обозначающее совокупность базовых (ключевых, универсальных) знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть молодой человек в школьные годы для более полной последующей самореализации в основных своих статусно-ролевых проявлениях: семьянина, собственника, работника, потребителя, гражданина, творца.

В структуру ключевых компетенций входит компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. В условиях информационного кризиса формирование данной компетенции, по моему мнению, не возможно без развития системного мышлений учащихся, а также навыков оценки  ими своей деятельности, т.е. формирующего оценивания.

Системное мышление – это понимание действия системы, принципа обратной связи и факторов влияния на взаимодействие элементов. Системное мышление классифицируют как практический подход. Я согласна с мнением, что системное мышление – это не другой способ мыслить, это подход, при котором интересная вам ситуация рассматривается как цельная система с учетом всех действующих взаимосвязей.

Системное мышление - мышление, строго учитывающее все положения системного подхода - всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, нерасчлененного, синкретического мышления. В рамках системного мышления рассматриваются все известные типы мышлений.

На своих занятиях я предлагаю учащимся оценить, какие типы мышления в их случае развиты больше, а на развитии каких направлений стоит поработать. Для этого они получают оценочные карты, на которых кратко раскрыты признаки существующих типов мышления, познавательных процессов, основных логических приёмов образования понятий.

По итогам оценивания учащиеся выбирают приоритетные  для них направления развития из списка предложенных: постоянное расширение интересов и кругозора, составление (расширение) ментальных карт и моделей, наблюдения за успешной системой, ломать стереотипы и привычки, активно применять принцип обратной связи, решать творческие задачи, пользоваться компьютерными средствами и инструментами визуализации информации, тренинги памяти, внимания.

В рамках развития системного мышления, я считаю важным развитие креативности. На своих занятиях, при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся применяю техники креативного мышления, к которым относятся:

·         мозговой штурм;

·         модерация: метод 635;

·         метод коллективного блокнота;

·         ментальные карты;

·         составление ментальных карт;

·         бисоциация;

·         синектика;

·         мыслительные стулья и мыслительные колпаки;

·         контрольная таблица Осборна;

·         метод случайных входящих сигналов.

            Как соотносится содержание образования по предмету информатика, системное мышление, формирующее оценивание, ключевые компетенции?

Сами темы говорят об этом:

·         Информация и информационные процессы.

·         Моделирование как метод познания мира.

·         Объекты и системы.

·         Понятие как форма мышления.

Эти темы с возрастанием уровня сложности непрерывно проходят через весь курс школьной информатики. Для разных возрастных групп ставлю различные цели саморазвития.

Начинаю в 5 классе. Цель – саморазвитие познавательных способностей: памяти, внимания.  

В 6-8 классах занимаемся саморазвитием основных логических приёмов образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

В 9-11 классах учащиеся нацелены на саморазвитие креативного и системного мышления.

Мои педагогические системные цели развития учащихся на каждом занятии – это комплексное формирование и развитие  ключевых компетенций с вкраплением ступенек действий учащихся по саморазвитию.

Применение системно-деятельностного подхода с элементами формирующего оценивания позволяют мне выстраивать такую образовательную систему, в которой учащиеся становятся субъектами деятельности по саморазвитию.

 

Список литературы:

1. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - М.: Каро, 2008. - 362 c.

2. Афанасьев С.В. Информационная культура: типологический анализ // Философская мысль. – 2018. – № 1. – С. 59 - 70.

3. Макдермотт Иан. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем; Альпина Паблишер - М., 2015. - 256 c.

Матиас Нёльке. Техники креативности. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 144с.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).