Информационно-предметная среда как средство развития личности обучаемого
Информационно-предметная среда как средство развития личности обучаемого
Informational-objective environment as a means of the student’s personality development
Авторы: Соломахина Ирина Александровна
ГБПОУ ВО «Борисоглебский дорожный техникум», Борисоглебск, Россия
e-mail: irastrawflt@mail.ru
Solomakhina Irene Alexandrovna
Borisoglebsk Itinery College
e-mail: irastrawflt@mail.ru
Сергеева Валентина Петровна
ГБПОУ ВО «Борисоглебский дорожный техникум», Борисоглебск, Россия
e-mail: mssergeeva@mail.ru
Sergeeva Valentina Petrovna
Borisoglebsk Itinery College
e-mail: mssergeeva@mail.ru
Аннотация: В настоящее время необходимо интенсифицировать процесс обучения иностранному языку, чему активно способствует создание в учебном заведении информационно-предметной среды. Для ее создание не требуется особых условий, достаточно просто иметь медиаресурсы. Возможность и эффективность такой работы были доказана нами в результате проведенного в ГБПОУ ВО «БДТ» эксперимента.
Abstract: Nowadays it is necessary to intensify the process of teaching foreign languages, and informational-objective environment contributes greatly to it. Such environment doesn’t require any special conditions but for media resources. We have proved this provision as well as the effectiveness of the method during our work at Borisoglebsk Itinery College.
Ключевые слова: информационно-предметная среда, медиаресурсы, эффективность, эксперимент.
Keywords: informational-objective environment, media resources, effectiveness, experiment.
Тематическая рубрика: средняя школа, НПО, СПО.
В современных условиях все сложнее поддерживать высокий уровень образования с применением только традиционных методов обучения. Педагоги вынуждены постоянно искать новые методы и формы образовательной деятельности, совершенствовать методику обучения. Неотъемлемой частью этого является компьютеризация образования. Гибкое сочетание традиционных и информационных технологий позволяет сделать образование эффективнее.
Применение информационных и телекоммуникационных технологий само по себе не приводит к повышению эффективности образовательного процесса. Целесообразно создание в учебном заведении информационно-предметной среды, обеспечивающей гуманизацию образования, повышение его креативности, создающей условия для саморазвития личности [1].
Л.З. Давлеткиреева трактует понятие информационно-предметной среды как «совокупность педагогических, информационно-коммуникативных, материально-технических компонентов, необходимых для организации самостоятельной, информационно-поисковой, научно-исследовательской и учебной деятельности обучающихся по формированию профессиональных знаний и умений в выделенной предметной области в процессе решения профессионально-ориентированных задач» [2, с. 60-61]. Она формулирует следующие принципы построения информационно-предметной среды [Там же, с. 33]:
1. Полноты. Информационно-предметная среда содержит полный объем информации о системе подготовки (методической, образовательной, нормативной, стандартами).
2. Эффективности. Используется весь спектр возможностей информационно-предметной среды, применяются существующие образовательные информационные сетевые ресурсы.
3. Объектный. Построение содержания материала позволяет сделать его гибким и адаптироваться к новым реалиям внешней среды.
4. Целостности. Информационно-предметная среда - унифицированная, коммуникационная защищенная образовательная среда с единой системой эксплуатации и развития.
5. Структурированной избыточности. Обеспечивает развивающие возможности информационно-предметной среды и реализацию образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных траекторий.
6. Персонализации. Эффективное персональное взаимодействие с пользователями через средства настроек информационно-предметной среды, позволяющих организовывать доступ к информационным ресурсам в зависимости от категории пользователя.
7. Целенаправленности. Представление образовательных ресурсов в информационно-предметной среде для участников образовательного процесса.
8. Коммуникабельности. Информационно-предметная среда обеспечивает высокое разнообразие персональных и корпоративных средств коммуникаций и методов доступа.
