Изучение физики как средство формирования мыслительных операций
Изучение физики как средство формирования мыслительных операций
Автор: Темникова Светлана Андреевна
На современном этапе развития общества человек оказывается в ситуации, которая ставит его перед необходимостью учиться всю жизнь.
Кроме того, для достижения успеха в любой сфере деятельности, особенно в профессиональной, человек должен обладать высоким уровнем развития мышления, прежде всего абстрактно-логического. Ведь будущий специалист должен уметь нестандартно подходить к решению поставленных задач, намечать пути решения вновь появляющихся. Новые задачи требуют умений анализировать, синтезировать, конкретизировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, а также логично, доказательно и обоснованно строить цепь суждений и умозаключений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте Основного общего образования определены главные направления деятельности, одним и из которых является личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, определяющий направленность его содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности; формирование готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Стандарт подчеркивает необходимость ориентации образования не столько на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, сколько на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Анализ направлений такой деятельности показывает, что их общим основанием являются обобщенные (метапредметные) знания, навыки и умения, формирование которых зависит от уровня развития мышления обучающихся.
Изучая физику - основу естествознания, можно успешно развивать все виды мышления, так как в процессе ее преподавания присутствуют различные виды учебно-познавательной деятельности: работа с учебной и дополнительной литературой, проведение наблюдений и выполнение эксперимента, решение задач и т.д.
Обучение решению задач в процессе изучения физики играет большую роль в процессе развития мышления обучающихся.
С точки зрения психологии: мышление – совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению относят именно активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений.
Инструментом познания человеком окружающей действительности являются мыслительные операции. Именно поэтому, формирование мыслительных операций является важнейшей задачей, решение которой позволяет гарантировать положительную социализацию выпускника школы в современном обществе, в также обеспечить его конкурентоспособность на рынке труда уже в качестве специалиста.
Тем не менее, практический опыт говорит о необходимости повышения уровня различных видов мышления обучающихся. Данная проблема проявилась еще сильнее с введением в практику сдачу единого государственного экзамена по физике, который необходим выпускникам общеобразовательных школ для поступления в технические вузы на физические и строительные факультеты.
В научных педагогических работах и исследованиях методике решения задач по физике всегда уделялось достаточно большое внимание. Это, прежде всего, работы А.В. Усовой, Н.Н. Тулькибаевой, С.Е. Каменецкого, В.П. Орехова, О.Ф. Кабардина, В.А.Орлова, И.Л.Касаткиной и др.
Обучение нельзя представлять как простую передачу знаний учителем обучающимся, которые этими знаниями еще не обладают. Это достаточно сложный процесс, и, как любой другой, он должен быть подчинен ряду правил и положений. Так что же самое главное в этом процессе?
Одной из приоритетных задач в современной школе в процессе усвоения знаний является развитие мышления учащихся. И.А. Зимняя утверждает, что обучение является условием, основой и средством умственного и, в целом, личностного развития человека. При этом, руководящая роль учителя в развитии мышления учащихся требует знания и понимания им принципов мыслительной деятельности. Это важно для систематической активизации мышления и продуктивного использования методов обучения. Учитель должен не просто излагать систему знаний, а способствовать формированию у обучающихся научного стиля мышления.
Таким образом, одной из основных целей учебного предмета «Физика» для каждого учителя должно стать развитие мышления обучающихся, прежде всего абстрактного-логического, формирование у обучающихся качеств мышления и качеств личности, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. На первый план выходит принцип приоритета развивающей функции в обучении физике и не только. Формирование мыслительных операций должно стать целью любого урока любого предмета.