Стратегии смыслового чтения как средство обеспечения качества образования
Стратегии смыслового чтения как средство обеспечения качества образования
Автор: Демидович Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 16»
Повышение эффективности и качества образования – основная цель государственной политики в сфере образования. В федеральных государственных образовательных стандартах всех ступеней школьного образования и в примерных образовательных программах говорится о личностных и метапредметных результатах обучения, в которых чтению отводится особая роль. Чтение рассматривается как средство продолжения образования и самообразования, как средство познания мира и себя в этом мире, средство гармонизации человека и общества, создания образа будущего. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Стратегия смыслового чтения - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно - смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Огромная роль при формировании навыков смыслового чтения, на наш взгляд, отводится учителю – словеснику. Педагоги МБОУ «Гимназии №16», работая над данной проблемой, выработали систему методов и приемов смыслового чтения, часть из которых, на наш взгляд, заслуживает отдельного внимания.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Как правило, на уроках литературы мы чаще работаем с текстом «после чтения». Поэтому хочется уделить внимание методам и приемам других этапов осмысления текста.
На этапе «до чтения текста» интересным приемом является так называемая антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Предвосхищение можно использовать на тексте небольшого объема, который предполагается целиком прочитать в классе (А.С. Пушкин «Узник», 6 класс, И.А. Бунин «Легкое дыхание», «Солнечный удар», А.П. Чехов «Моя она», 11 класс). Работу начинаем с обсуждения заголовка, предлагаем учащимся предположить, о чем пойдет речь в тексте.
А.С. Пушкин «Узник».
Прочитайте заголовок стихотворения.
Кто такой узник?
Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении?
Все предположения обязательно фиксируем в рабочем листе урока. Часто фиксированные предположения в конце урока помогают определить идею, расширить и углубить ее понимание. Желательно, чтобы учащиеся смогли объяснить, почему они предполагают то или иное, от какого значения слова или слова в заголовке отталкиваются.
Здесь может быть использован прием «Рассечение вопроса». Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
А.П. Чехов «Моя она».
В чем особенность заголовка? Предположите, о чем пойдет речь в тексте с заголовком «Моя она»?
Чтение текста осуществляется по частям; после каждой из частей делается остановка, во время которой вначале организуется беседа по вопросам (о чем будет говориться далее? как эту мысль может развить автор? на какие установки может опираться автор, развивая мысль?), а затем учащимся предлагается повторить (прочитать) актуализируемую часть и далее продолжить ее, «раздвигая» ее завершающую границу посредством развития содержащейся в ней мысли. Следующим этапом может стать реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.
На этапе «до чтения» с текстом научного стиля используем прием «выделенных» или «жирных» слов». Учащимся предлагается, используя просмотровое чтение, определить, о чем пойдет речь в тексте, припомнить, что они об этом знают, что предполагают узнать, как связан новый материал с уже им известным.
Таким образом, нельзя недооценивать этап работы «до чтения текста», так как он является основой смыслового чтения.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс]
2. Галактионова Т. Г. Педагогика текста: опыт семиотического решения / Авт. – сост. и научный редактор - Т. Г. Галактионова. – Спб, 2013
3. Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО: сборник тезисов международной научно-практической конференции. 7 апреля 2016 года / государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2016. – 156 с.