9. Соответствия мировым тенденциям и стандартам. Информационно-предметная среда становится частью мировой образовательной среды.
Обучение в информационно-предметной среде выступает как динамическая система, целостная совокупность поступательно сменяющих друг друга образовательных ситуаций. Согласно определению И. Ломпшера и А. Коссовски [3, c.22-48], образовательная ситуация - это система психолого-педагогических и дидактических условий и стимулов, ставящая человека перед необходимостью осознанного выбора, корректировки и реализации модели обучения, то есть осуществления самостоятельной учебной деятельности.
Построение информационно-предметной среды, разумеется, может быть специфичным для каждого образовательного учреждения со своим видением подходов и учетом проблем учреждения, но в современных условиях для любой образовательной среды основой являются информационные средства и ресурсы.
Именно последнее является поводом для учителей и администраторов образовательных учреждений отвергнуть идею создания информационно-предметной среды в своем учебном заведении. Они говорят об отсутствии медиасреды учебного заведения и доступа к электронным ресурсам, о невозможности сделать каждый класс мультимедийным, об отсутствии необходимых пособий, структурированных для работы на компьютере, и т.д.
Для того, чтобы доказать, что для создания информационно-предметной среды не требуется особенных ресурсов, мы провели эксперимент в ГБПОУ ВО «Борисоглебский дорожный техникум» по обучению английскому языку в информационно-предметной среде. Для эксперимента были выбраны группы 1 курса: 1121 (экспериментальная группа) и 1311 (контрольная группа). Целью эксперимента было определение педагогических условий влияния информационно-предметной среды на развитие личности обучаемых. Эксперимент проходил в три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный.
Основной задачей первого – констатирующего этапа являлось обследование контрольной и экспериментальной групп по следующим параметрам: мотивация достижений; степень развития познавательных и регулятивных универсальных учебных действий; уровень обученности учащихся.
Мотивационная сфера личности учащихся при изучении иностранного языка диагностировалась по следующим параметрам: уровень мотива избегания неудач; уровень мотива стремления к успеху (учения).
Для диагностики мотивации достижений использовался тест-опросник А. Мехрабиана, усовершенствованный М.Ш. Магомед-Эминовым [24].
Результат обследования обеих групп обучающихся однозначно показал, что подавляющее большинство из них (75 - 85%) имеет доминирующим мотивом обучения избегание неудач.
Для оценки развития познавательных учебных действий испытуемым были даны компетентностные задания [4]. Они позволяли проверить способность использовать полученные на уроках знания в ситуациях межкультурной коммуникации; умение выявлять вопросы, на которые можно ответить, используя имеющиеся знания и умения; умение делать выводы, аргументировать свою позицию; способность работать с знаково-символическими моделями (графиками, диаграммами, таблицами) и интерпретировать их; способность систематизировать и анализировать информацию; умение осуществлять пошаговое планирование и прогнозировать результат.
По результатам выполнения компетентностных тестов мы разделили тестируемых на 3 группы: группа «А» - с высоким уровнем развития познавательных учебных действий; группа «В» - со средним и группа «С» - с низким и обнаружили, что уровень развития познавательных учебных действий испытуемых средний (45 -50%) и низкий при полном отсутствии высокого.
Об уровне сформированности регулятивных учебных действий свидетельствуют: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. На основе рекомендаций А.Г. Асмолова [5] мы разработали тесты, оценивающие способность планировать цель и пути ее достижения; содержание цели как прогнозируемого результата собственной активной целенаправленной деятельности (активная цель); конкретность цели; временная перспектива; поэтапное планирование; степень активности в достижении цели; самооценка уровня достижения целей и задач этапов; коррекция деятельности на основе критериев и эталонов.
Результаты выполнения тестов также показали отсутствие группы с высоким уровнем развития регулятивных учебных действий (40 - 45% со средним уровнем и 60 – 55% - с низким).
По результатам констатирующего эксперимента мы отобрали в каждой группе по 20 человек с максимально сходными показателями для контрольной диагностики.
Далее мы, во-первых, организовали проведение уроков иностранного языка экспериментальной группы в кабинете информатики. За каждым учащимся было закреплено рабочее место; рабочие места были связаны в локальные сети, подключенные к рабочим местам преподавателя и имеющие выход в Интернет.
Во-вторых, мы организовали обучение экспериментальной группы по проектной методике, поскольку она предполагает достижение конкретного результата через построение системы практико-ориентированных задач различного типа и уровня сложности, включающих обучающихся в их решение через самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием предписаний алгоритмического типа и использование мультимедийных технологий.
Студенты 1 курса во время эксперимента изучали тему «Mass Media: Good or Bad». Экспериментальная группа была разделена по желанию обучающихся на 4 бригады по 5 человек, и каждая получила свою подтему: “Those who possess information rule the world” («Кто владеет информацией, тот правит миром» - история СМИ), “The 4th Power“ («Четвертая власть» - важность СМИ в современном обществе), “Brainwashing tools” («Орудие промывания мозгов» - отрицательное влияние СМИ на человека), “Media in Future”(«СМИ будущего» - перспективы развития СМИ). Защита проектов предполагала использование мультимедиа.
Тренировочная часть работы над проектами осуществлялась с помощью электронных учебников и обучающих ресурсов, что сделало формирование и совершенствование языковых умений и навыков интереснее и избавило от монотонности и снижения интереса к изучению языка.
По окончании эксперимента, на контрольном этапе, было проведено тестирование всех испытуемых, аналогичное констатирующему этапу. Затем проводилось сравнение и обобщение результатов срезов и подведение итогов опытно-экспериментальной работы.
Результаты обследования мотивационной сферы личности обучающихся показали:
1. В контрольной группе изменений в мотивационной сфере практически не произошло.
2. В экспериментальной группе число обучающихся с доминирующим мотивом избегания неудач сократилось до 48% против 75% до начала эксперимента. Таким образом, доминирующими стали мотивы учения.
По результатам выполнения компетентностных тестов для оценки развития познавательных учебных действий по завершении эксперимента мы также не отметили значимых изменений в контрольной группе. В экспериментальной количество испытуемых со средним уровнем сформированности познавательных учебных действий осталось практически тем же (49% против 45%); однако появились испытуемые с высоким уровнем, чего не было до начала эксперимента (21%), и значительно сократилось число обучающихся с низким уровнем (30% против 55%).
Динамика уровня сформированности регулятивных учебных действий испытуемых выглядит следующим образом: «нулевая» в контрольной группе; в экспериментальной - сохранение группы со средним уровнем (49%); появление группы с высоким уровнем (18%) и значительное сокращение группы с низким (33% против 51%).
Тесты диагностики степени обученности обеих групп дали аналогичные констатирующему этапу результаты для контрольной и повышение уровня обученности в экспериментальной.
Результаты исследования подтвердили положения о том, что, если учебная деятельность учащегося осуществляется в рамках специально спроектированной информационно-предметной среды, она приобретает качественно иное содержание и оказывает серьезное влияние на формирование личности обучаемого, о чем свидетельствует значительная динамика всех показателей в экспериментальных коллективах по сравнению с контрольными.
Использованная литература:
1. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Монография./ К.Г. Кречетников. - М.: Госкоорцентр, 2002. - 296 с.
2. Давлеткиреева Л.З. Информационно-предметная среда в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в университете. Монография./ Л.З. Давлеткиреева. - Магнитогорск : МаГУ, 2008. - 142 с.
3. Коссовски А., Ломпшер И. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / А. Коссовски, И. Ломпшер. – 224 с.
4. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Д.Б. Эльконин. - М., 2011.
5. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии./ А.Г. Асмолов. - Смысл, Москва, 2002, ISBN: 5-89357-112-6. 480 с.